«Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать
самому и я пойму.»
(Конфуций)
«Жизнь на уроке должна стать подлинной.
Сделать её такой – задача каждого из нас.»
Интеграция как способ
формирования метапредметных
компетенций на уроках биологии.
подготовила
Запорожец Наталья Васильевна
МБОУ СОШ №14 г. Новочеркасска
Слайд 2Общество требует от школы внедрения в учебный процесс
Новые формы и технологии
обучения
Постоянного повышения квалификации преподавателей
Использование на уроках интегрированных форм обучения
Осуществление метапредметных связей
Слайд 3Новые образовательные стандарты подразумевают вместо простой передачи ЗУН от учителя к
ученику
Умение учащего самостоятельно ставить учебные цели
Проектировать пути их реализации
Контролировать и оценивать свои достижения
Работать с разными источниками информации
Оценивать и на этой основе формулировать собственные мнения, суждения, оценку
Слайд 4В результате изучения всех предметов общего образования у учащихся сформируются ключевые
компетенции
личностные познавательные
коммуникативные регулятивные
Слайд 5 Метапредметность -
принцип интеграции содержания образования и выступает как
способ формирования мышления, обеспечивает формирование целостной картины мира в сознании ребенка
Под метапредметными результатами понимают универсальные способы действий - познавательные, коммуникативные- и способы регуляции своей деятельности включая, планирование, контроль и коррекцию.
Слайд 6 Метапредметные компетенции
Общеучебные умения информационно-логического характера
Организация собственной учебной деятельности
Основные универсальные умения
информационного характера
Использование средств информационных и коммуникативных технологий
Принятие решений и управление
Формирование навыков исследовательской деятельности
Взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
Ориентация учащихся в различных областях
Слайд 7Преимущества
интегрированных (бинарных) уроков:
Способность повышения мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся,
целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон
В большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делатьвыводы; интенсификация учебно-воспитательного процесса, снимает перенапряжение, перезагрузку
Не только углубляет представление о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонней развитой, гармонически и интелектуально развитой личности
Интеграция является источником нахождения связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах
Интегрированные уроки позволяют систематезировать знания
Формируют в большей степени общеучебные умения, навыки и рациональные навыки учебного труда, как следствие и метапредметные компетенции
Способствуют росту профессионального мастерства учителя, так как требуют от него владения методикой интенсификации учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода в обучении
Слайд 8 Методы
интегрированного обучения
Активное использование знаний, полученных на уроках по другим
предметам (привлечение понятий, образов, представлений из других дисциплин)
Рассмотрение комплексных проблем, которые по самой сути требуют привлечения знаний из разных предметов (например химия, экология, физика, математика)
Исследовательский метод (учащиеся самостоятельно сопоставляют факты, суждения об одних и тех же явлениях, событиях, устанавливают связи и закономерности между ними, применяют совместно выработанные учебные умения).
Слайд 9Особенности
метапредметного занятия
Это интегрированное занятие
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи
им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Содержание составляют деятельносные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Системная работа со способом: если ученик освоил решение задач на три параметра в математике, учитель дает ему решение задачи этого же типа, но с биологии, химии или физики
Учитель должен хорошо знать свой предмет и его возможности
Слайд 10Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Преимущества .
Способствует успешной
социализации выпускников за счет создания адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающегося обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, электронным источникам ----формирование информационно-культурной личности в целом
Выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности
Актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах ---- развиваются творческие способности учащихся
Обучающиеся осваивают технологию проведения исследования
В процессе интеграции естественных и гуманитарных наук
формируются метапредметные
умения:
аналитические,
учебно-информационные,
коммуникативно-речевые.
Слайд 12На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают действительность,
находят причинно-следственные связи, происходит формирование следующих умений:
-Умение сопоставлять явления и факты
-Умение выделять главное
-Умение составлять из отдельных элементов целую картину
-Умение формулировать общую проблему
-Умение делать философские, экономические, политические, нравственные выводы
Слайд 13Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей
действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно-информационные умения:
умение извлекать информацию из различных источников
умение составлять план
умение отбирать материал по заданной теме
умение составлять письменные тезисы
умение подбирать цитаты
умение составлять таблицы, схемы и графики.
Слайд 14 Формируются необходимые коммуникативно-речевые метапредметные умения
Умение составлять связное устное высказывание
Умение соблюдать
грамматические нормы
Умение выделять интонационно-значимые части высказывания
Умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения
Умение соблюдать определенный стиль речи в сообщениях и докладах
Умение использовать различные средства наглядности
Умение выражать свое мнение и аргументировать его
Умение оформлять научно-исследовательские работы
Умение пересказывать текст(подробно, выборочно, сжато)
Умение вести дискуссию
Слайд 15Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отбражать
умение самостоятельно
определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
Слайд 16
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться
в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Слайд 17
Примеры собственных разработок интегрированных уроков:
Интегрированный урок биологии
и информатике по теме «Нестандартные типы полей в СУБД Access» в 9 классе. Изучение данной темы является углублением курса информатики. На уроке формируются знания, умения и навыки создания в СУБД Access поля типа МЕМО, поля объекта OLE, поиск информации в Интернет. Одновременно активизируются знания по биологии, а именно, информация об ученых биологах и их вкладе в развитие биологии как науки. В процессе выполнения практической работы на уроке обучающимися создается база данных, содержащая информацию об учёных (ФИО, краткая биография, фотография, открытия).
Интегрированный урок ИЗО и информатики «Графический редактор Paint. Типы орнаментов». Данный урок позволяет учителю ИЗО рассмотреть типы орнаментов познакомить учащихся с элементами растительного орнамента. Одновременно закрепляются и отрабатываются умения и навыки учащихся работать с инструментами графического редактора: кисть, кривая, эллипс, выделение; выполнять операции копирования фрагмента рисунка и т.п.
Слайд 18
Интегрированный урок по истории Донского края и информатике в 5
классе «Казаки. Жилища казака. История вещей, посуда. Казачьи символы. Обычаи, обряды и праздники на Дону. Создание презентаций». На данном уроке учащиеся разбивались на рабочие группы. Каждая из групп получала тему презентации: «Казаки-люди вольные», «Жилища казака», «История вещей, посуда», «Казачьи символы», «Обычаи, обряды и праздники на Дону». Используя материал учебника, возможности сети Интернет учащиеся подбирали материалы для своих презентаций. Итогом урока стали презентации по указанным выше темам, а обучающие в процессе выполнения практической работы учились работать в группе, отбирать необходимую информацию, подбирать иллюстрации к текстовому материалу, расширили и углубили знания по истории. Учителем информатики оценивалось умение находить нужную информацию, создавать презентацию, настраивать показ презентации.
Слайд 19
Интегрированный урок по технологии, физкультуре и биологии. Задание с ГИА
№ 31 используя таблицу энергетической и пищевой ценности продукции и Таблица энергозатраты при различных видах активности. При ответе на вопросы используйте данные таблиц и ранее полученные знания по предметам, умение строить схемы, делать анализ на основе просмотра видеофильмов, умение быстро обрабатывать большой объем информации, четко и ясно выражать свои мысли.
Интегрированный урок по химии и биологии. Белки. Жиры. Углеводы. Нуклеиновые кислоты. Строение, функции. Использование информационных технологий и видеоуроков по данной теме, создание моделей ДНК и РНК, умение быстро обрабатывать большой объем информации, умение строить схемы и таблицы, выполнение схематических рисунков.
Слайд 20Спасибо за внимание!
Всем удачи в новом учебном году!