Слайд 1Формирование ключевых компетенций обучающихся в ходе реализации системно-деятельностного подхода на уроках
биологии.
Подготовила учитель биологии и географии МБОУ
«СОШ средняя школа №35 г. Курска"
Бунина Н. В.
Слайд 2«Школа не должна научить
на всю жизнь,
Школа должна научить учиться всю
жизнь»
Восточная мудрость
Слайд 3Переход к новым образовательным стандартам подразумевает вместо простой передачи знаний, умений
и навыков от учителя к ученику, развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.
Слайд 8Ценностно — смысловая компетенция.
Формирую путем постоянного обращения к реальной жизни, к окружающей
действительности. На уроках использую живые объекты, рассматриваю явления, с которыми ученик часто сталкивается в жизни, не зная причин и механизмов их возникновения. Это формирует новый взгляд на уже знакомые вещи.
В рамках этой компетенции формирую способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем (задавать себе и окружающим вопросы “почему?”, “зачем?”, “в чем причина?”, “как это устроено?”, осознавать свою роль и предназначение в нем — “а я смогу так?”, “как это сделать?”)
Слайд 9Общекультурная компетенция.
На первых этапах изучения - осознание роли науки биологии в
жизни человека, её влияние на мир, начало освоения учеником научной картины мира; в дальнейшем -овладение познаниями и опытом деятельности науки биологии – как составной части жизни человека и человечества, осознание роли биологии в бытовой, культурной, досуговой сферах, её влияние на мир, формирование освоения учеником научной картины мира.
Например, при изучении темы «Биология и её роль в жизни человека» в 5 классе. Решаем проблему- Какова роль биологии в жизни современного человека?
Класс делится на группы, каждая выполняет своё задание.
Слайд 10
Подведение результата изучения темы. Выражение решения в виде схемы схемы.
Создаёт необходимую
для человека окружающую среду накормить людей
сохранить здоровье достичь гармонии
с живой природой
биология
Слайд 12Использование модели многоэкранной схемы для постановки и ответов на вопросы о
приспособлениях к фотосинтезу (ставили вопросы и самостоятельно отвечали на них учащиеся 6-го класса).
Таблица . Приспособления растения к улавливанию солнечного света.
Слайд 13В качестве дополнительного творческого задания детям было предложено изобрести новую крону.
Слайд 14На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательного интереса и
творческой активности я использую загадки, ребусы, кроссворды, задание «Исключи лишнее»,
«Исключите лишнее понятие»
(объединение по определённому признаку)
1.Трахеи, жабры, устьица, лёгкие
2.Артерии, лёгкие, вены, капилляры
3.Артерии, вены, гемоглобин, капилляры
4. Рибосомы, митохондрия, хлоропласт
5.Растения, животные, бактерии, грибы
6.Аминокислота, нуклеотид, глюкоза, белок.
Слайд 15«Сравнение понятий».
(выявление общих существенных понятий).
Слайд 16Объединение слов в логические цепочки:
Вещество- строение - свойства – функции.
Крахмал, сладкий,белый,
дисахарид, прозрачный, запас веществ, безвкусный, растворимый, сахароза, полисахарид, источник энергии, нерастворимый.
Слайд 17Между 1 и2 понятием существует связь, найдите аналогичную связь между 3
и одним из предложенных понятий.
А) тонкий кишечник : всасывание= почки : ?
Дыхание, выделение, размножение
Б) мышцы : движение = скелет : ?
Координация, опора, движение
Слайд 18Между 1 и2 понятием существует связь, найдите аналогичную связь между 3
и одним из предложенных понятий.
А) тонкий кишечник : всасывание= почки : ?
Дыхание, выделение, размножение
Б) мышцы : движение = скелет : ?
Координация, опора, движение
Слайд 19Коммуникативная.
Подразумевает использование различных коллективных приёмов на занятиях :
работа в группе,
парах,
дискуссия,
дидактические игры и другие.
Слайд 22Заключение.
Таким образом, формирование компетенций происходит на всех этапах образовательного процесса.