Слайд 1ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА В ТВОРЧЕСКИХ ГРУППАХ. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ, ЛИЧНОСТНЫХ
И РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Корчагина Ольга Николаевна,
учитель химии и биологии МБОУ ООШ с. Поддубровка Усманского муниципального района Липецкой области
Слайд 4Приёмы формирования личностных УУД
1. Выдвижение проблемного вопроса
- Почему клетку считают единицей
строения живых организмов?
- Почему о грибе говорят: «Это не растение и не животное – это то и другое»?
Создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого
- Как вы объясните высказывание Френсиса Бэкона: «Управлять природой можно лишь подчиняясь ей»?
Слайд 52. Создание проблемной ситуации на основе приведения противоположных точек зрения по
одному и тому же факту
а) Древнегреческий естествоиспытатель Теофраст полагал, что лишайники - это наросты деревьев или водоросли;
б) Французский врач и ботаник Жозеф Питтон де Турнефор в своей системе выделил лишайники в отдельную группу в составе мхов;
в) Шведский учёный Эрик Ахариус выделил лишайники в самостоятельную группу.
Кто из учёных прав?
3. Сообщение парадоксального факта
Чем объяснить такой факт: «При поджаривании лук и морковь становятся румяными?»
Слайд 65. Выполнение творческих заданий
Подготовка и защита творческих работ по темам:
«Домашние животные нашей местности»,
«Влияние деятельности человека на природу родного края»,
«Природная зона, в которой я живу».
Творческие задания.
1.По остроумному определению нобелевского лауреата Питера Медавара - «вирусы это плохие новости в упаковке из белка». Объясните суть высказывания.
2.“Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа…”
Пушкин “Памятник”
? Объясните явление с точки зрения ботаники.
Слайд 8Приёмы формирования регулятивнных УУД
«Ищу ошибки»
Прочитайте текст и найдите в нём
биологические ошибки.
Прогнав злого Волка, Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф задумались, что же им делать дальше. И решили они устроить огоpод. Ниф-Ниф посадил арбузное дерево, на котором осенью созрели большие зеленые клубни, Нуф-Нуф посеял горох а осенью из его семян приготовил зернистую икpу и овсяную кашу. А Наф-Наф занялся выращиванием осота полевого. Он съездил в гоpод и купил семена лучших сортов. Чтобы осот созрел скоpее, Наф-Наф решил выващивать его в паpнике. Днем он закpывал паpник полиэтиленовой пленкой, а ночью открывал, чтобы осот пpоветpивался. Осенью тpи поpосенка с большим удовольствием ели сладкие ягоды осота.
Слайд 9- Спланируй работу.
- Проверь работу товарища, исправь возможные ошибки, объясни правописание.
-
Составь алгоритм действий для проведения лабораторной работы.
- Определи цель и (или) задачи урока.
- Сформулируй проблему, с которой ты столкнулся, и попробуй составить план действий для её разрешения.
Слайд 11Приемы формирования познавательных общеучебных УУД
Формулирование познавательной цели:
зачитать стихотворение,
предложить разгадать ребус,
отгадать загадку,
ответить на вопросы кроссворда, где ключевое слово подскажет цель урока,
показать видеофрагмент.
Поиск и выделение информации, знаково-символическое моделирование:
работа с графиками,
представление текстовой информации в виде схем, таблиц.
Дополните схему: «Лишайник = ? + ?»
Слайд 12Прием на восстановление информационных пропусков в тексте
Под микроскопом хорошо видна
__________ , защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой.
При окрашивании йодом выделяется __________ , которое является хранителем наследственной информации.
Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – __________ , в которой располагаются органеллы.
Клеточный сок находится в __________ .
Слайд 13Приемы формирования познавательных логических УУД
Классификация - распределение каких-либо объектов по классам,
отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.
Задание: у меня на столе лежат карточки с изображением разных организмов. Выберите себе по одной карточке и распределитесь по группам в соответствии с характерной для вашего организма средой обитания.
Слайд 15Обобщение - мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных
предметах и явлениях.
Задание:
Слайд 16Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.
Задание:
Слайд 18Сравнение – это умение устанавливать черты сходства (сопоставление) и различия (противопоставление).
Задание:
укажите черты сходства и различия в строении растительных и животных клеток.
Слайд 19Установление причинно-следственных связей – это способность определять взаимосвязь явлений, в возникновении
и развитии которых одно служит причиной, а другое следствием.
Задание:
Слайд 20Прием «Синквейн».
Общеизвестный прием, развивающий умение находить в информационном материале наиболее существенные
элементы, делать выводы и кратко их формулировать.
Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Слайд 21Синквейн на тему «Клетка»
1. клетка
2. элементарная, одноклеточная
3. существует, самовоспроизводит, развивается
4. единица строения и жизнедеятельности организмов
5. жизнь
Слайд 22Практическая часть - работа в творческих группах.
1 группа - задание по
формированию личностных УУД (сообщение парадоксального факта), 6 класс.
Чем объяснить такой парадоксальный факт: «цветение воды – массовое размножение водорослей – сопровождается гибелью (замором) рыбы?»
Слайд 232 группа - задание по формированию регулятивных УУД («преднамеренные ошибки»)
Найдите ошибки
в приведенном ниже тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.
1. Снаружи семя цветкового растения покрыто кожурой.
2. Самой главной частью семени является эндосперм.
3. Зародыш семени состоит из зародышевого стебля, почки и корня.
4. В семенах однодольных растений семядоля выполняет функцию запаса питательных веществ.
5. Двудольные растения содержат две семядоли в семени.
Слайд 243 группа - задание по формированию познавательных логических УУД (обобщение), 6
класс.
Выстроить логические цепочки, т.е. упорядочить набор слов:
а) Плод, почка, семя, цветок.
б) Клетка, лес, растительность, береза, ядро, лист.
4 группа - задание по формированию познавательных логических УУД (сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений), 6 класс
Монстера, которая стоит в кабинете, имеет дыхательные корни, а еще ее называют деликатесной, и она может предсказывать дождь. Подумайте, почему ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортится погода?
Слайд 255 группа - задание по формированию познавательных общеучебных УУД (восстановление информационных
пропусков в тексте), 6 класс.
Заполнить пропуски в тексте: «Растения по способу питания - ………. . Они сами образуют ……….. в процессе ………… в листьях на ……… . Органические вещества передвигаются ко всем органам растения по ……… луба (флоэмы) коры. Вода с минеральными веществами всасывается из почвы через ……… , затем передвигается по ………..древесины (ксилемы ) под действием …….. и ………», используя предложенные слова: сосуды, ситовидные трубки, корневой волосок, испарение, корневое давление, свет, органическое вещество, автотрофы, фотосинтез
Слайд 26Рекомендации по развитию универсальных учебных действий
Личностные УУД:
•Помните, что каждый ребенок –индивидуален.
Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
•В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый - это тот человек, который «открывает» ему реальный мир.
•Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.
•Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. •Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Слайд 27Регулятивные УУД:
•Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения
по заданной тематике.
•Научите ребенка контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.
•Помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Познавательные УУД:
•Научите ребёнка мыслить системно (например, основное понятие (правило) –пример –значение материала).
•Постарайтесь помочь ученикам овладеть наиболее продуктивны-ми методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.
•Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.
•Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
Слайд 28"Толерантность"
1. Терпение
2. Невраждебный, конструктивный, неконфликтный
3. Взаимодействовать, уважать, прислушиваться
4. Мудрость человеческая и
в терпимости.
5. Миролюбие