Презентация, доклад на тему Подготовка к ЕГЭ по биологии 1 часть

Содержание

Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности. Часть 1 содержит 21 задание: 6 – с множественным выбором с рисунком или без

Слайд 1Подготовка к ЕГЭ по биологии
Газималикова Марина Абдулмуслимовна

Подготовка к ЕГЭ по биологииГазималикова Марина Абдулмуслимовна

Слайд 2Структура КИМ ЕГЭ

Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит
28 заданий

и состоит из двух частей, различающихся по форме и уровню сложности.

Часть 1
содержит 21 задание:
6 – с множественным выбором с рисунком или без него;
6 – на установление соответствия с рисунком или без него;
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
2 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.
Структура КИМ ЕГЭ Каждый вариант КИМ экзаменационной работы содержит 28 заданий и состоит из двух частей, различающихся

Слайд 3Часть 2

содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях

ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих высокий уровень биологической подготовки.

Распределение заданий КИМ по уровню сложности

Часть 1 содержит задания двух уровней сложности:
12 заданий базового уровня и
9 заданий повышенного уровня.

В части 2 представлено
7 заданий высокого уровня сложности.
Часть 2 содержит 7 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно

Слайд 4На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к

заданиям

Части 1 являются последовательность цифр, число или слово (словосочетание).
Части 2 (22–28) требуют полного ответа (дать объяснение, описание или обоснование; высказать и аргументировать собственное мнение).
Баллы, полученные за выполненные задания, суммируются.
1 балл —  за 1, 2, 3, 6 задания.
2 балла —  4, 5, 7-22.
З балла —  23-28.
Максимальный первичный балл -58
На выполнение экзаменационной работы по биологии отводится 3,5 часа (210 минут).Ответами к заданиямЧасти 1 являются последовательность цифр, число

Слайд 5Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:


Изменена модель задания в

линии 2.
Вместо задания с множественным выбором на 2 балла включено задание на работу с таблицей на 1 балл.
Максимальный первичный балл уменьшился на 1 и составил 58 баллов.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 г. по биологии:Изменена модель задания в линии 2. Вместо задания с множественным

Слайд 6Кодификатор по биологии –
один из документов, определяющих структуру

и содержание КИМ ЕГЭ

Включает в себя:

1) Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по биологии.

2) Требования к уровню подготовки выпускников, достижение которых проверяется на едином государственном экзамене по биологии
Кодификатор по биологии –один из документов, определяющих структуру

Слайд 7Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоков

Первый блок «Биология как наука.

Методы научного познания»
Второй блок «Клетка как биологическая система»
Третий блок «Организм как биологическая система»
В четвёртом блоке «Система и многообразие органического мира»
Пятый блок «Организм человека и его здоровье»
В шестой блок «Эволюция живой природы»
Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»

Экзаменационная работа состоит из семи содержательных блоковПервый блок «Биология как наука. Методы научного познания» Второй блок «Клетка

Слайд 8
Первый блок «Биология как наука.

Методы научного познания» контролирует материал о

достижениях биологии, методах исследования, об основных уровнях организации живой природы.

Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ

1)Биология как наука, ее достижения, методы познания живой природы.
2)Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
3)Уровневая организация и эволюция.
4) Основные уровни организации живой природы: клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
5)Биологические системы.
6) Общие признаки биологических систем: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, гомеостаз, раздражимость, движение, рост и развитие, воспроизведение, эволюция
Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» контролирует материал о достижениях биологии, методах исследования, об основных

Слайд 9ПЛАН РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Установочная лекция
Составление плана работы учащихся по

данной теме
Отработка основных понятий темы и
грамотности использования биологической терминологии
4. Отработка понимания сущности биологических процессов и явлений
5. Работа с опорными таблицами и схемами
6. Работа с рисунками
7. Решение биологических задач.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕУстановочная лекция Составление плана работы учащихся по данной темеОтработка основных понятий темы играмотности

Слайд 101. Установочная лекция
Проводится в несколько этапов:

1)Биология как наука.
2) Методы исследования в

биологии
3)Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира
4) Основные уровни организации живой природы
5)Биологические системы.
6) Общие признаки биологических систем:



1. Установочная лекцияПроводится в несколько этапов:1)Биология как наука.2) Методы исследования в биологии 3)Роль биологии в формировании современной

Слайд 11Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой

природе.

Предметом биологии являются все проявления жизни: строение и функции живых существ, их разнообразие, происхождение и развитие, а также взаимодействие с окружающей средой.

Основная задача биологии как науки состоит в истолковании всех явлений живой природы на научной основе, учитывая при этом, что целостному организму присущи свойства, в корне отличающиеся от его составляющих.

Термин «биология» встречается в трудах немецких анатомов Т. Роозе (1779) и К. Ф. Бурдаха (1800), однако только в 1802 году он был впервые употреблен независимо друг от друга Ж. Б. Ламар ком и Г. Р. Тревиранусом для обозначения науки, изучающей живые организмы.

Биология (от греч. биос — жизнь, логос — слово, наука) — это комплекс наук о живой природе.Предметом биологии являются все проявления жизни:

Слайд 12Метод исследования — это способ научного познания действительности.

Существуют общие методы исследования

(как биологические, так и других наук):
эксперимент, наблюдение, описание, сравнение, моделирование.

Частные научные методы биологии:
генеалогический – применяется при составлении родословных людей;
исторический – установление взаимосвязей между фактами, процессами, явлениями, происходившими на протяжении исторически длительного времени;
палеонтологический – выяснение родства между древними организмами, останки которых находятся в земной коре, в разных геологических слоях;
центрифугирование – разделение смесей на составные части под действием центробежной силы;
цитологический (цитогенетический) – исследование строения клетки, ее структур с помощью различных микроскопов;
биохимический – исследование химических процессов, происходящих в организме.


Метод исследования — это способ научного познания действительности.Существуют общие методы исследования (как биологические, так и других наук):

Слайд 13Методы познания живой природы

Методы познания живой природы

Слайд 14Достижения в биологии:

Наиболее важными событиями в области биологии, повлиявшими на весь

ход ее дальнейшего развития, являются:

Установление молекулярной структуры ДНК и ее роли в передаче информации в живой материи (Ф. Крик, Дж. Уотсон, М. Уилкинс);
Расшифровка генетического кода (Р. Холли, Х. Г. Корана, М. Ниренберг);
Открытие структуры гена и генетической регуляции синтеза белков (А. М. Львов, Ф. Жакоб, Ж. Л. Моно и др.);
Формулировка клеточной теории (М. Шлейден, Т. Шванн, Р. Вирхов, К. Бэр);
Исследование закономерностей наследственности и изменчивости (Г. Мендель, Х. де Фриз, Т. Морган и др.);
Формулировка принципов современной систематики (К. Линней)
Эволюционной теории (Ч. Дарвин)
Учения о биосфере (В. И. Вернадский).
Достижения в биологии:Наиболее важными событиями в области биологии, повлиявшими на весь ход ее дальнейшего развития, являются:

Слайд 15Все живые организмы на Земле делятся на две империи — империя

Клеточные и империя Неклеточные. Империя Клеточные объединяет организмы, имеющие клеточное строение. К неклеточным организмам относится вирусы, объединенные в царство Вирусы.

Свойства живых организмов

Все живые организмы на Земле делятся на две империи — империя Клеточные и империя Неклеточные. Империя Клеточные

Слайд 161. Важнейший признак живого организма — способность к размножению, способность к

передаче генетической информации следующему поколению. При бесполом размножении следующее поколение получают генетическую информацию от материнского организма, при половом — происходит объединение генетической информации двух организмов.
2. Живой организм является открытой системой, в него поступают питательные вещества, он использует различные виды энергии — энергию света, энергию, выделяющуюся при окислении органических и неорганических веществ, выделяет в окружающую среду продукты обмена веществ и энергию. Другими словами, между организмом и средой обитания происходит постоянный обмен веществ и энергии.
3. Клетки живых организмов образованы различными биополимерами, важнейшими из которых являются нуклеиновые кислоты и белки. Но мертвая лошадь также состоит из биополимеров, поэтому важно подчеркнуть их постоянное самообновление.
4. Пока организм жив, он воспринимает воздействия окружающей среды, под влиянием раздражителя происходит возбуждение и развивается ответная реакция на возбуждение. Возбудимость — важнейшее свойство организма.

Свойства живых организмов

1. Важнейший признак живого организма — способность к размножению, способность к передаче генетической информации следующему поколению. При

Слайд 175. В результате естественного отбора организмы удивительным образом адаптировались к конкретным

условиям обитания. Эта адаптация началась с эволюции на уровне молекул, затем на уровне органоидов клетки — на клеточном уровне, затем на уровне многоклеточного организма.

6. Для живых организмов характерна высокая степень организации, которая проявляется в сложном строении биологических молекул, органоидов, клеток, органов, их специализации к выполнению определенных функций.

7. Также к признакам живых организмов относятся рост, старение и смерть.

Свойства живых организмов

5. В результате естественного отбора организмы удивительным образом адаптировались к конкретным условиям обитания. Эта адаптация началась с

Слайд 18Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации

живой природы:

Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный.

Уровни организации живой материи

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой природы: Молекулярный.Клеточный.Организменный.Популяционно-видовой.Экосистемный.Биосферный.Уровни организации живой материи

Слайд 19Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых

кислот, находящихся в клетках и получивших название биологических молекул.
На клеточном уровне изучается строение клеток, строение и функции ее отдельных органоидов.

Уровни организации живой материи

На организменном уровне – строение тканей, органов и систем органов целостного организма.

Молекулярный уровень представлен молекулами органических веществ – белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот, находящихся в клетках и получивших

Слайд 20На популяционно-видовом уровне изучаются структура вида, характеристика популяций.

На экосистемном (биогеоценотическом) уровне

изучается структура и характеристика биогеоценозов.

На биосферном – изучается биосфера

Уровни организации живой материи

На популяционно-видовом уровне изучаются структура вида, характеристика популяций.На экосистемном (биогеоценотическом) уровне изучается структура и характеристика биогеоценозов.На биосферном

Слайд 21Составление плана работы учащихся по данной теме:

Решение заданий части

А на сайте «Решу ЕГЭ» или присланные на электронную почту.
Составить кластеры по темам «Предмет и задачи биологии» и «Методы изучения живой природы»
Найти в интернете 4 различных изображения описывающих методы изучения биологии(рисунок цветной, рисунок черно-белый, схема)
Разбор заданий высокого уровня сложности на уроках
Выполнение теста из заданий повышенного уровня сложности на уроке.
Составить 2 текста с биологическими ошибками по данной теме.
Заполнить словарь терминов
Составление плана работы учащихся по данной теме:  Решение заданий части А на сайте «Решу ЕГЭ» или

Слайд 221.Биология как наука изучает
Тест 1 Биология как наука. Методы научного познания.

Признаки и уровни организации живой природы.
Каким из биологических методов является близнецовый метод – изучение проявления признаков у однояйцевых близнецов?
1 описания 3 эксперимента
2 сравнения 4 моделирования
2. Какая наука изучает сообщества организмов в их взаимодействии
с неживой природой?
1 биотехнология 3 биоинженерия
2 биоинформатика 4 биоценология

3. Кто из ученых является основоположником генетики?
1 Карл Линней 3 Грегор Мендель
2 Чарльз Дарвин 4 Бжеймс Уотсон

4. С помощью какого метода изучают строение пластид?
1 биохимического 3 цитогенетического
2 световой микроскопии 4 электронной микроскопии.


1.Биология как наука изучаетТест 1 Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы.

Слайд 23
5. На каком уровне организации происходит обмен веществ и превращение энергии?


1 генетическом 3 органном
2 молекулярном 4 организменном
6. Какой из указанных уровней организации живой природы наименьший?
1 биоценотический 3 клеточный
2 популяционно-видовой 4 организменный
7. Как называется способность живых организмов воспроизводить себе подобных?
1 гомеостаз 3 наследственность
2 размножение 4 онтогенез
8. С помощью какого метода изучают строение клетки?
1 биохимического 3 наблюдения
2 микроскопии 4 цитогенетического
9. Признак живого, сущность которого состоит в способности организмов воспроизводить себе подобных, это
1 дискретность 3 репродукция
2 раздражимость 4 рост

5. На каком уровне организации происходит обмен веществ и превращение энергии? 1 генетическом

Слайд 2410
10. Одним из наиболее важных принципов организации биологических систем является их

1 гомеостаз 3 репродукция
2 открытость 4 саморегуляция
11. В систематике используется метод
1 классификации 3 обобщения
2 моделирования 4 сравнения
12. Выявить характер и тип наследования признаков из поколения в поколение на основе изучения родословной человека позволяет ….. метод генетики.
1 биохимический 3 генеалогический
2 близнецовый 4 гибридологический
13. Происхождение и эволюцию человека изучает
1 анатомия 3 палеонтология
2 антропология 4 систематика

14. На каком уровне организации живого происходят транскрипция и трансляция?
1 генетическом 3 органном
2 молекулярном 4 организменном

1010. Одним из наиболее важных принципов организации биологических систем является их 1 гомеостаз

Слайд 25Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий

термин.
Рассмотрите таблицу «Методы биологических исследований» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

Слайд 27
3. Отработка основных понятий темы
Работа со словарем терминов
Фронтальный опрос

Выполнение тестов части А
Задание на составление определения понятия


ИСПОЛЬЗУЯ СЛОВА ИЗ БИБЛИОТЕКИ, СОСТАВЬТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

Методы исследования это -



3. Отработка основных понятий темы Работа со словарем терминов Фронтальный опрос Выполнение тестов части А Задание на

Слайд 284. Отработка грамотности использования биологической терминологии
Устный опрос по данной теме

Составление учащимися текстов, содержащих биологические ошибки (текст состоит из 6 связанных по смыслу предложений, из которых 3 содержат биологические ошибки)
4. Отработка грамотности использования биологической терминологии Устный опрос по данной теме Составление учащимися текстов, содержащих биологические ошибки

Слайд 295. Отработка понимания сущности биологических процессов и явлений
Выполнение заданий повышенного

уровня сложности:
Задания на множественный выбор

Часть В. (выбрать правильные ответы)
Согласно современной клеточной теории
1)все организмы состоят из клеток 2) клетки могут самопроизвольно возникать из вещества окружающей среды 3) клетка является самостоятельной живой системой 4) в природе имеются многочисленные организмы, имеющие неклеточное строение 5) клетки всех организмов сходны по строению 6) клетки хранят, используют и передают наследствен­ную информацию
(-1356)

5. Отработка понимания сущности биологических процессов и явлений Выполнение заданий повышенного уровня сложности:    Задания

Слайд 30Задания на установление соответствия
Установите соответствие между методом и его особенностями: к

каждой позиции ,данной в первом столбце подберите соответствующую позицию из второго столбца


Задания на установление соответствияУстановите соответствие между методом и его особенностями: к каждой позиции ,данной в первом столбце

Слайд 31
6. Работа с опорными таблицами и схемами

6.  Работа с опорными таблицами и схемами

Слайд 346. Работа с разными типами рисунков

6. Работа с разными типами рисунков

Слайд 35
7. Решение биологических задач


Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом.

Определите хромосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае.
7. Решение биологических задачДля соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хромосомный набор (n) и число

Слайд 36В профазе мейоза I хромосомный набор клетки 2n4c ( за счет

удвоения ДНК в интерфазе I)
В профазе мейоза II хромосомный набор клетки 1n2c (т.к. прошло редукционное деление, а во время интерфазы II не происходит удвоения ДНК)
В метафазе мейоза II хромосомный набор клетки 1n2c (не происходит изменения набора по сравнению с профазой II)
В профазе мейоза I хромосомный набор клетки 2n4c ( за счет удвоения ДНК в интерфазе I) В

Слайд 37


В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и

молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК.
В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при

Слайд 38Хромосомный набор клетки дрозофилы 2n2c. (2n=8 и 2с=8).
Перед первым делением

в интерфазе I происходит удвоение ДНК и хромосомный набор становится 2n4c (2n=8; 4c=16)
Перед началом мейоза II проходит редукционное деление и интерфаза не сопровождающаяся удвоением ДНК. Хромосомный набор 1n2c (n=4; с=8)
Хромосомный набор клетки дрозофилы 2n2c. (2n=8 и 2с=8). Перед первым делением в интерфазе I происходит удвоение ДНК

Слайд 39Для подготовки к решению задач такого типа используется упражнение
В соматической клетке

животного 48 хромосом. Какое количество хромосом и молекул ДНК будет в клетках этого животного:

Для подготовки к решению задач такого типа используется упражнениеВ соматической клетке животного 48 хромосом. Какое количество хромосом

Слайд 40


Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической

клетки человека составляет около 6·10−9 мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты.
Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека составляет около 6·10−9 мг.

Слайд 411. Соматическая клетка имеет хромосомный набор 2n2c (2с= 6·10−9 мг)
2. Перед

мейозом происходит удвоение ДНК в синтетическом периоде интерфазы и хромосомный набор становится 2n4с (4с=12·10−9 мг)
3. После окончания мейоза хромосомный набор становится 1n1с (1с=3·10−9 мг)
1. Соматическая клетка имеет хромосомный набор 2n2c (2с= 6·10−9 мг)2. Перед мейозом происходит удвоение ДНК в синтетическом

Слайд 42Второй блок
«Клетка как биологическая система»

содержит задания, проверяющие:
1)знания о

строении, жизнедеятельности и многообразии клеток;
2)умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки, распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Распределение заданий по экзаменационной работе: « Клетка как биологическая система»
Вся работа 5–4 заданий
В части первой 4–3 задания
Во второй части 1 задание.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие: 1)знания о строении, жизнедеятельности и многообразии клеток; 2)умения

Слайд 43Элементы содержания проверяемые на ЕГЭ по разделу :
«Клетка как биологическая система»

2.1 Современная клеточная теория, ее основные положения, роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Развитие знаний о клетке. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира, доказательство родства живой природы

2.2 Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Сравнительная характеристика клеток растений, животных, бактерий, грибов

2.3 Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Взаимосвязь строения и функций неорганических и органических веществ (белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ), входящих в состав клетки. Роль химических веществ в клетке и организме человека

2.4 Строение клетки. Взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки – основа ее целостности



Элементы содержания проверяемые на ЕГЭ по разделу :«Клетка как биологическая система» 2.1 Современная клеточная теория, ее основные

Слайд 44
2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов.

Энергетический обмен и пластический обмен, их взаимосвязь. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез, его значение, космическая роль. Фазы фотосинтеза. Световые и темновые реакции фотосинтеза, их взаимосвязь. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

2.6 Генетическая информация в клетке. Гены, генетический код и его свойства. Матричный характер реакций биосинтеза. Биосинтез белка и нуклеиновых кислот

2.7 Клетка – генетическая единица живого. Хромосомы, их строение (форма и размеры) и функции. Число хромосом и их видовое постоянство. Соматические и половые клетки. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Митоз – деление соматических клеток. Мейоз. Фазы митоза и мейоза. Развитие половых клеток у растений и животных. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Роль мейоза и митоза
2.5 Обмен веществ и превращения энергии – свойства живых организмов. Энергетический обмен и пластический обмен, их

Слайд 45ПЛАН РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

Установочная лекция
Составление плана работы учащихся по

данной теме
Отработка основных понятий темы и
грамотности использования биологической терминологии
4. Отработка понимания сущности биологических процессов и явлений
5. Работа с опорными таблицами и схемами
6. Работа с рисунками
7. Решение биологических задач.
ПЛАН РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕУстановочная лекция Составление плана работы учащихся по данной темеОтработка основных понятий темы играмотности

Слайд 461. Установочная лекция
Проводится в несколько этапов:

1) Современная клеточная теория.

2) Многообразие клеток.

3)

Химический состав клеток.

4) Строение клеток.

5) Обмен веществ клеток.

6) Генетическая информация в клетке.

7) Митоз .Мейоз.






1. Установочная лекцияПроводится в несколько этапов:1) Современная клеточная теория.2) Многообразие клеток.3) Химический состав клеток.4) Строение клеток.5) Обмен

Слайд 47
1)Современная клеточная теория.
Клеточная теория — важнейшее биологическое обобщение, согласно которому все

живые организмы состоят из клеток.
Изучение клеток стало возможным после изобретения микроскопа. Впервые клеточное строение у растений (срез пробки) обнаружил английский ученый, физик Р. Гук, он же предложил термин «клетка» (1665 г.).
Голландский ученый Антони ван Левенгук впервые описал эритроциты позвоночных, сперматозоиды, разнообразные микроструктуры растительных и животных клеток, различные одноклеточные организмы, в том числе бактерии и пр.

1)Современная клеточная теория.Клеточная теория — важнейшее биологическое обобщение, согласно которому все живые организмы состоят из клеток. Изучение

Слайд 48Основные этапы развития клеточной теории
I этап
1590г - Ян Янсен

– первый микроскоп
1609 – 1610г - Галилео Галилей –изготовлен микроскоп
1665г – Роберт Гук – ячейки, соты, клетки
1700г - Антони ван Левенгук – одноклеточные организмы, бактерии
1831г – Роберт Броун – описал ядро


Основные этапы развития клеточной теорииI этап 1590г - Ян Янсен – первый микроскоп 1609 – 1610г -

Слайд 49Создание клеточной теории
В 1831 г. англичанин Р. Броун обнаружил в клетках

ядро.
В 1838 г. немецкий ботаник М. Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Немецкий зоолог Т. Шванн показал, что из клеток состоят и ткани животных.
В 1839 г. вышла книга Т. Шванна «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он доказывает, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Создание клеточной теорииВ 1831 г. англичанин Р. Броун обнаружил в клетках ядро. В 1838 г. немецкий ботаник

Слайд 50Создание клеточной теории
В 1831 г. англичанин Р. Броун обнаружил в клетках

ядро.
В 1838 г. немецкий ботаник М. Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Немецкий зоолог Т. Шванн показал, что из клеток состоят и ткани животных.
В 1839 г. вышла книга Т. Шванна «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений», в которой он доказывает, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Создание клеточной теорииВ 1831 г. англичанин Р. Броун обнаружил в клетках ядро. В 1838 г. немецкий ботаник

Слайд 51II этап
1839г - Томас Шванн

и Маттиас Шлейден
Сформулировали клеточную теорию:
Клетка – основная единица всех живых организмов;
Клетки животных и растений сходны по строению;
3. Клетки образуются из неклеточного вещества.
II этап 1839г -   Томас Шванн     и

Слайд 52
М. Шдейден и Т. Шванн ошибочно считали, что главная роль в

клетке принадлежит оболочке и новые клетки образуются из межклеточного бесструктурного вещества.
В дальнейшем в клеточную теорию были внесены уточнения и дополнения, сделанные другими учеными.
Еще в 1827 г. академик Российской АН К.М. Бэр, открыв яйцеклетки млекопитающих, установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие показало, что клетка является не только единицей строения, но и единицей развития всех живых организмов.
В 1855 г. немецкий врач Р. Вирхов приходит к выводу, что клетка может возникнуть только из предшествующей клетки путем ее деления.
М. Шдейден и Т. Шванн ошибочно считали, что главная роль в клетке принадлежит оболочке и новые клетки

Слайд 53III этап
1850г – Келликер – открыты митохондрии;

1855г - Рудольф

Вирхофф - открыл деление клетки- «Каждая клетка из клетки».

1866г – Эрнст Геккель – хранение и передача наследственной информации происходит через ядро;

1868 г- Ф.Мишер – открыты нуклеиновые кислоты;

1898г – Камилло Гольджи – открыт комплекс Гольджи;

III этап 1850г – Келликер – открыты митохондрии;1855г - Рудольф Вирхофф - открыл деление клетки- «Каждая клетка

Слайд 54IV этап
1930 г –создание электронного микроскопа

IV этап1930 г –создание электронного микроскопа

Слайд 55 Основные положения современной клеточной теории
1.Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития

живых организмов, вне клетки жизни нет.

2 .Клетка — единая система, состоящая из множества закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное образование.

3 . Ядро − главная составная часть клетки (эукариот).

4 . Новые клетки образуются только в результате деления исходных клеток.

5. Клетки многоклеточных организмов образуют ткани, ткани образуют органы. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Основные положения современной клеточной теории1.Клетка — единица строения, жизнедеятельности, роста и развития живых организмов, вне клетки жизни

Слайд 56 Дополнительные положения клеточной теории
Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня

сложности и не полностью гомологичны друг другу.
В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации — молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов — к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам.
Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция).
Клетки многоклеточных тотипотенты, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — к дифференцировке.

Дополнительные положения клеточной теорииКлетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны

Слайд 57
1. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми

они указаны. В разработку клеточной теории внесли вклад  1) А. И. Опарин 2) В. И. Вер­надский 3) Т. Шванн и М. Шлейден 4) Г. Мендель 5) Р. Вирхов

2. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о
 1) биогенной миграции атомов
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад
5) сходном строении клеток всех организмов
6) взаимосвязи живой и неживой природы

1. Выберите ДВА верных ответа из пяти и

Слайд 58 3. Выберите ДВА верных ответа из пяти и запишите цифры под которыми

они указаны. Согласно положению современной клеточной теории: клетки — являются единицей живого 1) фенотипической 2) структурно функциональной 3) роста и развития 4) биохимической 5) экологической 4. Какое значение для формирования научного мировоззрения имело создание клеточной теории.  5. Клеточная теория была создана 1) Р. Гуком 2) А. ван Левенгуком 3) М.Я. Шлейденом и Т. Шванном 4) И.И. Мечниковым

Слайд 596. Положение о том, что любая клетка возникает лишь в результате деления

другой клетки, сформу­лировал
1) А. ван Левенгук 2) М.Я. Шлейден 3) Т. Шванн 4) Р. Вирхов
7. Согласно современной клеточной теории
1) клетка является универсальной единицей строения организмов 2) клетки размножаются путём деления 3) клетка не обладает наследственной информацией 4) клетка не имеет механизмов передачи наследственной информации 5) клетка не является одним из уровней организации жи­вого 6) многоклеточные организмы являются системами: взаи­модействующих клеток

6. Положение о том, что любая клетка возникает лишь в результате деления другой клетки, сформу­лировал1) А. ван Левенгук

Слайд 609. Согласно современной клеточной теории
все организмы состоят из клеток 2) клетки могут самопроизвольно

возникать из вещества окружающей среды 3) клетка является самостоятельной живой системой 4) в природе имеются многочисленные организмы, имеющие неклеточное строение 5) клетки всех организмов сходны по строению 6) клетки хранят, используют и передают наследствен­ную информаци

10.)  Верными являются следующие утверждения:
1)в отдельных случаях клетка может возникать из бес­структурного неклеточного вещества 2) клетка не обладает всеми свойствами биосистемы 3) для растительного организма характерно большее ко­личество типов тканей, чем для животного 4) в организмах животных встречается большее количе­ство типов тканей, чем в растениях 5) обмен веществ одноклеточного организма существен­но отличается от обмена веществ клетки многоклеточ­ного организма 6) функционирование клетки многоклеточного организ­ма сходно с жизнедеятельностью одноклеточного ор­ганизма
9. Согласно современной клеточной теориивсе организмы состоят из клеток 2) клетки могут самопроизвольно возникать из вещества окружающей среды

Слайд 612) Многообразие клеток

2) Многообразие клеток

Слайд 62Империя неклеточные. Вирусы.
Вирусы открыты в 1892 г. Д.И.Ивановским при изучении мозаичной

болезни табака. Проходят через бактериальные фильтры и не развиваются на питательных средах.
Вирусы:
не имеют клеточного строения
содержат только один тип нуклеиновой кислоты (или ДНК, или РНК)
не имеют собственного метаболизма
не способны к росту и размножению
являются внутриклеточными паразитами (ультрапаразитами)
проявляют признаки, характерные для живых организмов, только паразитируя в клетках других организмов

Вирус МБТ
(мозаичной болезни табака, РНК-геномный)

Империя неклеточные.  Вирусы.Вирусы открыты в 1892 г. Д.И.Ивановским при изучении мозаичной болезни табака. Проходят через бактериальные

Слайд 63Империя клеточные.
Надцарство Прокариоты.

Империя клеточные.Надцарство Прокариоты.

Слайд 64
Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, многие бактерии могут фиксировать

атмосферный азот, благодаря этим бактериям почва обогащается азотом и повышается урожайность растений.
Бактерии участвуют в круговороте веществ в природе, многие бактерии могут фиксировать атмосферный азот, благодаря этим бактериям почва

Слайд 65Царство Животные объединяет организмы с гетеротрофным типом питания, подвижных, с ограниченным

ростом. Делится на подцарства Одноклеточные и Многоклеточные животные. Активное передвижение привело к появлению у большинства многоклеточных животных нервной системы и органов чувств.
Царство Животные объединяет организмы с гетеротрофным типом питания, подвижных, с ограниченным ростом. Делится на подцарства Одноклеточные и

Слайд 66Эукариотическая клетка
Ядро
Цитоплазма
Наружная плазматическая мембрана
Органоиды – постоянные структуры, имеющие определенное строение и

функции

Включения – непостоянные структуры клетки (капли жира, зерна крахмала и т.д.)

Гиалоплазма

Немембранные:
Рибосомы
Клеточный центр (центриоли)
Цитоскелет
Жгутики и реснички

Двумембранные:
Митохондрии
Пластиды
Хлоропласты
Хромопласты
Лейкопласты

Одномемранные:
Лизосомы
Эндоплазматическая сеть
Аппарат Гольджи
Вакуоли

Эукариотическая клеткаЯдроЦитоплазмаНаружная плазматическая мембранаОрганоиды – постоянные структуры, имеющие определенное строение и функцииВключения – непостоянные структуры клетки (капли

Слайд 67У растений и грибов имеется клеточная оболочка.
У растений из целлюлозы

(клетчатки), у грибов из хитина
У растений и грибов имеется клеточная оболочка. У растений из целлюлозы (клетчатки), у грибов из хитина

Слайд 68Сравнение эукариотических клеток

Сравнение эукариотических клеток

Слайд 70Строение клетки животного

Строение клетки животного

Слайд 73Сравнительная характеристика клеток эукариот

Сравнительная характеристика клеток эукариот

Слайд 77Примеры заданий
Верны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки

растений имеют вакуоли. Б. Все живые клетки растений имеют цитоплазму и ядро.
1) верно только А
2) верно только Б
3) оба суждения верны
4) оба суждения неверны

Примеры заданийВерны ли следующие суждения о клетках растений? А. Все живые клетки растений имеют вакуоли. Б. Все

Слайд 78Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у

них
1) хлоропластов
2) плазматической мембраны
3) оболочки из клетчатки
4) вакуолей с клеточным соком

Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них1) хлоропластов2) плазматической мембраны3) оболочки из

Слайд 79И растительная клетка, и животная клетка имеют
1) хлоропласты
2) митохондрии
3) клеточную стенку
4)

центральную вакуоль

И растительная клетка, и животная клетка имеют1) хлоропласты2) митохондрии3) клеточную стенку4) центральную вакуоль

Слайд 80Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак

характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК
А) растут в течение всей жизни
Б) активно перемещаются в пространстве
В) питаются готовыми органическими веществами
Г) образуют органические вещества в процессе фотосинтеза
Д) имеют органы чувств
Е) являются основным поставщиком кислорода на Земле

ЦАРСТВО
1) Растения
2) Животные

Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен. Для этого к каждому элементу

Слайд 81Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование?
1) прокариотная
2)

эукариотная
3) автотрофная
4) гетеротрофная

Как называют клетку, в состав которой входит изображённое клеточное образование?1) прокариотная2) эукариотная3) автотрофная4) гетеротрофная

Слайд 82Какой организм состоит из клеток, клеточные стенки которых состоят из целлюлозы?
1)

3)



2)



Какой организм состоит из клеток, клеточные стенки которых состоят из целлюлозы?1) 3)2)

Слайд 83Какой цифрой на рисунке обозначен органоид, имеющийся только в растительных клетках?
1) 1
2)

2
3) 3
4) 4
Какой цифрой на рисунке обозначен органоид, имеющийся только в растительных клетках?1) 12) 23) 34) 4

Слайд 84В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках
1) печени собаки
2)

листьев элодеи
3) клубня картофеля
4) бактерий туберкулёза
Растительные клетки способны к фотосинтезу. Этот процесс происходит в
1) рибосомах
2) митохондриях
3) лейкопластах
4) хлоропластах

В качестве запасающего вещества гликоген активно накапливается в клетках1) печени собаки2) листьев элодеи3) клубня картофеля4) бактерий туберкулёзаРастительные

Слайд 85Общим для растительных и животных клеток является
1) наличие хлоропластов
2) способ питания
3)

строение клеточной стенки
4) наличие ядра
В состав клеток растений, в отличие от грибов, входят
1) ядра
2) крупные центральные вакуоли
3) митохондрии
4) рибосомы

Общим для растительных и животных клеток является1) наличие хлоропластов2) способ питания3) строение клеточной стенки4) наличие ядраВ состав

Слайд 86Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которой он характерен.

Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ПРИЗНАК
А) наличие клеточной стенки из хитина
Б) наличие пластид
В) наличие клеточной стенки из целлюлозы
Г) наличие запасного вещества в виде крахмала
Д) наличие крупных вакуолей с клеточным соком
Е) отсутствие пластид
ВИД
1) растительная клетка
2) грибная клетка

Установите соответствие между признаком и видом клетки, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого

Слайд 873) Химический состав клетки

3) Химический состав клетки

Слайд 88Химические соединения клетки.

Химические соединения клетки.

Слайд 89Химический состав клетки
Все клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому

составу. В живых организмах обнаружено около 80 химических элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Для 24 элементов известны функции, которые они выполняют в клетке. Эти элементы называются биогенными. По количественному содержанию в живом веществе элементы делятся на три категории:
Макроэлементы:
O, C, H, N — около 98% от массы клетки, элементы 1-ой группы;
K, Na, Ca, Mg, S, P, Cl, Fe — 1,9 % от массы клетки, элементы 2-ой группы. К макроэлементам относят элементы, концентрация которых превышает 0,001%. Они составляют основную массу живого вещества клетки.
Микроэлементы:
( Zn, Mn, Cu, Co, Mo и многие другие), доля которых составляет от 0,001% до 0,000001% (0,1 % массы клетки). Входят в состав биологически активных веществ — ферментов, витаминов и гормонов.
Ультрамикроэлементы:
(Au, U, Ra и др.), концентрация которых не превышает 0,000001%. Роль большинства элементов этой группы до сих пор не выяснена.
Химический состав клеткиВсе клетки, независимо от уровня организации, сходны по химическому составу. В живых организмах обнаружено около

Слайд 90Функции химических элементов в клетке

Функции химических элементов в клетке

Слайд 91«Свойства воды и ее биологическая роль»

«Свойства воды и ее биологическая роль»

Слайд 92Важнейшие анионы: Н2РО4-, НРО42-, НСО3-, Сl-
Буферность – способность поддерживать рН на

определенном уровне. Величина рН, равная 7,0 соответствует нейтральному, ниже 7,0 – кислому, выше 7,0 – щелочному раствору. В клетке рН = 7,4.

Химические соединения клетки. Соли

Важнейшие анионы: Н2РО4-, НРО42-, НСО3-, Сl-Буферность – способность поддерживать рН на определенном уровне. Величина рН, равная 7,0

Слайд 93 Тренировочные тесты ЕГЭ. Биология. Тема: химический состав клетки
.
1. Живые

организмы нуждаются в азоте, так как он служит
1.составным компонентом белков и нуклеиновых кислот
2.основным источником энергии
3.структурным компонентом жиров и углеводов
4.основным переносчиком кислорода
2. Вода играет большую роль в жизни клетки, так как она 1.участвует во многих химических реакциях
2обеспечивает нормальную кислотность среды
3 ускоряет химические реакции
4.входит в состав мембран
3. Основным источником энергии в организме являются:
1)витамины
2.ферменты
3гормоны
4углеводы

Тренировочные тесты ЕГЭ. Биология. Тема: химический состав клетки.  1. Живые организмы нуждаются в азоте, так

Слайд 94www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege ;

http://rus.1september.ru/urok;

http://reshuege.ru

ИНТРЕНЕТ РЕСУРСЫ

www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege ; http://rus.1september.ru/urok; http://reshuege.ruИНТРЕНЕТ РЕСУРСЫ

Слайд 95Источники информации
https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2f216e17140bc54085d148fa6fbbae53&n=33&h=215&w=303
http://www.zoofirma.ru/images/knigi/0999/0986.jpg
https://otvet.imgsmail.ru/download/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_4e48aceaf7816a2897efbd1078b42a5b.png
https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ae8527d5189714b48a08e5c2a8cb84e0&n=33&h=210&w=480
http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2013/07/membrana-kletki-300x242.jpg
http://test.biologii.net/images/fortest/48/v0.jpg
http://teaps.s3.amazonaws.com/images/chto_takoe_citoplazma_struktura-_sostav_i_svojstva_citoplazmi-2.jpg
http://cytology.businesscatalyst.com/images/blausen_0350_endoplasmicreticulum_text-crop-u1172.jpg
http://m.fictionbook.ru/static/bookimages/12/60/55/12605575.bin.dir/h/i_049.jpg
http://uzluga.ru/potrc/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%2C+%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8c/492610_html_63aa88b.jpg
http://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/21/20331/img13.jpg
http://cs7060.vk.me/c540107/v540107296/d3e7/r18gpIsEt4o.jpg
http://www.24farm.ru/images/bolezni/mitohondrialnie_zabolevaniya_494.jpg
http://m.fictionbook.ru/static/bookimages/12/84/86/12848615.bin.dir/h/i_048.jpg
http://ours-nature.ru/new_site/img/2112180390/i_034.jpg
http://www.uzluga.ru/potrc/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0,+%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8c/492610_html_m4b53532a.jpg
http://biolicey2vrn.ru/9-klass/Citolog/12-4_tsitoskelet.jpg
http://img11.nnm.ru/e/5/7/8/d/625af8db2f561b6d3a8bc5900eb.jpg
Задания открытого банка заданий ФИПИ














Источники информацииhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=2f216e17140bc54085d148fa6fbbae53&n=33&h=215&w=303http://www.zoofirma.ru/images/knigi/0999/0986.jpghttps://otvet.imgsmail.ru/download/875a8375f91de049494d6073098e8a2f_4e48aceaf7816a2897efbd1078b42a5b.pnghttps://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=ae8527d5189714b48a08e5c2a8cb84e0&n=33&h=210&w=480http://distant-lessons.ru/wp-content/uploads/2013/07/membrana-kletki-300x242.jpghttp://test.biologii.net/images/fortest/48/v0.jpghttp://teaps.s3.amazonaws.com/images/chto_takoe_citoplazma_struktura-_sostav_i_svojstva_citoplazmi-2.jpghttp://cytology.businesscatalyst.com/images/blausen_0350_endoplasmicreticulum_text-crop-u1172.jpghttp://m.fictionbook.ru/static/bookimages/12/60/55/12605575.bin.dir/h/i_049.jpghttp://uzluga.ru/potrc/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0%2C+%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%2C+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8c/492610_html_63aa88b.jpghttp://dok.opredelim.com/pars_docs/refs/21/20331/img13.jpghttp://cs7060.vk.me/c540107/v540107296/d3e7/r18gpIsEt4o.jpghttp://www.24farm.ru/images/bolezni/mitohondrialnie_zabolevaniya_494.jpghttp://m.fictionbook.ru/static/bookimages/12/84/86/12848615.bin.dir/h/i_048.jpghttp://ours-nature.ru/new_site/img/2112180390/i_034.jpghttp://www.uzluga.ru/potrc/%D0%9F%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BA%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0,+%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%8E%D1%89%D0%B0%D1%8F+%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5+%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5,+%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D0%B8+%D1%84%D1%83%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8c/492610_html_m4b53532a.jpghttp://biolicey2vrn.ru/9-klass/Citolog/12-4_tsitoskelet.jpghttp://img11.nnm.ru/e/5/7/8/d/625af8db2f561b6d3a8bc5900eb.jpgЗадания открытого банка заданий ФИПИ

Слайд 96«Общая биология. 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях» 11-е издание,

Бородин П. М., Высоцкая Л. В., Дымшиц Г. М. и др.

А.В. Пименов, О.В. Гончаров «Биология. Пособие для поступающих в ВУЗы»

«Общая биология. 10-11 классы. Профильный уровень. В двух частях» 11-е издание, Бородин П. М., Высоцкая Л. В.,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть