Слайд 1 Подготовка и профессиональное становление личности педагога.
Слайд 2Мотивы выбора педагогической профессии и мотивация педагогической деятельности
Проблема мотивации педагогической деятельности,
как и в целом проблема мотивации поведения и деятельности человека, является одной из наиболее сложных и мало-разработанных.
Нет специальных исследований, в которых бы прослеживалась взаимосвязь мотивов выбора педагогической профессии и мотивации педагогической деятельности.
Слайд 3 Анализ факторов, влияющих на выбор педагогической профессии абитуриентами, позволяет определить их
значимость и выстроить ранжированный ряд:
интерес к учебному предмету — 27,2 %;
желание обучать данному предмету — 16,2 %;
стремление посвятить себя воспитанию детей — 19,2 %;
осознание педагогических способностей — 6 %;
желание иметь высшее образование — 13 %;
представление об общественной важности, престиже педагогической профессии — 12,2 %;
стремление к материальной обеспеченности-2,2 %;
так сложились обстоятельства — 4 %.
Слайд 4 Если объединить выбравших педагогическую профессию в соответствии с их склонностями к
обучению и воспитанию, их интересом к детям, то лишь немногие более половины будущих учителей выбирают профессию, руководствуясь мотивами, свидетельствующими о педагогической направленности их личности.
Нужно отметить, что даже в крайне тяжелых условиях общественно-экономической жизни в России находились замечательные учителя-энтузиасты, чей выбор педагогической профессии был обусловлен мотивами высокой социальной ценности.
Слайд 5Одним из таких был Николай Александрович Добролюбов.
Из сочинения, написанного им при
поступлении в Главный педагогический институт в Петербурге:
"Рано овладела мною благородная решимость посвятить себя на служение отечеству моему. Долго странные мечты волновали неопытный ум, но наконец остановился я на звании педагога. Размышляя об этом звании, я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение — все, что нужно для этого трудного дела... Я способен передавать познания, потому что не обделен даром слова, потому что имею сердце, которое нередко само ищет высказаться, а что больше требуется от педагога..."'.
Одно смущает меня: я слаб, молод, неопытен. Как могу я передавать новые истины новому поколению,
когда я сам только еще вступаю в жизнь,
только еще жажду просвещения?
Но для того-то и прихожу я в это святилище науки,
чтобы в нем приготовить себя к совершенному
прохождению своей должности,
чтобы здесь в продолжение нескольких лет приучить
себя к мысли быть наставником юношества..."'.
Слайд 6 Выбор педагогической профессии во многом предопределяет и мотивы учения.
Мотив —
это не что иное, как предмет потребности, или опредмеченная потребность, то для будущих учителей такими предметами могут быть "чистый" познавательный интерес, стремление лучше подготовиться к самостоятельной профессиональной деятельности, чувство долга и ответственности или же стремление посредством учения выделиться среди однокурсников, занять престижное положение в коллективе, избежать нареканий со стороны преподавателей и родителей, желание заслужить похвалу, получить повышенную стипендию.
Слайд 7 Мотив выбора профессии и мотивация педагогической деятельности, соотносятся как прошлое и
настоящее.
Так же как мотивы выбора педагогической профессии и мотивы учения в институте отличались в прошлом, точно так же варьируется и мотивация педагогической деятельности в настоящем.
Слайд 8 Мотивация педагогической деятельности подчиняется общему механизму мотивации деятельности и образования новых
мотивов. Он получил название механизма превращения цели в мотив, или "сдвига мотива на цель". Его суть состоит в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом.
Алексей Николаевич
Леонтьев
Слайд 9Подразделение мотивов на:
ведущие (доминантные)
ситуативные (мотивы-стимулы)
внешние
внутренние
Это подразделение позволяет предполагать,
что как для будущих учителей учение, так и для работающих учителей их деятельность протекают как цепь ситуаций, одни из которых выступают как целенаправленное притяжение.
Цель деятельности и мотив здесь совпадают.
Другие ситуации воспринимаются как целенаправленное принуждение, когда цель и мотив не совпадают. К цели педагогической деятельности учитель в этом случае может относиться безразлично и даже негативно.
Слайд 10 К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся:
чувство профессионального и гражданского
долга,
ответственность за воспитание детей,
честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь),
увлеченность предметом и
удовлетворение от общения с детьми;
осознание высокой миссии учителя;
любовь к детям
Ничем не могут быть оправданы эгоистические, корыстные мотивы педагогической деятельности, которые "держат" учителя в школе: зарплата, продолжительный отпуск, возможность получения квартиры или других льгот.
Слайд 11Основы самообразования студентов педагогического вуза и учителей
В педагогическом вузе вчерашние выпускники
школ попадают в новые условия, которые предъявляют к ним высокие требования:
уметь рационально распределять и планировать свое время,
организовывать свое рабочее место,
работать с книгой и специальной литературой.
Овладение умениями и навыками самостоятельной работы начинается с установления обоснованного режима дня. Надо так спланировать свою учебную и внеучебную деятельность, чтобы оставалось время и для самообразовательной работы, и для культурного отдыха.
Слайд 12 Овладение навыками самостоятельной работы и умениями рациональной организации учебного труда свидетельствует
о сформированности культуры умственного труда, которая включает:
культуру мышления, проявляющуюся в умениях анализа и синтеза, сравнения и классификации, абстрагирования и обобщения, "переноса" полученных знаний и приемов умственной деятельности в различные новые условия;
устойчивый познавательный интерес, умения и навыкитворческого решения познавательных задач, умения сосредоточиться на главных, наиболее важных в данный момент проблемах;
рациональные приемы и методы самостоятельной работы по добыванию знаний, совершенное владение устной и письменной речью;
гигиену умственного труда и его педагогически целесообразную организацию, умение разумно использовать свое время, расходовать физические и духовные силы.
Слайд 13 Наиболее эффективный путь профессионального самообразования учителя — разработка одной из научных
или методических проблем в рамках комплексной темы школы.
Слайд 14Абстракция — отвлеченное понятие, образуемое в результате мысленного отвлечения от несущественных
сторон, свойств предметов и отношений между ними с целью выявления существенных признаков.
Синтез — метод изучения предмета в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей.
Анализ — метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта путем логической абстракции.
Классификация — распределение предметов, явлений и понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.