Слайд 1Пища в организме расщепляется,
В вещества простые превращается;
происходит усвоение.
Слайд 3ЦЕЛЬ УРОКА:
Систематизация знаний учащихся о пищеварительной системе человека.
Исследования изменения
пищи в ЖКТ под действием ферментов.
Развитие у учащихся познавательного интереса к изучаемой теме, способности на практике применять полученные знания .
Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, формирование и обоснование правил гигиены питания.
Слайд 5ФУНКЦИИ ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:
Механическая
Секреторная
Всасывающая
Измельчение
пищи
Передвижение
пищи по пищева-
рительному тракту
Выделение
Отработанных
продуктов
Выработка ферментов,
пищеварительных
соков,
слюны, желчи
Всасывание
питательных веществ
Слайд 6ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ:
Пищеварительный канал
Пищеварительные железы
Ротовая полость
Глотка
Пищевод
Желудок
Кишечник
Слюнные железы
Железы желудка
Железы кишечника
Поджелудочная железа
Печень
Слайд 7ПИЩЕВАРЕНИЕ В РОТОВОЙ ПОЛОСТИ:
Зубы: обеспечивают механическую обработку пищи
Язык – орган вкуса
и речи, который участвует в актах жевания и глотания
Слюнные железы: слюна обеззараживает, смачивает пищу, расщепляет углеводы
Слайд 8ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.
ДЕЙСТВИЕ СЛЮНЫ НА УГЛЕВОД КРАХМАЛ.
Цель: Показать, что фермент
слюны амилаза способен расщеплять крахмал
Ход работы:
Возьмите ватную палочку, смочите ее слюной и напишите на накрахмаленном бинте любую букву. Затем бинт подержите между ладонями, чтобы его согреть. Далее бинт опустите в блюдце с раствором йода. Видно, что весь бинт посинел, но хорошо видно написанную букву, так как она имеет более бледную окраску. . Под действием фермента слюны амилазы произошло расщепление крахмала до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.
Слайд 9ВЫВОД
Известно ,что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому
можно узнать, где он сохранился. Когда мы обрабатываем накрахмаленный бинт слюной, он через время становится синим там, где не попала слюна. Эта реакция показывает, что под действием фермента слюны амилазы, крахмал расщепляется до глюкозы.
Слайд 10 Всякая пища должна быть лекарством, а ваше лекарство
должно быть пищей (Гиппократ).
Измените пищу человека, и весь человек мало-помалу изменится (Писарев).
"Кто долго жует, тот долго живет",
"Хорошо прожуешь -- Сладко проглотишь "
"Завтрак съешь сам, обед подели с другом, ужин отдай врагу".
"Недосол на столе, пересол на спине",
"Пища, которая не переваривается, съедает того, кто ее съел" - Абуль-Фарадж;
"Ешь столько, чтобы тела здание не гибло от переедания" — А. Джами.
Слайд 11ГЛОТКА И ПИЩЕВОД:
Глотка участвует в рефлекторном проглатывании пищи
Пищевод с помощью перистальтических
сокращений транспортирует пищу в желудок
Слайд 12ЖЕЛУДОК:
V до 3 л
Стенка состоит из нескольких мышечных слоёв
Внутренняя поверхность имеет
складки и выстлана железистым эпителием
Слайд 13Железы желудка вырабатывают желудочный сок
Состав желудочного сока:
Ферменты, расщепляющие белки
Слизь, предохраняющая стенку
от механических и химических повреждений
Соляная кислота (HCl), обеззараживающая пищу
Слайд 14
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.
ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛУДОЧНОГО СОКА НА БЕЛКИ
Цель работы:1 Показать, что
фермент желудочного сока пепсин способен расщеплять белки.
Слайд 15ВЫВОД
в результате расщепления белка ферментом пепсином в желудке образуются
растворимые аминокислоты, т.е. в желудке сложные белки расщепляются до простых только при температуре тела человека
Слайд 17ТОНКИЙ КИШЕЧНИК:
Общая длина=5-6 м
Слайд 18ПИЩЕВАРЕНИЕ В ТОНКОМ КИШЕЧНИКЕ
Начальный отдел – двенадцатиперстная кишка, в неё открываются
протоки печени и поджелудочной железы
Слизистая оболочка образована ворсинками
Железы вырабатывают кишечный сок
Слайд 19В тонком кишечнике осуществляется расщепление белков, жиров и углеводов до конечных
продуктов
Осуществляется избирательное всасывание питательных веществ
Слайд 20ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.
ДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЧИ НА ЖИРЫ И КИШЕЧНОГО СОКА НА
БЕЛКИ И УГЛЕВОДЫ
Цель работы: 1 Показать ,что в кишечнике под действием ферментов окончательно расщепляются белки, жиры, углеводы.
Ход работы:
1 В одну из пробирок с растительным маслом добавить желчь и хорошо встряхнуть. Пронаблюдать реакцию эмульгирования жира.
2 В пробирку с белковой взвесью добавить раствор трипсина ( или фестала). Пробирку хорошо встряхнуть и согревать ,зажав в ладони в течении 5 минут. Прозрачность содержимого доказывает наличие процесса расщепления белка.
Слайд 21ВЫВОД
Под действием желчи пленка масла в пробирке распадается на
мелкие капельки и становится более доступной для расщепления ферментами кишечника. Трипсин или раствор фестала расщепляет белки до аминокислот, потому что хлопья белка в пробирке под действием трипсина растворяются . Далее через ворсинки кишечника происходит всасывание переваренной пищи в кровь и в лимфу.
Слайд 22ТОЛСТЫЙ КИШЕЧНИК:
Длина = 1,5 м
Слизистая оболочка имеет складчатое строение и не
имеет ворсинок
Железы вырабатывают слизь
Происходит всасывание большей части воды
А также в толстой кишке
содержится большое количество
микроорганизмов, которые
обеспечивают нормальное
пищеварение и синтезируют
витамины группы В и К
Слайд 23Толстый кишечник
Всасывание
Расщепление клетчатки
Образование каловых масс
Слайд 24«Аппетит приходит во время еды»
"Завтрак съедай сам, обед раздели с
другом, а ужин отдай врагу«
"Когда я ем, я глух и нем".
Слайд 25ПАМЯТКА О ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ
Большая часть пищи должна употребляться в вареном или
жареном виде.
Необходимо тщательно пережевывать пищу перед ее глотанием.
Скоропортящиеся продукты нужно хранить в холодильнике.
Во время приема пищи вредно отвлекаться.
За обедом полезно сначала съедать салат или суп.
Вредно съедать за один прием много пищи, особенно на ночь.
Необходимо принимать пищу в одни и те же часы и не реже 3 раз в день.
Слайд 28Тонкий кишечник
Желчь
Поджелудочный сок
Собственно кишечный сок
Белки – аминокислоты
Жиры - жирные кислоты
и глицерин
Углеводы - глюкоза
Слайд 291. Пища – источник энергии и строительного материала в нашем организме.
2.
Пищеварение происходит в специализированных органах, где происходит не только механическая, но и химическая обработка пищи.
3. Важно придерживаться принципов правильного питания, чтобы пища приносила больше пользы здоровью.
Слайд 30«Читая Меделеева»
Другого ничего в природе нет
ни здесь, ни там, в космических
глубинах:
Всё от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
И не забудь, вовнутрь заглянуть, в себя,
Познать, что за творенье – человек разумный.
Степана Щипачева