Слайд 1Яикова Лариса Владимировна.
Учитель биологии
МОУ Высококолковская СОШ
От конфликта к культуре педагогического общения.
Педагогическая
лекция
Слайд 2В течение рабочего дня учитель включается в широкий диапазон взаимоотношений с
коллегами, учениками, родителями
по разным поводам. И ,естественно , в общении возможны недоразумения, ссоры, обиды,
проявления агрессии, смена настроений.
И ситуация может перейти
в конфликт.
Слайд 3Конфликт (от латинского conflictus - столкновение) – это столкновение противоположно направленных
целей, интересов, позиций, мнений, точек зрения, взглядов.
Конфликты надолго нарушают систему взаимоотношений, вызывают глубокое стрессовое состояние, неудовлетворённость своей работой.
Слайд 4«Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом и
коллективом – большая беда. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только сохраняет, но и создаёт воспитательную силу коллектива.
В.А. Сухомлинский
Слайд 5Особенностями педагогических конфликтов являются:
♦ Профессиональная ответственность педагога за правильное решение выхода
из конфликтной ситуации, т. к. учебное заведение, в котором учится ребенок, - модель общества, где ученики усваивают социальные нормы и отношения между людьми.
♦ Участники конфликтов имеют различный социальный статус (учитель, ученик), чем и определяется их разное поведение в конфликте.
♦ Разница возраста и жизненного опыта участников порождает разную степень ответственности за ошибки при их разрешении.
♦ Различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами педагога» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю или воспитателю не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику - справиться со своими эмоциями.
Слайд 6Профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает взять на себя инициативу в
разрешении конфликта и на первое место суметь поставить интересы ребёнка как формирующейся личности.
Всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые конфликты и ситуации, в которые включаются и другие участники – студенты, педагоги, администрация, родители.
Слайд 7Конфликтогенная педагогическая ситуация
Ситуация
деятельности
Ситуация
поведения
Ситуация
отношений
Объект:
учебная и
внеучебная
деятельность
Объект:
дисциплина
Объект:
личностные
качества
Причины:
утомление,
трудности в
учёбе,
замечания
учителей
Причины:
ошибки в
оценке
поведения,
завышенные
требования
Слайд 8Обратимся к школьной практике:
Hа уроке учительница несколько pаз делала
замечания ученику, котоpый не занимался. Hа замечания он не pеагиpовал, пpодолжал мешать дpугим: достал pезинку и начал стpелять бумажками в учеников. Как вы думаете - это конфликт? Он пpоизошел или еще нет? Это еще не конфликт, но налицо конфликтная ситуация. Здесь есть субъекты конфликта (учитель и ученик) и объект конфликта (учебная работа). Но раз ученик ее не выполняет, учитель настаивает на выполнении своих требований. Попробуем спрогнозировать дальнейшее развитие событий: если в этом случае школьник не меняет своего поведения, учитель будет вынужден применить меры педагогического воздействия. В свою очередь ученик на них будет каким-либо образом реагировать. Конфликтная ситуация в этом случае перерастет в конфликт.
Слайд 9В сознании подростка
Учитель =
ВЛАСТЬ
НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ
АВТОРИТЕТ В
ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ
Слайд 10Учитель должен стать
товарищем, другом
Слайд 11Идеальный учитель
Обладает способностью к пониманию, эмоциональному отклику, сердечностью;
Профессионально компетентен, уровень знаний
сочетаются с качеством преподавания;
Умеет справедливо распоряжаться данной ему властью.
Слайд 12Как избежать ненужных конфликтов?
НЕ ГОВОРИТЕ СРАЗУ СО ВЗВИНЧЕННЫМ, ВОЗБУЖДЕННЫМ ЧЕЛОВЕКОМ;
ПРЕЖДЕ ЧЕМ
СКАЗАТЬ О НЕПРИЯТНОМ, СОЗДАЙТЕ БЛАГОПРИЯТНУЮ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНУЮ АТМОСФЕРУ ДОВЕРИЯ;
ПОПРОБУЙТЕ СТАТЬ НА МЕСТО ОППОНЕНТА, ПОСМОТРЕТЬ НА ПРОБЛЕМУ ЕГО ГЛАЗАМИ;
НЕ СКРЫВАЙТЕ СВОЕГО ДОБРОГО ОТНОШЕНИЯ К ЧЕЛОВЕКУ, ВЫРАЖАЙТЕ ОДОБРЕНИЕ ЕГО ПОСТУПКОВ;
ЗАСТАВЬТЕ СЕБЯ МОЛЧАТЬ, КОГДА ЗАДЕВАЮТ В МЕЛКОЙ ССОРЕ;
УМЕЙТЕ ГОВОРИТЬ СПОКОЙНО И МЯГКО, УВЕРЕННО И ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНО;
ПРИЗНАВАЙТЕ ДОСТОИНСТВА ОКРУЖАЮЩИХ ВО ВЕСЬ ГОЛОС, И ВРАГОВ СТАНЕТ МЕНЬШЕ;
ЕСЛИ ЧУВСТВУЕТЕ, ЧТО НЕ ПРАВЫ, ПРИЗНАЙТЕ ЭТО СРАЗУ.
Слайд 13Рекомендации по предупреждению конфликтных ситуаций
Правило 1. Не пытаться за каждым отрицательным
поступком школьника видеть только отрицательные мотивы;
Правило2. Тщательно готовиться к уроку, не допускать даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета;
Правило 3. Давать указания школьникам опосредованно;
Правило 4. Использовать специальные приемы оценки личности школьника;
Правило 5. Использовать совместную деятельность для установления более тесного контакта с учащимися и повышения своего авторитета;
Правило 6. Вести себя корректно для повышения уровня коммуникации.
Слайд 14Стили поведения в конфликтной ситуации
Стиль конкуренции или соперничества
Стиль сотрудничества
Стиль компромисса
Стиль уклонения,
избегания
Стиль приспособления
Слайд 15Стиль конкуренции или соперничества
Может использовать педагог, обладающий сильной
волей, достаточным авторитетом, властью, не очень заинтересованный в сотрудничестве и стремящийся в первую очередь удовлетворить собственные интересы.
Слайд 16Стиль сотрудничества
Может использоваться, если, отстаивая собственные интересы, вы вынуждены
принимать во внимание нужды и желания другой стороны. Этот стиль наиболее труден, т. к. требует более продолжительной работы. Цель его применения – разработка долгосрочного взаимовыгодного решения. Такой стиль требует умения объяснять свои желания, выслушивать друг друга, сдерживать эмоции.
Слайд 17Стиль компромисса
Стороны стремятся урегулировать разногласия при взаимных уступках. Стиль наиболее
эффективен, если обе стороны хотят одного и того же, но знают, что одновременно это невыполнимо. Акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте – « мы не можем выполнить свои желания, значит, необходимо прийти к решению, с которым каждый из нас мог бы согласиться».
Слайд 18Стиль уклонения, избегания.
Реализуется обычно, когда затрагиваемая проблема
не столь важна для вас, вы не отстаиваете свои права, не сотрудничаете ни с кем для выработки решения и не хотите тратить время и силы на её решение.
Слайд 19Стиль приспособления
Вы действуете вместе с другой стороной, но при
этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания и восстановления нормальной рабочей атмосферы. Стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для другой стороны и не очень существенен для вас или когда вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны.
Слайд 20Правило 1. Действия, направленные на предотвращение инцидента;
Правило 2. Действия, связанные
с подавлением конфликта;
Правило 3. Действия, ведущие к разрешению конфликта.
Решение конфликтных ситуаций:
Слайд 21
Д. Карнеги советует
1. Помните, что для человека звук его
имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.
2. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других.
3. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни.
4. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество.
Слайд 22Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100 жителей…
Слайд 23Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100 жителей…
Слайд 24Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100 жителей…
Слайд 256 человек будут владеть
59% мирового богатства.
Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100 жителей…
Слайд 26У 80 не будет достаточных жилищных условий.
Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100 жителей…
Слайд 27 1 родится.
Если сократить население нашей планеты
до деревни в 100
жителей…
70 будут неграмотными.
50 будут недоедать.
1 умрет.
Слайд 28Только один будет иметь высшее образование.
Если сократить население нашей планеты
до
деревни в 100 жителей…
Только у одного будет компьютер.
Слайд 29солидарность
понимание
терпимость
образование
Слайд 30Вы счастливее, чем…
1 миллион человек
Слайд 31Вы счастливее, чем…
500 миллионов
человек
Слайд 32Вы счастливее, чем…
3 миллиарда
человек
Слайд 34Вы относитесь…
к 8% самых
привилегированных
Слайд 36Если Вы самостоятельно читаете эти строки:
Ма-ма мы-ла ра-му.
Вы не принадлежите
к 2 млрд.безграмотных.
Слайд 37Всё в мире относительно…
Если Вам кажется
что Вам плохо,
что Вы
несчастны,
что у Вас чего–то нет,
знайте,
что есть люди, которым гораздо хуже, чем Вам.
Слайд 38
От улыбки краше наша жизнь
Хоть на нервах ваша школьная работа
Если вдруг возник конфлик, держись
Улыбнись, когда тебе кричать охота
И тогда наверняка
Ты в глазах ученика
Уваженье прочитаешь без ошибки
С голубого ручейка начинается река
Уваженье начинается с Улыбки.