Презентация, доклад на тему Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности

Содержание

Биология наука многогранная. Она немыслима без других дисциплин:физики и математики, литературы и истории, географии и музыки.

Слайд 1Педагогический проект
«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во

внеурочной деятельности»


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №29

Автор:
Архипова Татьяна Михайловна,
учитель биологии

Тамбов 2010

Педагогический проект«Осуществление межпредметных связей биологии с литературой на уроках и во внеурочной деятельности» Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей

Слайд 2Биология наука многогранная. Она

немыслима без других дисциплин:

физики и математики,

литературы

и истории,

географии и музыки.
Биология наука многогранная. Она немыслима без других дисциплин:физики и математики, литературы и истории, географии и музыки.

Слайд 3Использование связей литературы и биологии способствует:

расширению и углублению знаний учащихся,


художественному освоению природной и социальной действительности,
развитию эстетических и нравственных качеств школьников,
формированию умения выражать своё отношение к природе творческими средствами (написание стихов, сочинений о явлениях природы, её объектах) ;

должно привести к развитию у учащихся интереса к биологии,
творческих способностей,
опыта деятельности,

соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Гипотеза

Использование связей литературы и биологии способствует: расширению и углублению знаний учащихся, художественному освоению природной и социальной действительности,

Слайд 4
формирует диалектико-материалистические взгляды на природу, современные представления
о ее целостности и

развитии


развивает биологические понятия,
связи между ними и общими
естественнонаучными понятиями.


помогает преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.


Развивает системное
и творческое мышление учащихся


формирует познавательную активность,
самостоятельность и интерес к познанию природы.


Формирует системность, глубину, осознанность, гибкость знаний


Реализует комплексный подход к воспитанию.

Межпредметность

Межпредметность – это современный принцип обучения

формирует диалектико-материалистические взгляды на природу, современные представления о ее целостности и развитии развивает биологические понятия, связи между

Слайд 5Актуальность
Согласно содержанию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»,

одна из важнейших

задач воспитания на современном этапе - формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.

Гуманность - основополагающая линия всего школьного обучения. Гуманизм воспитывается общей нравственной атмосферой школы, нравственным примером учителя и гуманитарной культурой.

Культурный человек не может считаться таковым, если у него не воспитан живой интерес ко всем областям гуманитарной культуры.

Литература и искусство – самые мощные инструменты воспитания духовности. Гуманитарные знания и гуманитарный образ мышления необходимы на одном важнейшем этапе профессиональной деятельности: этапе творчества.

Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов.






АктуальностьСогласно содержанию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одна из важнейших задач воспитания на современном этапе -

Слайд 6расширение и углубление знаний учащихся, повышение их качества;

повышение интеллектуального уровня

школьников, через использование материалов художественной литературы для активизации мыслительной деятельности ребят на уроках биологии.

Цель:

расширение и углубление знаний учащихся, повышение их качества; повышение интеллектуального уровня школьников, через использование материалов художественной литературы

Слайд 71.Формировать у учащихся интерес к биологии через художественную литературу;

2.Способствовать овладению учащимися

ключевыми компетенциями:
коммуникативной (готовность и способность понимать другого человека, вступать в
диалог, эффективно строить взаимодействие с людьми);
Общекультурной (овладение языком культуры, способами познания мира);

4.Формировать навыки самостоятельной познавательной деятельности, работы с литературой, отбора информации;

5. Развивать умения творчески мыслить и действовать;

6.Воспитывать социально-активную творческую личность, способную к саморазвитию и самовыражению.

7. Создать интеллектуальный продукт и обеспечить выпуск сборника по использованию межпредметных связей биологии с художественной литературой на уроках.








Методические задачи

1.Формировать у учащихся интерес к биологии через художественную литературу;2.Способствовать овладению учащимися ключевыми компетенциями: коммуникативной (готовность и способность

Слайд 8Основные этапы и сроки реализации проекта

Основные этапы и сроки реализации проекта

Слайд 9способствует пробуждению и подержанию познавательного интереса учащихся

оживляет рассказ учителя
привлекает внимание учащихся
помогает

увидеть биологические объекты и явления в повседневной жизни

повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию учащихся

совершенствует образное мышление учащихся, оказывает благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи, т.е. тех качеств, которые необходимы для научного творчества

Использование художественной литературы на уроках:

способствует пробуждению и подержанию познавательного интереса учащихсяоживляет рассказ учителяпривлекает внимание учащихсяпомогает увидеть биологические объекты и явления в

Слайд 10Очень важно, чтобы учитель пробудил у каждого ученика чувства удивления и

восхищения, которые можно вызвать, используя научный материал в литературном изложении.

?

!

Очень важно, чтобы учитель пробудил у каждого ученика чувства удивления и восхищения, которые можно вызвать, используя научный

Слайд 11При объяснении нового материала
При закрепле
нии материала
Во время опроса
В ходе исследования объекта.
Использование

художественных произведений в учебном процессе
При объяснении нового материалаПри закреплении материалаВо время опросаВ ходе исследования объекта.Использование художественных произведений в учебном процессе

Слайд 13План –сетка использования произведений художественной литературы на уроках биологии… где печатались

статьи

«Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев

и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон

серебряных колокольчиков жаворонка в бездонном летнем

небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном,

ласковы плеск волны и торжественную тишину ночи, -

услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и и тысячи

лет чудесную музыку жизни» (В.А.Сухомлинский)

План –сетка использования произведений художественной литературы на уроках биологии… где печатались статьи«Человек стал человеком, когда услышал шёпот

Слайд 14Защита проектов
Конкурс стихов о природе
Экскурсии в музей
Конкурс фотографий
Занятия в кружке «Тайны

биологии»

Участие ребят в различных мероприятиях

Защита проектовКонкурс стихов о природеЭкскурсии в музейКонкурс фотографийЗанятия в кружке «Тайны биологии»Участие ребят в различных мероприятиях

Слайд 15Выпуск газет

Выпуск газет

Слайд 16Минигазеты
Репортажи
Публикации
Брошюры

МинигазетыРепортажиПубликацииБрошюры

Слайд 17Участие в творческих конкурсах

Участие в творческих конкурсах

Слайд 18Участие в научно- практических конференциях

Участие в научно- практических конференциях

Слайд 19Достижения учащихся

Достижения учащихся

Слайд 20
Технические ВУЗы(химики,эксперты, лаборанты,технологи, экологи)





Медицинские вузы(врачи разных профилей)
Военные институты ( военные психологи)
ТГТУ(Инженерное

дело в медицинской технике)

ТГУ(психологи)

Спортивные ВУЗы(спортсмены, тренеры и др.)

Наши выпускники выбирают:

Результативность

Технические ВУЗы(химики,эксперты, лаборанты,технологи, экологи)Медицинские вузы(врачи разных профилей)Военные институты ( военные психологи)ТГТУ(Инженерное дело в медицинской технике)ТГУ(психологи)Спортивные ВУЗы(спортсмены, тренеры

Слайд 21Поступили в учебные заведения на специальности, связанные с биологическими науками

2008г. ТГУ

им. Г.Р.Державина: Психология-3
Лечебное дело – 1
Медицинская физика - 1
Биомедицинские технологии – 2
Московский медицинский институт – 1
Воронежская медицинская академия им. Бурденко – 1
2009г. ТГУ им. Г.Р. Державина: Медицинский институт – 1
Медицинская физика – 1
Психология – 2
ТГТУ: Инженерное дело в медико-биологической практике - 1
Московский государственный университет пищевых производств:
Прикладная биотехнология – 1
Пищевая инженерия – 1
Рязанский медицинский институт: стоматология - 1
2010г. Саратовский мединститут – 1
Воронежская медицинская академия им. Бурденко – 1
Санкт–Петербургская военная академия ФСБ России – военный психолог - 1


Выписка из аналитической справки по итогам педагогической деятельности МОУ лицея №29 г. Тамбова

Поступили в учебные заведения на специальности, связанные с биологическими науками2008г. ТГУ им. Г.Р.Державина: Психология-3

Слайд 22Результативность проекта
Гипотеза, выдвинутая в проекте, нашла свое подтверждение в практических результатах

учебной деятельности учащихся лицея:

-Рост интереса к биологии и литературе;
-Развитие творческих способностей учащихся;
-Увеличение активности участия ребят в творческих конкурсах;
-Положительная динамика результатов учащихся лицея на предметных школьных и городских олимпиадах (биология, экология).
-Формирование ключевых компетенций учащихся, связанных с формулированием, высказыванием и обоснованием собственного мнения по заданной теме(эссе, сочинения, публикации и т.д.);
-Конкретная практическая работа, которая может быть использована учителями в урочной деятельности.


Результативность проектаГипотеза, выдвинутая в проекте, нашла свое подтверждение в практических результатах учебной деятельности учащихся лицея:-Рост интереса к

Слайд 23создание методического пособия


трансляция опыта работы через различные каналы (печать,

сеть Internet)будет полезна учителям биологии города и всей страны.


Использование результата проекта

создание методического пособия трансляция опыта работы через различные каналы (печать, сеть Internet)будет полезна учителям биологии города и

Слайд 24Информационые ресурсы
Всесвятский Б. В. Системный подход

к биологическому образованию в средней школе. - М.: Просвещение, 1985.

Зверев И. Д., Мягкова А. Н. Общая методика преподавания биологии. - М.: Просвещение, 1985.

.Максимова В. Н., Груздева Н. В. Межпредметные связи в обучении биологии. - М.: Просвещение, 1987.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения, -М.: Просвещение, 1989.


ж. Химия в школе №2, 1991г. Тихомирова С.А., Долгих А.Ф. Использование художественной литературы при изучении неорганической химии, стр 17.
 


Информационые ресурсы     Всесвятский Б. В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе.

Слайд 25

Благодарю
за внимание!
Благодарю

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть