Презентация, доклад на тему Основы проблемного обучения

Содержание

Этапы продуктивной познавательной деятельностиПсихологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.

Слайд 1Основы проблемного обучения
Карибаева Айша Асылхановна
Учитель биологии

Основы проблемного обучения Карибаева Айша АсылхановнаУчитель биологии

Слайд 2Этапы продуктивной познавательной деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной

деятельности человека в условиях проблемной ситуации:







Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Этапы продуктивной познавательной деятельностиПсихологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:Преднамеренное

Слайд 3Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное

изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Методы проблемного обучения По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и

Слайд 4Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся

выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.
Методы проблемного обученияПо способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):метод монологического изложения;рассуждающий

Слайд 5Возникновение проблемной ситуации
Проблемная ситуация порождается:
логикой учебного предмета;
логикой

учебного процесса;
учебной или практической ситуацией.

В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя.

Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно, если ему известны общие закономерности их возникновения.
Возникновение проблемной ситуации   Проблемная ситуация порождается:логикой учебного предмета;логикой учебного процесса;учебной или практической ситуацией.

Слайд 6Способы создания проблемных ситуаций
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,

внешнего несоответствия между ними.
Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
Способы создания проблемных ситуаций Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними.Использование ситуаций, возникающих

Слайд 7Способы создания проблемных ситуаций
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная

проверка.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Способы создания проблемных ситуацийВыдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка.Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и

Слайд 8Типы проблемных ситуаций
Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или

прежних умений для решения новой задачи.
Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций.
Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Типы проблемных ситуаций  Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или прежних умений для решения новой

Слайд 9Правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.

Решение

задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.

С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Правила создания проблемных ситуаций Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.Решение задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует

Слайд 10Правила создания проблемных ситуаций
Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для

развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.

Это служит непосредственным образовательным целям.
Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.

Правила создания проблемных ситуацийХотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для развития творческих способностей учащихся, но наилучшим

Слайд 11Правила создания проблемных ситуаций
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью,

неожиданностью, нестандартностью.

Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Правила создания проблемных ситуацийПроблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью, неожиданностью, нестандартностью.Такие положительные эмоции как удивление,

Слайд 16Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;

способствование переходу знаний в

убеждения;

пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);

пробуждение интереса к научному знанию.
Прогнозируемый результат умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;способствование переходу знаний в убеждения;пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть