Слайд 1Основы проблемного обучения
Карибаева Айша Асылхановна
Учитель биологии
Слайд 2Этапы продуктивной познавательной деятельности
Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной
деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Преднамеренное создание проблемной ситуации является отправным моментом проблемного обучения, а возникшая при этом проблема и будет учебной проблемой.
Слайд 3Методы проблемного обучения
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
проблемное
изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
Слайд 4Методы проблемного обучения
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся
выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
метод монологического изложения;
рассуждающий метод;
диалогический метод;
эвристический метод;
исследовательский метод;
метод программированных действий.
Слайд 5Возникновение проблемной ситуации
Проблемная ситуация порождается:
логикой учебного предмета;
логикой
учебного процесса;
учебной или практической ситуацией.
В первых двух случаях, как правило, они возникают объективно, т.е. независимо от желания учителя.
Проблемные ситуации учитель создает преднамеренно, если ему известны общие закономерности их возникновения.
Слайд 6Способы создания проблемных ситуаций
Побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов,
внешнего несоответствия между ними.
Использование ситуаций, возникающих при выполнении учащимися учебных задач, а также в процессе их обычной жизнедеятельности, то есть тех проблемных ситуаций, которые возникают на практике.
Поиск новых путей практического применения учащимися того ли иного изучаемого явления, факта, элемента знаний, навыка или умения.
Побуждение учащихся к анализу фактов и явлений действительности, порождающих противоречия между житейскими (бытовыми) представлениями и научными понятиями о них.
Слайд 7Способы создания проблемных ситуаций
Выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная
проверка.
Побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, теорий, порождающих проблемные ситуации.
Побуждение учащихся к предварительному обобщению новых фактов на основе имеющихся знаний, что способствует иллюстрации недостаточности последних для объяснения всех особенностей обобщаемых фактов.
Ознакомление учащихся с фактами, приведшими в истории науки к постановке научных проблем.
Организация межпредметных связей с целью расширить диапазон возможных проблемных ситуаций.
Варьирование, переформулировка задач и вопросов.
Слайд 8Типы проблемных ситуаций
Недостаточность прежних знаний для объяснения нового факта или
прежних умений для решения новой задачи.
Необходимость использования, ранее усвоенные ЗУНы в принципиально новых практических ситуаций.
Наличие противоречий между теоретически-возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Наличие противоречий между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.
Слайд 9Правила создания проблемных ситуаций
Проблемные ситуации должны содержать посильное познавательное затруднение.
Решение
задачи, не содержащей познавательной затруднения, способствует только репродуктивному мышлению и не позволяет достигать целей, которые ставит перед собой проблемное обучение.
С другой стороны, проблемная ситуация, имеющая чрезмерную для учеников сложность, не имеет существенных положительных последствий.
Слайд 10Правила создания проблемных ситуаций
Хотя проблемная ситуация и имеет абстрактную ценность для
развития творческих способностей учащихся, но наилучшим вариантом является совмещение с материальным развитием: усвоение новых знаний, умений, навыков.
Это служит непосредственным образовательным целям.
Благоприятствует мотивации учащихся, которые осознают, что их умения в итоге получат определенное выражение, более осязаемое, нежели повышение творческого потенциала.
Слайд 11Правила создания проблемных ситуаций
Проблемная ситуация должна вызывать интерес учащихся своей необычностью,
неожиданностью, нестандартностью.
Такие положительные эмоции как удивление, интерес служат благоприятным подспорьем для обучения.
Слайд 16Прогнозируемый результат
умение мыслить логично, научно, диалектически, творчески;
способствование переходу знаний в
убеждения;
пробуждение интеллектуальных чувств (удовлетворенности, уверенности в своих возможностях);
пробуждение интереса к научному знанию.