Презентация, доклад на тему Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках биологии

Содержание

«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и

Слайд 1«Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках

биологии»

Выступление на педагогическом совете учителя биологии Соловьевой И. П.

«Межпредметная и метапредметная интеграция как средство реализации деятельностного подхода на уроках биологии»Выступление на педагогическом совете учителя биологии

Слайд 2«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны,

разграничить между собой отдельные предметы, а с другой – объединить в нашем сознании схожие и родственные, внося тем самым огромную ясность в наше сознание и после полного их уточнения повысить до ясных понятий.» (И.Г. Песталоцци )
«Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтоб, с одной стороны, разграничить между собой отдельные предметы, а

Слайд 3Основная задача естественнонаучных дисциплин:
раскрыть перед учащимися современную целостную картину мира,
формирование

естественнонаучного мировоззрения .

Основная задача естественнонаучных дисциплин: раскрыть перед учащимися современную целостную картину мира,формирование естественнонаучного мировоззрения .

Слайд 4Уровни интеграции
Интеграция
Внутрипредметная
Межпредметная
Метапредметная

Уровни интеграцииИнтеграцияВнутрипредметнаяМежпредметнаяМетапредметная

Слайд 5Внутрипредметная интеграция включает:
фрагментарную интеграцию, используемую как отдельный  фрагмент урока, требующий знаний из

других школьных дисциплин;
Узловую интеграцию -  когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала .
Внутрипредметная интеграция включает:фрагментарную интеграцию, используемую как отдельный  фрагмент урока, требующий знаний из других школьных дисциплин;Узловую интеграцию -  когда

Слайд 6Межпредметная или синтезированная интеграция
объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса,
является

наиболее эффективной,


Межпредметная или синтезированная интеграцияобъединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса,является наиболее эффективной,

Слайд 7
Способы межпредметной интеграции
Интегрированное задание
Интегрированный урок
Интегрированный курс
Через исследовательскую и проектную деятельность

Способы межпредметной интеграцииИнтегрированное заданиеИнтегрированный урокИнтегрированный курсЧерез исследовательскую и проектную деятельность

Слайд 8Возможности осуществления внутри – и межпредметного интегрирования по физике, химии, биологии

(основные законы и закономерности)
Возможности осуществления внутри – и межпредметного интегрирования по физике, химии, биологии (основные законы и закономерности)

Слайд 9Метапредметная интеграция
В рамках Госстандарта нового поколения в систему

учебных действий включены личностные, метапредметные и предметные результаты, описаны требования к ним, даны учебные задачи и ситуации.
Метапредметные образовательные результаты предполагают, что у учеников будут развиты:
уверенная ориентация в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин философских и общепредметных;
владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера,
умениями организации собственной учебной деятельности,
основными универсальными умениями информационного характера, информационным моделированием как основным методом приобретения знаний, широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации,
базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов,
способами и методами освоения новых инструментальных средств,
основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

Метапредметная интеграция    В рамках Госстандарта нового поколения в систему учебных действий включены личностные, метапредметные

Слайд 10Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является "надпредметной".
Возможности формирования метадеятельности заложены

в ряде методик, подходов и технологий:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смыслового моделирования;
школа М.Щетинина и др.
развивающего обучения;
критического мышления;
ТРИЗ;
технологический компонент личностно-ориентированного урока;
общеучебные умения и навыки (ремейк-программа Пономаревой и др.).



Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является

Слайд 11Результаты интегрированного обучения
способствует развитию научного стиля мышления учащихся;

даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
повышает качество знаний учащихся;
повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
позволяет использовать авторские компьютерные программы учащихся (созданные на базе интеграции) в дальнейшем учебном процессе;
расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности.

Результаты интегрированного обучения способствует развитию научного стиля мышления учащихся; даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;

Слайд 12Используемая литература:
1.  Вагина Светлана Григорьевна, Гливинская Ольга Викторовна, Михайлюк Яна Владимировна.

Реализация метапредметного подхода в преподавании гуманитарного цикла предметов в общеобразовательной школе.
2.   Валькова Г., Зайнуллина Ф., Штейнберг В. Логико-смысловые модели - дидактическая многомерная технология / В. // ДИРЕКТОР ШКОЛЫ: науч.-метод. журн. для рук. учеб. заведений и органов образования. - 2009. - № 1.
3   Канаева М.В. Развитие универсальных учебных действий
4.   Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
5.  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. 
6.    Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.
7.    Масюкова Н.Г., зав. Кафедрой гуманитарных дисциплин СКИПКРО Методические рекомендации в помощь слушателям курсов в номинации «Учитель года» по истории и обществознанию.
8. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов  метапредметности. / fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
9. Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М.: Просвещение, 1986
10.Ильченко В.Р. Взаимосвязи при изучении общих законов природы в школе (физика, химия, биология): Учебно-наглядное пособие для 7 – 11 классов. М.: Просвещение, 1989
11.Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981
12.Ильченко В.Р. Формирование естественно-научного миропонимания школьников. М.: Просвещение, 1993
13.Межпредметные связи естественно-математических дисциплин (Под редакцией В.Н. Федоровой) –М.: Просвещение, 1980
14.Безрукова В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике. – Екатеринбург, 1994

15.Гулак В.А., Шевченко Н.З. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе, № 2, 2001, стр.25
16.Подшивалина В.Н. Биология и информатика: интегрированные уроки. – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
17.Смиронова Т.Г., Белоусова Е.Н. Симметрия в биологии и математике. Интегрированный урок "Влияние социальной среды на здоровье человека" – Биология в школе - № 6, 1998, стр.34
18.Понуркевич В.М. Интегрированный урок – биология – математика – биология в школе, № 6, 1995, стр.42
19.Власова Н.Г. Звук, его источники, восприятие и передача. Интегрированный урок. – (серия "Я иду на урок биологии" – М.: "Первое сентября", 2000
20.Материалы лаборатории естественно-научного цикла школы № 97 по интегрированным урокам, 2000 – 2001.
21.Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования. – М.: Просвещение, 1991
22.Карпинская Р.С. Биология и мировоззрение. – М.: Мысль, 1980
23.Семенышева А.В., Калпакова О.А. Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания. Интегрированный урок – игра биологии – химии (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000
24.Набиуллина В.Р., Назимова С.П. В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело. Интегрированный урок биология – изобразительное искусство (Серия "Я иду на урок биологии"). – М.: Первое сентября, 2000


Используемая литература:  1.  Вагина Светлана Григорьевна, Гливинская Ольга Викторовна, Михайлюк Яна Владимировна. Реализация метапредметного подхода в преподавании

Слайд 13Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть