Презентация, доклад на тему Методика проведения фронтального опроса

Содержание

«Хороший учитель, кажется, только и делает,что повторяет материал, а между тем быстро идет вперед». К.Д.Ушинский

Слайд 1Методика проведения фронтального опроса обучающихся по биологии

Методика проведения фронтального опроса обучающихся по биологии

Слайд 2«Хороший учитель, кажется, только и делает,
что повторяет материал, а между тем

быстро
идет вперед».
К.Д.Ушинский
«Хороший учитель, кажется, только и делает,что повторяет материал, а между тем быстро  идет вперед».

Слайд 3Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний
Успех

преподавания биологии зависит не только от хорошего изложения материала преподавателем, умело проводимого эксперимента, достаточно полноценной самостоятельной работы обучающихся, но и от правильной системы повторения и учета знаний
Одним из основных принципов дидактики является принцип прочности усвоения знаний Успех преподавания биологии зависит не только от

Слайд 4фронтальный опрос;
индивидуальный опрос у доски;
индивидуальная работа обучающихся по карточкам;
первичное повторение

и закрепление знаний по новому материалу;
тематическое повторение;
контрольные работы;
повторение по разделам и т.п.

В практике преподавания биологии используются различные виды повторения и закрепления материала, контроля знаний обучающихся:

фронтальный опрос;индивидуальный опрос у  доски;индивидуальная работа обучающихся по карточкам;первичное повторение и закрепление знаний по новому материалу;тематическое

Слайд 5Повторение и проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом

процесса обучения и воспитания, во многом определяющим результативность обучения

Проверка знаний обучающихся позволяет преподавателю лучше изучить их индивидуальные особенности

Повторение и проверка знаний, умений и навыков обучающихся является важным элементом процесса обучения и воспитания, во многом

Слайд 6Регулярная проверка знаний позволяет своевременно обучающимся увидеть собственные проблемы в усвоении

материала или ошибочного понимания отдельных вопросов

Организация систематической проверки знаний существенно влияет на регулярность занятий обучающихся предметом, на тщательность выполнения домашних заданий

Регулярная проверка знаний позволяет своевременно обучающимся увидеть собственные проблемы в усвоении материала или ошибочного понимания отдельных вопросов

Слайд 7 Фронтальный опрос преподаватели обычно используют лишь для проверки только что

пройденного материала и для подготовки к изучению нового материала
Однако при таком понимании роли фронтального опроса его возможности использованы далеко не полностью
Учебные функции фронтального опроса должны быть значительно расширены
Фронтальный опрос преподаватели обычно используют лишь для проверки только что пройденного материала и для подготовки к

Слайд 8 Опыт работы показал, что через небольшой промежуток времени обучающиеся плохо

помнят усвоенный ранее материал, даже основные вопросы
Объясняется это тем, что преподаватель не всегда находит время для регулярного повторения ранее пройденного учебного материала
Опыт работы показал, что через небольшой промежуток времени обучающиеся плохо помнят усвоенный ранее материал, даже основные

Слайд 9Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ

достижения прочных знаний всего основного материала
Речь идет об организации фронтального опроса по нестандартной методике
Изложению этой методики посвящено данное исследование
Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, предлагаю проверенный на практике способ достижения прочных знаний всего основного материала

Слайд 10МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Ниже сформулированы основные положения

предлагаемой методики:
Выделение в учебном материале «базовых» знаний
Выделение в учебном материале так называемых «базовых» знаний – тех знаний, которые должны обучающиеся помнить и понимать, уметь воспроизводить в любое время учебного года
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА ОБУЧАЮЩИХСЯ   Ниже сформулированы основные положения предлагаемой методики:  Выделение в учебном

Слайд 11Под «базовыми» знаниями я понимаю следующие структурные элементы содержания учебного материала:
основные

биологические понятия;
Механизмы биологических процессов;
Биологические закономерности;
основные положения, уровни организации, структура и функции биологических элементов;
Основы биологических теорий;
важнейшие положения полученных знаний

Под «базовыми» знаниями я понимаю следующие структурные элементы содержания учебного материала:основные биологические понятия;Механизмы биологических процессов;Биологические закономерности;основные положения,

Слайд 12 Проведение опроса в быстром темпе
Поскольку повторяются (и многократно)

вопросы, которые обучающиеся должны понимать и помнить всегда, то опрос проводится в плотном, высоком темпе, на обдумывание даются считанные секунды
Проведение опроса в быстром темпе  Поскольку повторяются (и многократно) вопросы, которые обучающиеся должны понимать и

Слайд 13 Оценивание каждого ответа
За каждый ответ преподавателем

ставится отметка в особую тетрадь. За 2-3 ответа (полученных на одном или нескольких уроках) выставляется суммарная оценка в журнал. Таким образом, удается в течение полугодия многократно проверить знания обучающихся
Оценивание каждого ответа  За каждый ответ преподавателем ставится отметка в особую тетрадь. За

Слайд 14 Решение текстовых задач ограничивается идеей решения
От обучающихся требуется

только указать идею решения (без выполнения вычислений). В целях экономии времени предлагаются задачи в рисунках и использование мультимедиа
Решение текстовых задач ограничивается идеей решения  От обучающихся требуется только указать идею решения (без выполнения

Слайд 15 В некоторых случаях фронтальный опрос может быть ограничен повторением только

тех вопросов, которые нужны для изучения нового
Фронтальный опрос можно считать наиболее эффективным средством для формирования «базового» уровня знаний
«Базовых» знаний сравнительно немного

В некоторых случаях фронтальный опрос может быть ограничен повторением только тех вопросов, которые нужны для изучения

Слайд 16Например, в теме «Цитология – наука о клетке» такими знаниями являются

основные положения клеточной теории:
все организмы состоят из одинаковых структурных единиц - клеток;
Клетки растений и животных сходны по строению, образуются и растут по одним и тем же законам;
Клеточное строение всех живых организмов свидетельствует о единстве их происхождения;
Это и есть «базовые» знания по целой теме (3-4 минуты)
Например, в теме «Цитология – наука о клетке» такими знаниями являются основные положения клеточной теории: все организмы

Слайд 17Если повторять «базовые» вопросы систематически на протяжении всего года, то весь

пройденный материал будет прочно усвоен
Как показывает практика, даже слабые обучающиеся приобретают удовлетворительные знания
Если повторять «базовые» вопросы систематически на протяжении всего года, то весь пройденный материал будет прочно усвоенКак показывает

Слайд 18

Различные формы
проведения фронтального опроса по биологии

Различные формы  проведения фронтального опроса по биологии

Слайд 19Устный фронтальный опрос
Основные требования к проведению устной фронтальной проверки знаний и

умений обучающихся:

составление вопросов для фронтального опроса следует основывать на «базовых» знаниях:
вопросы, предлагаемые обучающимся, следует располагать в логической последовательности. Нельзя сводить фронтальный опрос лишь к чисто формальным вопросам типа: «Что называют модификацией?», « Что такое гаметогенез?» и другие;
опрос должен быть организован так, чтобы привлечь внимание всей группы
Устный фронтальный опросОсновные требования к проведению устной фронтальной проверки знаний и умений обучающихся: составление вопросов для фронтального

Слайд 20Например, тема «Дигибридное скрещивание»
Первое, что необходимо сделать – выделить основной материал.

В данной теме к основным знаниям следует отнести:
скрещивание, в котором участвуют особи отличающиеся по двум парам аллелей, называют дигибридным;
механизм наследования: доминантные признаки, родительские формы, решетка Пеннета;
третий закон Менделя;
умение решать генетические задачи на дигибридное скрещивание
Например, тема «Дигибридное скрещивание»Первое, что необходимо сделать – выделить основной материал. В данной теме к основным знаниям

Слайд 21ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какие признаки являются доминантными?
2. Сформулируйте закон для дигибридного скрещивания.
3.

В каких случаях проводят анализирующее скрещивание?
4. В чем состоит заслуга Г.Менделя?
5. Запишите схему анализирующего скрещивания.
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ:1. Какие признаки являются доминантными?2. Сформулируйте закон для дигибридного скрещивания.3. В каких случаях проводят анализирующее скрещивание?4.

Слайд 22
Письменная проверка при фронтальном опросе


Письменная проверка при фронтальном опросе

Слайд 23Организация кратковременных письменных проверочных работ
Для проведения кратковременных проверочных работ необходимо:
выделить

«базовые» знания;
подобрать вопросы и задачи, позволяющие проверить знания основного материала данной темы. Вопросы и задачи необходимо формулировать ясно и четко
Организация кратковременных письменных проверочных работДля проведения кратковременных проверочных работ необходимо: выделить «базовые» знания; подобрать вопросы и задачи,

Слайд 24в проверочную работу могут включаться 2-3 вопроса как теоретических, так и

практических. На работу отводится 5-7 минут;
за работу обучающимся ставится оценка в журнал;
проверочные работы следует проводить систематически
в проверочную работу могут включаться 2-3 вопроса как теоретических, так и практических. На работу отводится 5-7 минут;

Слайд 25Приведем пример такой работы
Тема « Химическая организация клетки: нуклеиновые кислоты»


Вариант

1
1. Сколько содержится аденина, гуанина, цитозина, во фрагменте ДНК, если обнаружено 600 тиминов, которые составляют 20% от общего числа нуклеотидов в данном фрагменте молекулы ДНК
Приведем пример такой работы Тема « Химическая организация клетки: нуклеиновые кислоты»Вариант 11. Сколько содержится аденина, гуанина, цитозина,

Слайд 262. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующее строение:

Г-Г-Г-А-Т-А-А-Ц-А-Г-А-Т

Укажите строение противоположной цепи. Укажите последовательность нуклеотидов в молекуле и-РНК, построенной на этом участке цепи ДНК.

2. Одна из цепей фрагмента ДНК имеет следующее строение:

Слайд 27Биологические диктанты как форма фронтальной проверки знаний

Биологические диктанты представляют перечень вопросов,

которые преподаватель зачитывает обучающимся и на которые они сразу должны писать ответы
Биологические диктанты как форма фронтальной проверки знанийБиологические диктанты представляют перечень вопросов, которые преподаватель зачитывает обучающимся и на

Слайд 28Биологические диктанты выявляют«формальные» знания:
основные положения биологических явлений, название терминов;

определение биологических понятий, характеристики, функции, строение;
формулировки биологических законов; функциональные связи между биологическими элементами;
последовательность биологических процессов.
Биологические диктанты  выявляют«формальные» знания: основные положения биологических явлений, название терминов; определение биологических понятий, характеристики, функции, строение;

Слайд 29Вариант 1
1.Какие способы деления клеток вы

знаете?
2. Каково значение АТФ в клетке?
3. Каковы строение и функции лизосом?
4. Какой принцип лежит в основе удвоения молекул ДНК?

Вариант 11.Какие способы деления клеток вы       знаете?

Слайд 30
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ПРОВЕДНИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ  ПРОВЕДНИИ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

Слайд 31Выполнение «наглядных» заданий развивает произвольное внимание и экономит время, затрачиваемое на

записи, а также активизирует мышление обучающихся
Опыт работы показывает, что наглядные задания в особенности помогают «слабым» студентам быстрее включиться в работу, хотя это относится и ко всем другим категориям обучающихся: «средним» и «сильным»
Выполнение «наглядных» заданий развивает произвольное внимание и экономит время, затрачиваемое на записи, а также активизирует мышление обучающихсяОпыт

Слайд 32Утверждения правильные или неправильные?

1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.
-
2)

Цепочки ДНК соединены водородными связями.

+

3) р-РНК находятся в ядре.

-

4) в ДНК нет азотистого основания урацил.

+

5) в ДНК число гуаниловых оснований равно адениловым

-

6) В РНК всегда против аденина находится тимин

-

7) т-РНК находятся в цитоплазме.

+

8) и-РНК образуются в ядре.

+

9) в РНК нет азотистого основания урацил.

-

10) в ДНК число тимидиловых оснований равно
адениловым.

+

Утверждения правильные или неправильные?1) В ДНК всегда против тимина находится гуанин.-2) Цепочки ДНК соединены водородными связями.+3) р-РНК

Слайд 33Повторение и закрепление знаний:
Вставьте нужные слова:
В составе РНК есть сахар…
В составе

ДНК есть азотистые основания…;
И в ДНК, и в РНК есть….;
В ДНК нет азотистого основания…
Структура молекулы РНК в виде…
ДНК в клетках может находиться в …

Функции РНК:…
В составе РНК есть азотистые основания…;
В составе ДНК есть сахар…;
В РНК нет азотистого основания…
Структура молекулы ДНК в виде…
Мономерами ДНК и РНК являются…;
РНК в клетках может находиться в…

Функции ДНК:…

(рибоза)

(А,Г,Ц,Т)

(А,Г,Ц,сахар, Ф )

(У)

(Цепочки
Нуклеотидов)

(В ядре, митохондриях, хлоропластах)

(Участие в синтезе белков)

(А,Г,Ц,У)

(дезоксирибоза)

(Т)

(Двойной спирали)

(Нуклеотиды)

(В ядре, цитоплазме, митохондриях, хлоропластах)

(Хранение и передача наслед. информ.)

Повторение и закрепление знаний:Вставьте нужные слова:В составе РНК есть сахар…В составе ДНК есть азотистые основания…;И в ДНК,

Слайд 34Рисунок 1.




Что обозначено на рисунке цифрами 1-10 ?

Рисунок 1.Что обозначено на рисунке цифрами 1-10 ?

Слайд 35 Вопрос. Какие органоиды изображены на данных рисунках?




1

2

3

4

6

5

Вопрос. Какие органоиды изображены на данных рисунках?      123465

Слайд 36 Определить результат анализирующего скрещивания
Генотип

АА ? Аа

Фенотип желтые желтые
семена семена
Определить результат анализирующего скрещиванияГенотип

Слайд 37Комбинированный фронтальный опрос
Этот вид фронтального

опроса хорошо использовать, когда повторяется большая тема или даже ряд тем. Тогда на фронтальный опрос отводится значительное время (10-15 минут)
Комбинированный     фронтальный опрос  Этот вид фронтального опроса хорошо использовать, когда повторяется большая

Слайд 38Вопросы для устного повторения:
Дайте определение термина «наследственность»
2. Как объяснить гипотезу «чистоты

гамет»?
3. Каковы основные положения хромосомной теории наследственности?
4. Каковы связи между вторым и третьим законами Менделя?

Вопросы для устного повторения:Дайте определение термина «наследственность»2. Как объяснить гипотезу «чистоты гамет»?3. Каковы основные положения хромосомной теории

Слайд 39 Качественные задачи
Рыжий цвет волос у человека определяется рецессивным геном. Какова

вероятность, что у темноволосой гетерозиготной по этому признаку матери и рыжеволосого отца родится рыжеволосый сын? Ответ обоснуйте

Качественные задачиРыжий цвет волос у человека определяется рецессивным геном. Какова вероятность, что у темноволосой гетерозиготной по

Слайд 40 Расчетные задачи

1. Ген черной масти у КРС доминирует над

геном красной масти. Какое потомство F1 получится от скрещивания чистопородного быка с красными коровами? Какое потомство F2 получится от скрещивания между собой гибридов?
Расчетные задачи1. Ген черной масти у КРС доминирует над геном красной масти. Какое потомство F1

Слайд 41Таким образом, с помощью предложенных выше вопросов повторяется и закрепляется достаточно

большая тема, в частности основные ее положения и понятия

Применение данной методики фронтального опроса на уроках позволило выявить, что обучающиеся более прочно усваивают материал, уделяют больше внимания домашним заданиям, более вдумчиво повторяют изученный ранее материал

Таким образом, с помощью предложенных выше вопросов повторяется и закрепляется достаточно большая тема, в частности основные ее

Слайд 42
В 2013-2014 учебном году было проведено 4 контрольных среза на

первом курсе. В каждом срезе проверялись: фонд знаний, умение решать логические задачи, творческие задания. Каждое задание оценивалось количеством баллов от 5 до 10. Такая система оценки позволила определить уровни обученности и развития обучающихся по суммарному баллу и по результатам решения творческих задач
В 2013-2014 учебном году было проведено 4 контрольных  среза на первом курсе. В каждом срезе проверялись:

Слайд 43Результаты экспериментального обучения оценивались по ряду параметров:
среднему баллу,
проценту успеваемости,

проценту качества знаний,
проценту выполнения творческих заданий
Результаты экспериментального обучения оценивались по ряду параметров: среднему баллу, проценту успеваемости, проценту качества знаний, проценту выполнения творческих

Слайд 45 Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что систематическое проведение

фронтального опроса по данной методике существенно повышает прочность знаний обучающихся

Выяснилось также, что такая работа оказывает положительное влияние и на развитие логического и творческого мышления

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что систематическое проведение фронтального опроса по данной методике существенно

Слайд 46Спасибо!

Спасибо!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть