Слайд 1Методическая разработка (биология) по теме:
«Коррекционно-развивающие задания на уроках биологии»
Разработала:
ШИЛЯЕВА В.А.
Слайд 2
При обучении детей с проблемами психического развития особо
важное значение имеет не столько усвоение тех или иных знаний по общеобразовательным предметам, сколько коррекция недостатков психического развития ученика в целом. Перед учителем, прежде всего встает задача коррекции познавательной деятельности. Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих упражнений решает данную задачу, поскольку коррекционно-развивающие упражнения направлены, на повышение и коррекцию учебных знаний, навыков и умений.
Слайд 3Применение на уроках биологии коррекционно-развивающих заданий направлено, на:
1)Повышения уровня развития, концентрации,
объема, переключения и устойчивости внимания.
2)Повышения уровня развития логического мышления.
3)Развитие наглядно-образного и логического мышления.
4)Развитие речи.
5)Развитие приемов учебной деятельности.
6)Развитие личностно-мотивационной сферы.
7)Развитие восприятия и ориентировки в пространстве.
Слайд 4 В процессе применения на уроках коррекционно-развивающих упражнений совершенствуются психические
процессы ученика, происходит развитие познавательного процесса, в результате чего закладывается фундамент успешной учебной деятельности. Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения учащихся к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса.
Слайд 5ЦЕЛИ ПРИМЕНЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
Снятие эмоционального напряжения.
Создание ситуации успеха.
Дать детям
возможность почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе.
Коррекция аффективных форм поведения.
Слайд 6ВИДЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ:
1. Упражнения связанные с тактильным восприятием:
Копирование изображения по образцу.
«Узнай
по контуру»
«Кусочки целого»
2. Упражнения направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления:
«Запомни и нарисуй»
«Составь слово»
«Найди смысловые связи»
«Бессмысленные слова»
«Буквенные шифры»
«Один лишний»
«Память на слова»
«Мысленные образы»
«Ассоциации»
«Раздели на группы»
Слайд 73.Упражнения направленные на формирование умений действовать по правилу:
«Найди по алфавиту или
слова-загадки»
«Номер буквы по алфавиту»
«Слова по алфавиту»
Слайд 8СПЕКТР ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ:
Повторение изученного материала.
Закрепление.
Обобщение и систематизация знаний.
Контроль знаний.
Активизации имеющегося у
учащихся опыта.
Домашние задания.
Слайд 9РЕЗУЛЬТАТ:
1)Позитивная динамика в коммуникативном развитии.
2)Обогащение содержания личностных контактов.
3)Повышение уровня:
речевой инициативы.
интереса к
предмету
всех сфер познавательной деятельности.
4) Положительный эмоциональный настрой на уроке.
Слайд 101. УПРАЖНЕНИЕ «Расшифруй слово »
Цель: Коррекция и развитие произвольного внимания,
формирование пространственного восприятия, образного мышления.
Задание: Расшифруй слово, расставив буквы, которым соответствуют цифры в порядке возрастания.
Задание №1 .
О П Р А И Д Р
5 1 2 7 3 6 4
Ответ: природа.
Слайд 112. УПРАЖНЕНИЕ « АЛФАВИТ»
ЦЕЛЬ: Развитие и коррекция уровня произвольного
внимания, его концентрации. Формирование приемов учебной деятельности( умения действовать по правилу) .
Задание: Перечислить предложенные термины ( названия животных, растений, тканей, систем органов, органов и т.д.) в алфавитном порядке.
1) ТЕМА «Пресмыкающиеся» 8 класс.
Слайд 123.УПРАЖНЕНИЕ «НАЙДИ СМЫСЛОВЫЕ СВЯЗИ»
Цель: Развитие и коррекция уровня произвольного внимания,
мыслительной деятельности, механической и логической памяти, развитие воображения и общего интеллекта.
Слайд 134.Упражнение « Бессмысленные слова».
Цель: Коррекция и развитие основных свойств внимания :
объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переключение.
ТЕМА: « Полезные ископаемые» 6 класс.
Слайд 14
5. УПРАЖНЕНИЕ « КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ ?»
Цель: Развитие и коррекция моторики
руки, развивать движение руки и уверенность в себе. Формирование всех видов внимания, умения планировать свои действия, развитие общего интеллекта. Снятие общего эмоционального напряжения.
Задание: На предложенных карточках изображены животные, нужно разделить карточки на группы( домашние животные и дикие; представителей одного класса, отряда, семейства.) Карточки, если они цельные, можно разрезать, разукрасить. Если одинарные , то просто разложить по конвертам с названиями групп животных.
Слайд 156. УПРАЖНЕНИЕ « ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» ( «ЧТО ЛИШНЕЕ?)
ЦЕЛЬ: Коррекция и развитие
концентрации и устойчивости внимания, памяти, формирование приемов учебной деятельности, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации).
Задание: Из предложенного перечня объектов, выбери тот , который является лишним. Почему именно этот объект является лишним?
Задание №1.
Из предложенного перечня органов, выбери тот, который является лишним. Почему именно этот орган, в списке перечисленных, является лишним?
Пример №1.
Желудок, сердце, кишечник, пищевод
Сердце, артерии, вены, почки.
Слайд 16УПРАЖНЕНИЯ СВЯЗАННЫЕС ТАКТИЛЬНЫМ ВОСПРИЯТИЕМ
7. УПРАЖНЕНИЕ « УЗНАЙ НА ОЩУПЬ»
ЦЕЛЬ: Развитие
и коррекция умения видеть образ, тренировка всех видов внимания. Развитие уверенности в себе, совершенствование движения руки, развитие мелкой моторики.
Задание: С помощью тактильных ощущений определить на ощупь различные фрукты и овощи ( яблоко, вишня, груша, огурец, т. д.)
Слайд 178. УПРАЖНЕНИЕ « АССОЦИАЦИИ»
Цель: Коррекция и развитие ассоциативного мышления.
Упражнение направлено на формирование способности устанавливать связи между элементами материала.
Пример.
ТЕМА : «СЕЛЬХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ» 7 класс.
Слайд 189. УПРАЖНЕНИЕ « СИСТЕМАТИЗАЦИЯ»
Цель: Развитие умений систематизировать объекты по определенному признаку.
Формирование всех видов памяти, внимания .
Пример №1.
1) ТЕМА: « Общее знакомство с цветковыми растениями» 7 класс.
Учитель перечисляет ( показывает) названия плодов(растений), среди перечисленных нужно выбрать:
Только сухие плоды
Только сочные
Плод костянка
Плод ягода
Слайд 1910. УПРАЖНЕНИЕ « ЛИШНИЕ БУКВЫ В ТАБЛИЦЕ»
Задание: Учитель предлагает карточки
с таблицей, в которой записаны буквы. Нужно вычеркнуть из клеточек таблицы буквы , которые встречаются дважды , а из оставшихся букв составить ключевое слово.
Пример.
ТЕМА: « ПТИЦЫ» 8 класс.
Вычеркни буквы, что в этой таблице. Встретятся дважды, и выяснишь ты,
Кто на песочке оставил следы.
Длинное имя у маленькой птицы.
Слайд 2011. Упражнение « Найди общий смысл».
Цель: Развитие и коррекция умений
ориентироваться на систему признаков, повышение уровня развития логических операций( анализа, обобщения, систематизации), а так же развитие способности к абстракции.
Задание: Учитель предлагает карточку с написанными словами или карточку с изображенными на ней различными объектами, объединенные общим смыслом. Ученику предлагается этот общий смысл постараться передать одним словом.
Пример.
ТЕМА: « Лист» 7 класс.
«Каким общим словосочетанием можно назвать следующие группы слов:
Супротивное, мутовчатое, очередное ( листорасположение)
Сетчатое, параллельное, дуговое ( жилкование листа)
Овальный, округлый, продолговатый, линейный (форма листа)