Слайд 1Метод проектов
в обучении биологии
Слайд 2Метод проектов – это метод личностно ориентированного обучения. Этот метод развивает
содержательную составляющую обучения, умения и навыки через комплекс заданий, способствующих актуализации исследовательской деятельности учащихся и способам представления изученного материала в виде какой-либо продукции или действий.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди методов обучения. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно-познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой проблемы.
Слайд 3 Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он возник
еще в начале двадцатого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком.
Слайд 4 Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с
разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Слайд 5Основные требования к использованию метода проектов в школьной практике (Е.С. Полат)
Наличие
значимой в исследовательском, творческом плане проблемы;
Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся;
Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
Использование исследовательских методов.
Слайд 6Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов -
организация этой деятельности, а особенно - подготовительный этап. Учителю при планировании на учебный год предстоит выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее необходимо сформулировать 15-20 как индивидуальных, так и групповых тем на класс, работа по которым потребует присвоения учащимися необходимых по программе знаний и формирования необходимого опыта. Желательно дифференцировать темы по степени сложности, но это совсем не обязательно. Учащийся должен иметь возможность выбрать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальная и групповая), степень сложности проектировочной деятельности.
Слайд 7В 6-7 классах, как правило, предлагаю сама тему проекта. Так учащиеся
6 класса работают над исследовательским проектом «Влияние условий на рост и развитие растений».
Тема: Влияние условий на рост и развитие растений
Цель: изучить условия, необходимые для жизни растений, сделать опыт и заполнить дневник наблюдений
Гипотеза: растения лучше будут развиваться, если поливать их водой с минеральными удобрениями
Методика проведения исследования:
1) Для проведения исследования приготовьте чашки Петри для проращивания семян (3 штуки), почвенную смесь, семена редиса (не менее 30 штук), бутылки с жидкостью 0,3л (Кока-кола, раствор с минеральным удобрением, чистая вода).
2) Заполните чашки почвенной смесью, в каждую ёмкость поместите по 10 семян редиса. Подпишите каждую ёмкость в соответствии с жидкостью, которой будете увлажнять почву.
3) Увлажните почву жидкостями в соответствии с подписями (водой, раствором с удобрением, Кока-колой). Поставьте ёмкости в тёплое место. Старайтесь, чтобы температура была постоянной, поддерживайте влажность почвы на одном уровне.
4) Через каждые 3 дня заполняйте дневник наблюдений (считайте проростки, изучайте состояние почвы)
5) Сделайте вывод.
Слайд 8В своей работе использую как межпредметные информационные проекты (биология-информатика, химия-биология-информатика), так
и предметные. Получив задание на уроке биологии, с разрешения учителя информатики обучающиеся могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Проект «Лекарственные растения нашего края» (межпредметный информационный проект).
Цель проекта:
создать книгу или презентацию о лекарственных растениях нашего края
Задачи проекта:
собрать материал о 15 представителях;
подобрать иллюстрации;
найти загадки, предания, стихи;
составить ребусы или кроссворд;
оформить книгу, или презентацию.
Слайд 9Часто на уроках использую метод мини- проектов.
Цель мини-проекта:
определить название
растения
Задачи мини-проекта:
отработать навыки работы с определительными карточками
собрать материал о растениях, с которыми работал,
подготовить отчет (письменный и устный)
Учащиеся работают в течение 30 минут. Затем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.).
Слайд 10Метод проектов – это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания
в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий, что позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и осознать самореализацию главного участника – обучаемого. В этом плане интересен проект, который я предлагаю учащимся 8 класса на тему «Мы едим, чтобы жить».
Цель проекта:
для учеников - выявить влияние продуктов и культуры питания на здоровье человека;
для учителя - сформировать у учащихся представление о продуктах питания, о влиянии питания на здоровье человека.
Слайд 11Основные этапы выполнения проекта
Подготовка
Планирование
Исследования
Обработка полученных результатов и построение аргументации
Отчет об исследовании
и его представление
Оценка выполненной работы
Слайд 12Роль учителя при выполнении и оценке проекта:
Гибкая поддержка;
Помощник и партнер учащихся;
Открытость,
искренность, отзывчивость;
Улыбка и похвала.
Слайд 13Роль учащихся в выполнении проекта:
Выступают активными участниками процесса;
Учатся работать в команде;
Происходит
формирование конструктивного критического мышления.
Слайд 14Оценка выполненной работы:
Итоговая оценка выставляется исходя из соотношения:
85 - 100% -
«5»;
70 - 85 % - «4»;
50 - 70 % - «3»;
менее 50% - «2» (в этом случае, если позволяет время, учащемуся предлагается переделать итоговый проект, а текущий зачет заменяют дифференцированным зачетом с оценкой)
Слайд 15Основные трудности, возникающие в ходе работы над проектом
можно разделить на два
основных блока:
Трудности учителя Трудности учащихся
Слайд 16необходимость затрат большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся,
понимание его возможностей;
опасность постановки нереальной для данного ребенка задачи;
отсутствие специально отведенного времени в ходе учебной деятельности.
Трудности учителя:
Слайд 17определение ведущих целей и задач;
поиск путей решения, выбор оптимальных путей при
наличии альтернативы;
осуществление и аргументирование выбора;
самостоятельные действия;
сравнение полученного с требуемым;
корректировка деятельности с учетом промежуточных результатов;
объективное оценивание процесса и результатов проектирования.
Трудности учащихся:
Слайд 18Современная классификация учебных проектов
(на основе доминирующей деятельности)
Практико–ориентированный проект (от учебного пособия
до пакета рекомендаций по восстановлению экономики станы);
Исследовательский проект – исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
Информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сеть Интернет).
Слайд 19Разработка проекта по биологии на тему
«Питьевая вода и здоровье человека»
Вода в нашей жизни - самое обычное и самое распространенное вещество
Слайд 20Вода в жизни человека
Вода является основой жизни на Земле. Первостепенная роль
воды в жизни всех живых существ, и человека в том числе, связана с тем, что она фактически является той средой, в которой и протекают все процессы жизнедеятельности. Вот лишь небольшой и далеко не полный перечень «обязанностей» волы в нашем организме:
Регулирует температуру тела;
Увлажняет воздух при дыхании;
Обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела;
Защищает и буферизирует жизненно важные органы;
Помогает преобразовывать пищу в энергию;
Помагает питательным веществам усваиваться органами;
Выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности.
Слайд 21Цель и задачи проекта
Цель:
изучение влияния общей жесткости питьевых вод на образование
мочевых камней в почках.
Задачи:
исследовать питьевые воды в с. Сиуч, Юшанское, Уржумское на общую жесткость;
знакомиться со статистическими данными по почечно-каменной болезни в этих селах;
сопоставить полученные результаты и определить взаимосвязь между жесткостью питьевых вод и развитием почечнокаменной болезни.
Слайд 23Методика определения общей жесткости воды
Были использованы следующие реактивы:
Раствор ЭДТА (Трилон –
Б) 0,1 н
Аммиачный буфер: 2% по NH4Cl и 2% по NH3
Индикатор эриохром черный – Т 0,5%
Слайд 24Ход работы:
1) В склянку налейте 100 мл анализируемой воды.
2) Добавьте в
склянку пипетками 5 мл раствора буферного аммиачного и 4-5 капель раствора индикатора хром темно-синего.
3) Герметично закройте склянку пробкой и встряхните для перемешивания.
4) Постепенно титруйте содержимое склянки раствором трилона Б до перехода окраски в точке эквивалентности из винно-красной в ярко-голубую.
Периодически встряхивайте склянку для перемешивания пробы. Определите объем раствора, израсходованный на титрование (Vтр, мл).
5) Рассчитайте величину общей жесткости
Слайд 25Исследование питьевой воды проводились
в селах Сиуч, Юшанское, Уржумское
Пробы воды
брались водопроводные.
Слайд 26Статистические данные по частоте заболеваемости населения почечнокаменной болезнью.
Обработка статистических медицинских данных
Майнской центральной районной больницы и фельдшерских пунктов показала:
Слайд 27 Анализируя данные, пришли к выводу, что между частотой заболеваемости населения почечнокаменной
болезнью и жесткостью питьевых вод существует прямая зависимость.
На основании проведенной работы были сделаны рекомендации по снижению жесткости воды в домашних условиях:
1) кипятить
2) пропускать воду через бытовые фильтры. В обоих случаях временная жесткость уменьшается на одну треть;
3) следует отстаивать воду в течение нескольких часов, а затем использовать ее для питья или приготовления пищи.
Слайд 28 Для осуществления проектной деятельности учащихся необходимо, чтобы ею владел сам учитель.
Есть пословица, ясно выражающая сущность проектного метода обучения: «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, сделай вместе со мной – и я научусь» (китайская пословица). Метод проектов требует от учителя высокого мастерства, умения работать по ситуации, одновременно организовывать и направлять различные виды деятельности детей, в совершенстве владеть проектной технологией, основные этапы которой я постаралась изложить в своей работе.
Слайд 29 Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать
мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность учащихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое
Слайд 30 В проектной деятельности осуществляется целенаправленное воздействие на процесс выполнения учащимся мыслительных
операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций, что ведет к развитию культуры мышления.
При этом надо чётко осознавать, что введение проектных технологий не отменяет традиционных способов организации учебной деятельности, а лишь расширяет диапазон возможностей.