Слайд 1
МАСТЕР- КЛАСС
ТИПЫ И СТРУКТУРА УРОКА
ФГОС
ПОДГОТОВИЛА:
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ОГАОУ НПО ПУ№50 П.ЗАЛАРИ КУЛЬ
Т.Н.
Слайд 2Урок - главная составная часть учебного процесса.
«Урок: каким он
должен стать сегодня. Требования ФГОС»
Слайд 3Важнейшая задача современной системы образования –
«научить учиться»
Новая школа –
«это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Слайд 4Результаты обучения
Гармоничная всесторонне развитая личность, обладающая целостной картиной мира,
способная жить и работать в высокотехнологичном конкурентном мире
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА.
Слайд 5Традиционные представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков устарели.
ФГОС определяют реальные виды деятельности.
Задачи, поставленные ФГОС, требуют перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. Это означает принципиальные изменения в деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменились и требования к и технологиям обучения.
Внедрение ИКТ предполагает существенные возможности расширения образовательных рамок в преподавании конкретных предметов ОУ.
Слайд 6Урок – сегодня это:
1. Это организованная преподавателем активная познавательная деятельность студентов.
2. Это учебное сотрудничество.
3. Это активные и интерактивные формы работы.
4. Самостоятельность и самодеятельность студента (постановка цели урока, определение проблемы урока и путей её решения, отбор способов и средств достижения цели, самоанализ и самоконтроль, самооценка и оценка достигнутых результатов).
5. Это хорошо спланированная организаторская роль преподавателя (консультант).
6. Это реализация триединой цели (ТЦУ) урока (развитие, обучение, воспитание
Слайд 7Требование ФГОС:
формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся.
В широком значении
УУД– саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) УУД– это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Слайд 8Переход на ФГОС НПО и СПО предполагает внедрение компетентностного подхода в
образовательный процесс.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Общие компетенции (ОК) означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
Слайд 9Макет ФГОС (2010г.) определяет следующие списки общих компетенций выпускников НПО
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценивать и корректировать собственную деятельность, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск и использовать информацию, необходимую для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5. Использовать информационно – коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством и клиентами;
Слайд 12Какие требования предъявляются к современному уроку:
минимум репродукции и максимум творчества
и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока - дети;
учет уровня возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.
Слайд 13Какие же базовые моменты нужно учитывать педагогу при подготовке к уроку
в соответствии с требованиями ФГОС ???
Слайд 14ЭТАПЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА:
1.Определяем тему учебного материала.
2.Определяем дидактическую цель темы.
3.Определяем тип урока:
• урок
изучения и первичного закрепления новых знаний
• закрепления новых знаний
• комплексного применения знаний, умений и навыков
• обобщения и систематизации знаний
• проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
4.Продумываем структуру урока.
5.Продумываем обеспеченность урока (таблица).
6.Продумываем отбор содержания учебного материала.
7.Определяем выбор методов обучения.
8.Выбираем формы организации педагогической деятельности
9.Продумываем оценку знаний, умений и навыков.
10.Осуществляем рефлексию урока.
Слайд 15
2 этап. Определяем дидактическую цель темы.
Слайд 16Цели урока
Обучающие – чему?
- умению ставить учебные цели, выбирать эффективные
способы и средства для их достижения, планировать собственную учебную деятельность, прогнозировать результат, определять границы собственного знания и незнания, осуществлять контроль и коррекцию; умению работать с информацией
- умению эффективно действовать в нестандартной ситуации
Воспитывающие – что?
- инициативность и самостоятельность
- волевую саморегуляцию как способность к мобилизации сил, волевому усилию, преодолению препятствий
-навыки сотрудничества, толерантность
- систему морально - нравственных ценностей
- гражданскую идентичность, осознание этнической национальной принадлежности
Развивающие – что?
деятельность, мышление, рефлексию
Слайд 17урок изучения и первичного закрепления новых знаний
закрепления новых знаний
комплексного применения знаний,
умений и навыков
обобщения и систематизации знаний
проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков студентов.
3 ЭТАП. ТИП УРОКА:
Слайд 184 этап. Продумываем структуру урока.
Структура урока –
это совокупность различных вариантов
взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную
действенность.
Слайд 201. Структура урока усвоения новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и
задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 212. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) .
1)
Организационный этап.
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 223. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап.
2)
Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Актуализация знаний.
§ с целью подготовки к контрольному уроку
§ с целью подготовки к изучению новой темы
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Обобщение и систематизация знаний
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 234. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап.
2)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний
Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Слайд 245. Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап.
2) Постановка цели
и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура
4) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 256. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.
1) Организационный этап.
2) Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.
4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
5) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 267. Структура комбинированного урока.
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление
7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
9) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Слайд 27
Что отличает современный урок
от традиционного?
Формы организации урока
Индивидуальные
Групповые
Парные
Дифференцированно –
групповые
Фронтальные
Слайд 28
Что отличает современный урок
от традиционного?
Организационные формы
Академические (лекции, семинары, коллоквиумы,
практикумы, консультации, зачеты, собеседование)
Досуговые (путешествие, конкурс, диспут, турнир, игра, соревнование, аукцион и т.п.)
Интерактивные (социальное проектирование, коммуникативные формы, исследование, дистанционные уроки, Интернет-уроки и др.)
Слайд 29
Что отличает современный урок
от традиционного?
Методики, технологии, подходы
Проблемное обучение;
Исследовательское
обучение;
Проектное обучение;
проблема
решение
Способ решения
Слайд 30
Что отличает современный урок
от традиционного?
Методики, технологии, подходы
Развивающее
обучение;
Личностно-ориентированное обучение;
Рефлексивное обучение;
Продуктивные технологии
Слайд 31
Что отличает современный урок
от традиционного?
Средства обучения
Цифровые образовательные
ресурсы (учебные пособия, дидактические материалы и др.);
Современные технические средства обучения (ПК, проектор, интерактивная доска и т.п.)
Современные динамические пособия, модели, макеты, таблицы и т.п.
Слайд 32В настоящее время существует множество классификаций урока, но в данный момент
ряд теоретиков - дидактиков считают весьма перспективной структуру урока, разработанную М.И.Махмутовым, который предлагает классифицировать уроки по цели организации. В соответствии с этим подходом
выделяются следующие типы уроков:
1.Урок изучения нового материала
2.Урок совершенствования ЗУН
3.Урок обобщения и систематизации
4.Комбинированный урок
5.Урок контроля и коррекции ЗУН
6. Нетрадиционный урок
Слайд 33Структура урока изучения нового материала
Организационный момент
1-2 мин.
Подготовка к изучению нового материала 5-7 мин
Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1-5 мин.
Ознакомление с новым материалом 20 мин.
Первичное осмысление и применение изученного 10 мин.
Подведение итогов урока 3 мин.
Сообщение домашнего задания и инструктаж 5 мин.
Слайд 34Структура урока совершенствования знаний, умений и навыков
Организационный момент
1 мин.
Сообщение темы и цели урока 2 мин.
Проверка домашнего задания 3 мин.
Актуализация опорных знаний и умений учащихся 5 мин.
Определение границ возможностей применения этих знаний. 3 мин.
Пробное применение знаний. 15 мин.
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний. 5 мин.
Упражнения с переносом знаний в новые условия. 7 мин
Сообщение домашнего задания и инструктаж 4 мин.
Слайд 35 Структура урока обобщения и систематизации знаний
Организационный момент
1-2 мин.
Сообщение темы, цели урока 1 мин.
Проверка домашнего задания 3 мин.
Выполнение учащимися различного рода заданий обобщающего и систематизирующего характера. 10 мин.
Проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости) 15 мин.
Формулирование выводов по изученному материалу 5 мин.
Оценка результатов урока 3 мин
Подведение итогов урока 3 мин.
Сообщение домашнего задания 4 мин.
Слайд 36 Структура комбинированного урок
Организационный момент
1 мин.
Проверка домашнего задания 2 мин
Сообщение темы, цели, задач урока, мотивация учебной деятельности школьников 1 мин.
Всесторонняя проверка знаний. 5 мин
Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. 5 мин.
Усвоение новых знаний. 10 мин.
Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым. 15 мин
Подведение итогов урока 2 мин.
Сообщение домашнего задания и инструктаж. 4 мин
Слайд 37Структура урока контроля ЗУН
Организационный момент
1 мин Сообщение темы и цели урока 1 мин
Изложение содержания контрольной или проверочной работы. 2 мин
Выполнение работы учащимися. 40 мин
Подведение итогов урока. 1 мин
Слайд 38Нетрадиционные формы (виды) уроков
Урок-лекция "Парадокс»
Урок-"Эврика«
Урок-сочинение
Урок-аукцион
Урок-деловая игра
Игра-обобщение
Урок-пресс-конференция
Урок-диспут
Уроки-творчества
Урок-творческий отчет
Урок-"общественный смотр знаний«
Урок-соревнование
Урок-соревнование (алгебра)
Урок-турнир
Урок типа
«КВН»
Урок «Что? Где? Когда?»
Урок-эстафета
Урок взаимообучения учащихся
Уроки, которые ведут ученики
Урок-экскурсия
Урок-заочная экскурсия
Урок-консультация
Компьютерные игры
Групповой урок внеклассного чтения
Конференция старшеклассников
Урок-семинар
Урок-бенефис
Слайд 39Нетрадиционные уроки
Уроки книжной панорамы
• Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал)
• Уроки
решения задач
• Урок-эссе
• "Атака мыслей"
• Бинарный урок
• Консультанты на опросе
Конспект-лекция
Круглый стол
Лекция-дискуссия
Лекция-консультация
Лекция с обратной связью
"Определение понятий"
• Проблемное изложение
• Методика поабзацной проработки текста
• "Синтез мыслей"
• Лекция "Улучшить и повторить"
• Конференция однородных групп
• Урок-лабиринт
• Урок-путешествие
• Интегрированный урок
• Обобщающий урок
• Зачет-игра
• Интегративные уроки
Слайд 41Технологическая карта урока
— это графическое отображение сценария урока, план проведения
урока, в котором заложены методы индивидуальной работы и возможности вариативного развития урока.
Слайд 42
Технологическая карта урока
Дата__________
Группа__________
Урок № __________
Тема ____________
Вид (форма урока) __________
Цель ____________
Задачи:
Обучающие__________
Развивающие ________
Воспитывающие_______
Методы__________
Формы
работы студентов__________
Материально- техническое обеспечение __________
УМК __________
Межпредметные связи__________
Педагогические технологии__________
Слайд 45Технологическая карта с дидактической структурой урока
Слайд 46 Технологическая карта с методической структурой урока