Слайд 1
Мастер-класс
«Системно - деятельностный подход в обучении биологии»
Димитрова Т.В
учитель биологии
МОУ СОШ
№7
Город Ртищево
Саратовской области
Слайд 2
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а
учитель
руководил этим
самостоятельным
процессом и давал для
него материал.
К.Д. Ушинский
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Дать способы культурного мышления - вот что необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен.
Слайд 4Системно - деятельностный подход заключается в организации учебного процесса, в котором
главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.
Слайд 5
Система дидактических принципов
для построения уроков
в рамках системно-деятельностного подхода:
1) Принцип
деятельности
2) Принцип непрерывности
3) Принцип целостности
4) Принцип минимакса
5) Принцип психологической комфортности
6) Принцип вариативности
7) Принцип творчества
Слайд 6Уроки деятельностной направленности
по целеполаганию
распределяются на четыре группы:
уроки «открытия»
нового знания;
уроки рефлексии;
уроки общеметодологической направленности;
уроки развивающего контроля.
Слайд 7
Структура урока «открытия» нового знания:
1. мотивирование к учебной деятельности;
2. актуализация и
фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии;
3. выявление места и причины затруднения;
4. построение проекта выхода из затруднения(цель и тема, способ, план, средство);
5. реализация построенного проекта;
6. первичное закрепление с проговариванием во внешней речи;
7. самостоятельная работа с самопроверкой по эталону;
8. включение в систему знаний и повторение;
9. рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Слайд 8Требования к современному уроку:
1. Самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
2.
Учитель выступает в роли организатора , а не информатора;
3. Обязательная рефлексия учащихся на уроке;
4. Высокая степень речевой активности учащихся.
Слайд 9Требования
к заданиям на уроке:
Повышенный уровень сложности, проблемный и поисковый характер.
2.
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета.
Слайд 10Деятельность ученика на мобилизующем этапе:
Выполняет предложенные учителем задания частично поискового характера,
определяет тему урока;
2. Пользуясь опорной схемой, формирует цели урока, создает установку на их реализацию;
3. Актуализирует имеющиеся знания, применяя их в практической деятельности.
Слайд 11Деятельность ученика на этапе овладения новыми знаниями:
Формулирует задания к упражнениям;
2. Выполняет
упражнения, комментируя и поясняя свои действия;
3. Формулирует новое правило на основе анализа предложенного учителем материала.
Слайд 12Деятельность ученика на этапе рефлексия:
Вспоминает ход урока;
Анализирует свою деятельность или деятельность
товарищей;
3. Высказывает свои впечатления.
Слайд 13Требования к учителю:
Четко и точно формулирует задания;
2. Не даёт новые знания
ученикам в готовом виде;
3. Не повторяет задания несколько раз;
4. Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагая это сделать самим или их одноклассникам в случаи затруднения отвечающего.
5. Не повторяет то, что уже сказали ученики, может корректировать или продолжить цепочку его высказывания по алгоритму.
6. Предугадывает затруднения учеников и меняет по ходу урока задание, если дети не смогли его выполнить с первого раза.
7. Подбирает комплексные задания по индивидуальным особенностям учащихся как при фронтальном опросе, так и при групповой работе.
Слайд 14Требования к ученикам:
1.Четко и точно формулируют ответы;
2. Ищут знания самостоятельно по
указанному пути;
3. Слушают внимательно и Выполняют задания сразу же;
4. неверные ответы учеников исправляют сами ученики, дают комментарии и вносят корректировки;
5. Строят ответы по алгоритму предложенному учителем;
6. ориентируются в заданиях разного уровня предложенных учителем;
7. умеют работать индивидуально, фронтально , в группах, в парах, по алгоритму и выполняют регулярно самооценку.