Слайд 1Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную (продолжение)
Слайд 2Построение единой образовательной среды
Процесс
обучения
Что и как оценивается?
(Система оценки)
Внеклассная жизнь
Отношения:
Учителя –дети -родители
Оформление школы
Определение единых ЦЕЛЕЙ и задач всего коллектива педагогов
Подбор единого комплекса СРЕДСТВ (технологии, УМК) для достижения целей и задач
Совместно полученный НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Требования к педагогам и детям
Слайд 3
Практическая часть:
ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ.
– ученики
- учителя
- родители
– выход из
ситуации (проблема качества подготовки, преподавания)
– успешность адаптации (рекомендации)
Слайд 4ПРИЧИНЫ ШКОЛЬНОЙ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
неудовлетворительные оценки по предмету в четверти или в году,
состояние
, при котором не
усваивается школьная
программа
Последствия:
возникновение школьной
дезадаптации,
трудности при взаимодействии
со сверстниками и учителями
Слайд 5ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Мнение учителей
Низкая мотивация (невыполнение д/з)
Пропуски уроков
Индивидуальные особенности ребенка
Слабый контроль
родителей.
Учительский фактор (неинтересная, непонятная подача учебного материала)
Здоровье
Социальная среда (семейные проблемы)
Низкая активность, перегрузки
Проблемы во взаимоотношениях учителей и учеников (проверки знаний, конфликты)
Слайд 6ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ
Мнение родителей
Слабый контроль родителей. Лень ребенка.
Неинтересное преподавание предмета.
Отсутствие интереса, низкая
мотивация (мало читают, знания поверхностные).
Плохая подготовка, т.к. много развлечений
(TV, компьютеры, мобильные телефоны)
Проблемы во взаимоотношениях учителей и учеников
Неумение организовать свою деятельность (неумение планировать время, невнимательность, несамостоятельность)
Сложность программы (перегруженность, усталость, нехватка времени)
Слайд 7Успешность адаптации
внутренние факторы
внешние факторы
состояние здоровья,
интеллектуальное развитие,
самоконтроль поведения,
работоспособность,
дисциплинированность,
коммуникативные способности,
учебная мотивация,
организация учебного процесса,
тактика педагогических воздействий,
согласованность требований к деятельности учащихся,
социально-экономические характеристики семьи,
Слайд 8Внутренние факторы успешной адаптации
степень сформированности учебной деятельности в начальной школе,
личностные
особенности ученика: общительность, организованность, самостоятельность
способность легче переживать неудачи,
добросовестность,
решительность,
социальная смелость,
эмоциональная устойчивость
Внешние факторы
успешной адаптации
особенности внутрисемейных отношений,
программа обучения,
внеучебная деятельность,
возможность творческой самореализации ребёнка в учебной и внеучебной деятельности,
психолого-педагогическая компетентность педагогов (классного руководителя и учителей-предметников),
понимание родителями особенностей подросткового кризиса
Слайд 9Проблемы качества подготовки
Критический уровень навыков самостоятельной работы.
Отставание в овладении ОУУН.
Пассивность учащихся.
Отсутствие
навыков выполнения домашних заданий.
Отсутствие роста техники чтения.
Слайд 10Проблемы
преподавания
Отсутствие средств обратной связи
Ведущая роль фронтальной работы
Неудовлетворительное знание особенностей учащихся
Бессистемность
индивидуальной и дифференцированной работы
Слабая связь с родителями
Формальность отношений «учитель- ученик»
Слайд 11Проблемы воспитательной работы
Формальное ведение дневников
Неудовлетворительная связь с родителями
Формальные отношения «Учитель –
классный руководитель»
Формализм в выборе форм воспитательной работы
Заниженная оценка родителями деятельности классных руководителей
Слайд 12Рекомендации учителям начальных классов по организации преемственности в обучении
Обогащать речь учащихся,
усложняя ее к 4 классу.
Постоянно работать над техникой чтения учащихся, расширять их лексический запас, в том числе за счет специальных терминов.
Работать над скоростью письма и каллиграфией.
Применять на уроках упражнения, задания для развития произвольного внимания, механической и оперативной памяти.
Разработать рекомендации для тренировки памяти и внимания детей.
Повысить требовательность к формированию у детей прочных вычислительных навыков, знания таблицы умножения, компонентов всех арифметических действий и правил их нахождения.
Приучать детей выполнять работу только в отведенное для этого время.
Добиваться развернутых полных ответов, четкой грамотной речи учащихся.
Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты.
Приучать учащихся работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной литературой.
При выставлении итоговых четвертных оценок делать упор прежде всего на письменные работы.
Слайд 13Рекомендации:
Учителю необходимо обращать особое внимание на усвоение учебной задачи ребенком; при
возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного материала до тех пор, пока ребенок не поймет.
Учителю обратить внимание на межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных детей. Помочь детскому коллективу развиваться без серьезных конфликтных ситуаций, научить бесконфликтному общению.
Учителю и родителям необходимы совместные встречи, в процессе которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в обучении.
Учителю в своих наблюдениях необходимо уделить особое внимание тем сторонам поведения и деятельности, которые в наибольшей степени отражают характер адаптации к школьной среде.
Учителям-предметникам проводить опрос, не нагнетая обстановку в классе. Желательно вызывать ребят по имени и фамилии. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не упрекать, не отчитывать в присутствии всего класса. Чувство юмора хорошо помогает убрать напряжение в классе, «разбавляет» обстановку. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому учащемуся.
Слайд 14
Рекомендации учителям-предметникам.
Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии,
подборе методических приёмов.
Не перегружайте учеников излишними по объёму домашними заданиями, дозируйте их с учётом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
Следите за темпом урока – высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
Предъявляйте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
Развивайте общеучебные умения и навыки, учите
ребят правильно учиться.
Слайд 15
Рекомендации учителям-предметникам.
Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший
ответ, справился» и т.д.).
Используйте систему поощрений (грамоты, благодарности ученикам и родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике, доброе слово).
Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребёнка, его здоровье, семейных отношениях.
Не допускайте педагогического манипулирования.
Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребёнка: темперамент, темп работы, переключение, особенности внимания, двигательную активность ...
Слайд 16
Рекомендации учителям-предметникам.
Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений
должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не её снижению.
Замечайте положительную динамику в развитии каждого ученика (Нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно – «Петю вчерашнего и Петю сегодняшнего»).
Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.
Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть, за год, выставляйте оценки не формально, а с учётом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
Слайд 17Единые требования к осуществлению преемственности в обучении учащихся начальной и основной
школы
Учителям -4 классов знать программу по предметам 5 класса, учителям-предметникам знать основные требования к знаниям и умениям учащихся начальных классов.
Учителям 4 классов в I полугодии посещать уроки учителей-предметников в 5 классе с целью изучения организации учебной деятельности.
Учителям, принимающим 5 классы, посещать во II полугодии уроки учителей 4 классов с целью знакомства с коллективом учащихся и приемами, методами работы учителей с детьми этого возраста; практиковать проведение пробных уроков в этих классах.
При тематическом планировании учителям 4 классов включать элементы опережающего обучения.
Учителям начальной школы знать программу средней школы, а учителям среднего звена программу начальной школы.
Учителям, выпустившим 4 классы, постоянно поддерживать контакт с классными руководителями и учителями-предметниками с целью оказания помощи в изучении психологических, индивидуальных особенностей учащихся и микроклимата в семьях.
Проводить последнее родительское собрание в 4 классе совместно с будущим классным руководителем.
Слайд 182. Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников,
обеспечение постепенного и
успешного перехода учащихся из
начальной в основную школу в условиях введения ФГОС ООО.
3. Задачи педагогического коллектива в период адаптации пятиклассников.
4. Содержание:
1 этап - предварительный:
1. Анализ результатов уровня ЗУН, УУД , соответствие уровня обученности каждого ученика потоку обучения;
2. Составление психологической характеристики классного коллектива;
3. Преемственность в работе с одаренными учащимися, с учащимися с особыми образовательными потребностями;
4. Ознакомление родителей с перспективами обучения учащихся в 5 классе;
5. Анализ уровня здоровья учащихся.
Программа работы по преемственности между начальным и основным общим образованием
ФГОС НОО- ФГОС ООО
Актуальность
Слайд 192 этап – основной:
Входная диагностика ЗУН, УУД;
Ознакомление родителей с особенностями
адаптационного периода учащихся 5 классов , с содержанием и методами обучения, с системой требований к учащимся 5 классов, с целями и задачами работы по преемственности между начальным и основным общем образованием, требованиями ФГОС;
3. Выявление организационно – психологических проблем классного
коллектива, изучение индивидуальных особенностей учащихся, коррекция деятельности педагогов среднего звена с целью создания комфортных условий для адаптации учащихся 5 классов в среднем звене обучения познавательной учебной мотивации;
4. Адаптационный тренинг;
5. Родительские собрания с участием учителей.
Слайд 203. Заключительный этап:
Анализ итогов обучения в 5 классе;
Подведение итогов работы по
преемственности, определение трудностей в развитии учащихся;
Анализ работы по преемственности с одаренными учащимися, учащихся с особыми образовательными потребностями.
4. Предполагаемые результаты
5. Планирование деятельности