Презентация, доклад на тему Лекция 1: Преемственность в обучении и воспитании

Содержание

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

Слайд 1Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную

Осуществление преемственности при переходе учащихся из начальной школы в основную

Слайд 2Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается

на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. Л. С. Выготский
Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком.

Слайд 3Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы….
Да ваши дети ничего не

знают и не умеют!…

Классн. рук.

Литерат. чтение

Рус. язык

Математика

Окружаю-щий мир

Литература

Рус. язык

Математика

История. Обществознание

Классн. рук.

Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц

Биология. География
Физика. Химия

Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…. Да ваши дети ничего не знают и не умеют!… Классн. рук.Литерат.

Слайд 4 усилий
…о преемственности,
об адаптации

усилий …о преемственности, об адаптации

Слайд 5ФГОС
Стандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства

и развития.
Стандарт, будучи стабильным, в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих общественные потребности и возможности системы образования.
ФГОССтандарт – это средство обеспечения стабильности качества образования, его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт, будучи стабильным, в

Слайд 6Цели:
Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности работы.
Выработка линии

поведения, единых требований классных руководителей и учителей- предметников.
Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в образовательном процессе

.

Цели:Объединение усилий педагогического коллектива школы для повышения эффективности работы. Выработка линии поведения, единых требований классных руководителей и

Слайд 7Задачи:
Взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников

в дальнейшей учебной деятельности.


Выработка единых педагогических технологий с учетом психологических и возрастных особенностей на средней ступени обучения.





Привлечение внимания педагогического коллектива к проблеме сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
Задачи:Взаимодействие педагогов начальной и основной школы во избежание трудностей у пятиклассников в дальнейшей учебной деятельности.Выработка единых педагогических

Слайд 8План
Основные аспекты проблемы преемственности пятиклассников

Трудности адаптационного периода на

второй ступени образования



Особенности учебного процесса в 5-х классах

ПланОсновные аспекты проблемы преемственности пятиклассников   Трудности адаптационного периода на второй ступени образования Особенности учебного процесса

Слайд 9Преемственность в образовании.
– это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач,

содержания
и методов обучения и воспитания с целью создания единой
непрерывной образовательной деятельности на смежных этапах
развития ребенка. 
Преемственность в образовании.  – это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и

Слайд 10

 
Основанием преемственности
разных ступеней образовательной системы является ориентация на

ключевой стратегический приоритет непрерывного образования —


формирование умения учиться.
  Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования —

Слайд 11

 
Начальная школа

Главная задача начальных классов –

научить ребенка учиться,

пользоваться тем инструментом, без которого ему с каждым годом все труднее овладевать знаниями, без которого он становится неуспевающим и неспособным.


Разрыв между начальными классами и дальнейшими ступенями обучения.
  Начальная школаГлавная задача начальных классов – научить ребенка учиться, пользоваться тем инструментом, без которого ему

Слайд 12

 
Начальная школа

В начальных классах мы очень робко и несмело

даем в руки ребенку инструмент, без совершенного владения которым невозможно представить его интеллектуальную жизнь, его всестороннее развитие
  Начальная школаВ начальных классах мы очень робко и несмело даем в руки ребенку инструмент, без

Слайд 13

 
Основная школа

В основной школе учителя требуют, чтобы инструмент этот

в руках ребенка действовал быстро и безотказно. Учитель даже не интересуется, в каком состоянии этот инструмент, забывает, что его постоянно надо налаживать, не видит, что зачастую индивидуальный


инструмент в руках ребенка сломался и только поэтому ребенок
не может дальше учиться.

В.А. Сухомлинский

  Основная школаВ основной школе учителя требуют, чтобы инструмент этот в руках ребенка действовал быстро и

Слайд 14

 

Преемственность
предполагает
принятие общих для всех ступеней основной идеи,

содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания,

методики определения результативности.
  Преемственностьпредполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и

Слайд 15

 

Приоритетная цель школьного образования:
развивать у ученика способности

самостоятельно ставить учебную задачу,
проектировать пути её реализации,
контролировать и оценивать свои
достижения.

Научить
учиться

  Приоритетная цель школьного образования: развивать у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её

Слайд 16

 

Путь достижения цели -
формирование УУД, обеспечивающих компетенцию

«научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных


знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

  Путь достижения цели - формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися

Слайд 17

 

Преемственность
должна осуществляться на уровне:

целей и задач;
содержания образования;
организационных

форм;

планируемых результатов
  Преемственность должна осуществляться на уровне:целей и задач;содержания образования;организационных форм;планируемых результатов

Слайд 18

 

ФГОС НОО и ООО: преемственность и развитие
ЦЕЛЬ
НОО


ООО

учить ученика учиться

учить ученика учиться в общении

  ФГОС НОО и ООО:  преемственность и развитие  ЦЕЛЬНОО ОООучить ученика учитьсяучить ученика учиться

Слайд 19

 

Принцип преемственности
НОО и ООО
Предусматривается дальнейшее развитие личностных,

регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование


умения учиться.

  Принцип преемственности НОО и ОООПредусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД, продолжается формирование

Слайд 20Проблемы преемственности при переходе из начальной школы в основную.
Как избежать????

Проблемы преемственности при переходе из начальной школы в основную.Как избежать????

Слайд 21Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы….
Да ваши дети ничего не

знают и не умеют!…

Классн. рук.

Литерат. чтение

Рус. язык

Математика

Окружаю-щий мир

Литература

Рус. язык

Математика

История. Обществознание

Классн. рук.

Картина преемственности:
начало года, сентябрь месяц

Биология. География
Физика. Химия

Мы подготовили замеча-тельных детей, а вы…. Да ваши дети ничего не знают и не умеют!… Классн. рук.Литерат.

Слайд 22
АДАПТАЦИЯ
ПЯТИКЛАССНИКОВ
НА НОВОЙ СТУПЕНИ
ОБУЧЕНИЯ

АДАПТАЦИЯПЯТИКЛАССНИКОВНА НОВОЙ СТУПЕНИОБУЧЕНИЯ

Слайд 23

 

Переход из начального звена в среднее – важный этап

в жизни ребенка.
  Переход из начального звена в среднее – важный этап в жизни ребенка.

Слайд 24Адаптация
Произошло от латинского
слова adaptatio — приспособление

АдаптацияПроизошло от латинского слова adaptatio — приспособление

Слайд 25

 

Школьная

адаптация -

приспособление ребенка к успешному функционированию
в данной среде
(к новым социальным условиям, отношениям,


требованиям, видам деятельности, режиму).

  Школьная         адаптация - приспособление ребенка к успешному

Слайд 26

 

Школьная

адаптация -

способность к дальнейшему развитию
(психологическому, личностному, социальному).

  Школьная         адаптация - способность к дальнейшему развитию(психологическому,

Слайд 27Успешность адаптации
удовлетворенность процессом обучения;
усвоение программы;
самостоятельность при выполнении заданий;
удовлетворенность отношениями с

одноклассниками и учителями;
умение ориентироваться в новых ситуациях.
Успешность адаптацииудовлетворенность процессом обучения;усвоение программы;самостоятельность при выполнении заданий; удовлетворенность отношениями с одноклассниками и учителями;умение ориентироваться в новых

Слайд 28Готовность к обучению в основной школе
Сформированность основных компонентов учебной деятельности.

Умение

самостоятельно работать, осмысливать материал.

Качественно иной,"взрослый"
тип взаимоотношений с учителями, одноклассниками.
Готовность к обучению в основной школе  Сформированность основных компонентов учебной деятельности.Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.Качественно иной,

Слайд 29

 

Возрастные особенности


предподростковый возраст;

постепенное обретение чувства взросления;

проявление негативизма;

возможные конфликты со взрослыми;

эмоциональная нестабильность;

   Возрастные особенности

Слайд 30

 

Кризисные периоды
первые 4-6 недель
(

сентябрь, октябрь)
середина декабря;
неделя после каникул в январе;
середина марта
(особенно после каникул).
  Кризисные периодыпервые 4-6 недель   ( сентябрь, октябрь)середина декабря;неделя после каникул в январе;середина марта

Слайд 31Причины происхождения кризиса
Переход из одной социальной ситуации в другую.
Снижение

интереса к учёбе.
Отношения между детьми
становятся напряжёнными,
конфликтными, а они сами – тревожными.

Причины происхождения кризиса Переход из одной социальной ситуации в другую. Снижение интереса к учёбе.Отношения между детьми

Слайд 32
Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход

из начальной школы в основную неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным.

учебная
дезадаптация

Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что переход из начальной школы в основную неизбежно

Слайд 33Учебная
дезадаптация
Неуспешность ребенка в освоении общеобразовательных программ ввиду недостаточного развития навыков учебной

деятельности.

Затруднения в учебе

Нарушение дисциплины

Отсутствие интереса к изучению предмета

УчебнаядезадаптацияНеуспешность ребенка в освоении общеобразовательных программ ввиду недостаточного развития навыков учебной деятельности.Затруднения в учебеНарушение дисциплиныОтсутствие интереса к

Слайд 34

Психологический аспект
Педагогический аспект
Факторы, влияющие на дезадаптацию:
снижение показателей
обученности;

встреча с большим количеством учителей, предметов, технологий
и требований



происходит процесс смены ведущей деятельности; формируется новая социальная позиция.



Психологический аспектПедагогический аспектФакторы, влияющие на дезадаптацию:снижение показателейобученности;     встреча с большим количеством учителей,

Слайд 35Причины дезадаптации
Разные требования со стороны учителей-предметников.
Новые требования к организации обучения.
Большой поток

информации.



Чувство одиночества из-за отсутствия внимания
классного руководителя.
Причины дезадаптацииРазные требования со стороны учителей-предметников.Новые требования к организации обучения.Большой поток информации.Чувство одиночества из-за отсутствия внимания

Слайд 36Признаки дезадаптации
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес

школы, учителей, одноклассников.
Беспокойный ночной сон.
Вялость.
Жалобы на плохое самочувствие.
Признаки дезадаптацииУсталый, утомленный вид ребенка.Нежелание выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Беспокойный ночной сон.Вялость.Жалобы на

Слайд 37Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
разные требования со стороны

учителей -предметников;
большой поток информации, незнакомые термины, слова;
ощущение отсутствия или


недостаточности внимания со стороны учителей;
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе разные требования со стороны   	учителей -предметников; большой поток

Слайд 38Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
изменения режима дня ребёнка

в сравнении с начальной школой;

увеличение физической и умственной нагрузки;

состояние его физического здоровья, связанные с возрастными и


гормональными изменениями в организме;
Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе изменения режима дня ребёнка в сравнении с начальной школой; увеличение

Слайд 39Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе
наличие большей свободы и

самостоятельности;
отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность;
ослабление контроля родителей.


Возможные причины недостаточной адаптации в 5 классе наличие большей свободы и самостоятельности; отсутствие эмоционального 	настроя на предстоящую

Слайд 40«Современные дети не хотят учиться»

Как помочь?
Понять состояние ребенка.
Выяснить причины этого

спада и найти пути
изменения ситуации.



«Современные дети не хотят учиться»Как помочь?Понять состояние ребенка.Выяснить причины этого   спада и найти пути

Слайд 41Как выяснить причины снижения учебной мотивации?
Установите контакт и доверие.

Организуйте совместную внеучебную

деятельность.

Не устанавливайте свое руководство. Примените контроль-помощь,
а не контроль-давление.

Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но будет и взлет!

Как выяснить причины снижения учебной мотивации?Установите контакт и доверие.Организуйте совместную внеучебную деятельность. Не устанавливайте свое руководство. Примените

Слайд 42Преемственность -
это двухсторонний процесс.
С одной стороны − начальная школа,

которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе.

Преемственность - это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная школа, которая формирует те знания, умения и

Слайд 43Преемственность -
это двухсторонний процесс.
С другой стороны – основная школа,

которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.

Преемственность - это двухсторонний процесс. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный

Слайд 44АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
1.Образование временного МО учителей 4-х и будущих 5-х

классов (на календарный год)
2.Договоренность об общих целях, уровне учебных достижений (портрет выпускника), использовании общих технологий.
3.Открытые уроки в 4 – 5-х классах для учителей МО.
4.Совместные уроки в 4-м классе учителей основной и начальной школы.
5.Диагностика результатов учеников на выходе из 4-го класса.
6.Обсуждение и решение проблем адаптации учащихся в 5-х классах.
7.Определение эффективности обучения: диагностика, анализ.
АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ1.Образование временного МО учителей 4-х и будущих 5-х   классов (на календарный год)2.Договоренность об

Слайд 45Портрет выпускника начальной школы
Компромисс между педагогогами начального и основного звена

- единый «портрет выпускника начальной школы » данного конкретного образовательного учреждения и единых требований, предъявляемых к нему.


Портрет выпускника начальной школы Компромисс между педагогогами начального и основного звена - единый «портрет выпускника начальной школы

Слайд 46Предметные
результаты
знания
умения,
навыки
опыт творческой
деятельности
Метапредметные
результаты
способы действий,
применимые как

в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем
в реальных жизненных ситуациях

Личностные
результаты
система ценностных
ориентаций,
интересы,
мотивации,
толерантность

ФГОС НОО и ООО : НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Портрет выпускника – гражданина России:
Патриот. Уважает ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважает других людей, готов сотрудничать. Способен принимать самостоятельные решения

Предметные результаты знания умения,навыкиопыт творческой деятельности Метапредметные результаты способы действий,применимые как в рамках образовательного процесса, так и

Слайд 47Основная школа
любящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ,

его культуру и духовные традиции
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, общества, многонационального российского народа
активно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества
умеющий учиться, осознающий важность образования, способный применять знания на практике
социально активный, уважающий закон и правопорядок,, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом
уважающий других людей; умеющий вести диалог, сотрудничать для достижения общих результатов
осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.


Начальная школа
любящий свой народ, свой край и свою Родину
уважающий и принимающий ценности семьи и общества
любознательный, активно познающий мир
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед обществом
доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение
выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет выпускника

Основная школалюбящий свой край, Родину, знающий свой язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традицииосознающий и

Слайд 48Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной

школы:

3) Оба учителя готовят и проводят урок вместе, распределяя между собой эпизоды урока, поддерживая друг друга в течение всего урока.

2) Учителя начальной и основной школы готовят вместе конспект, а проводит урок только учитель основной школы.

1) Готовит и проводит урок только учитель основной школы, а учитель начальной школы дает только информацию о классе, теме, дает отдельные советы.

+ Сотрудничество учителей осн. и нач. школы устанавливается полностью: вместе готовят урок, вместе проводят, вместе анализируют, т.е отвечают за него (при этом сам этот процесс может идти через острые и трудные споры, но результатом, как правило, довольны оба).
+ Для учеников (и для учителей) урок проходит в максимально комфортной обстановке, с минимально возможным числом шоковых ситуаций от ощущения новизны и непонятности приемов и стиля общения нового педагога. Вместо тревожности формируется установка: «в 5 классе будет хорошо, привычно, не страшно».

Три варианта реализации – три типа взаимодействия учителя начальной и основной школы: 3) Оба учителя готовят и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть