Слайд 1
Виды, формы, методы и функции контроля учебной деятельности младших школьников
Слайд 2Диагностика качества обучения.
Целеполагание и требования к педагогическому контролю
Виды, формы, методы
и функции контроля
Оценка и учет результатов учебной деятельности
Список используемой литературы
Содержание
В НАЧАЛО
Слайд 3Диагностика качества обучения
Неотъемлемым компонентом образовательного процесса является диагностика, с помощью которой
проверяется достижение поставленных целей. Без диагностики невозможно эффективное управление образовательным процессом.
Диагностика – точное определение результатов образовательного процесса.
Слайд 4Диагностика качества обучения
Диагностика включает в себя:
педагогический контроль, проверку, оценивание;
накопление статистических
данных, их анализ;
прогнозирование, выявление динамики образовательного процесса.
Слайд 5Введение
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.
По-определению «контроль» - это
соотношение достигнутых результатов с
запланированными целями обучения.
От его правильной организации во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Слайд 6Понятие «контроль»:
Педагогический контроль – это функция руководства и управления учебной деятельностью
учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения.
Контроль - это соотношение
достигнутых результатов
с запланированными целями
обучения.
Слайд 7
Цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся,
в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения младших школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель связана:
с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету;
с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Слайд 8Требования к педагогическому контролю
Систематичность и регулярность
Всесторонность
Объективность
Разнообразие форм проведения
Дифференцированный подход
Индивидуальный характер контроля
Контроль
в целях обучения и воспитания всех учеников
Педагогический такт
Слайд 9Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с
помощью разнообразных методов.
Виды, формы и методы контроля
Слайд 10Предварительный контроль – проводится перед изучением дисциплины с целью определения уровня
знаний, умений и навыков к началу обучения.
Текущий контроль – осуществляется по ходу обучения и позволяет определить степень сформированности знаний, умений и навыков, а также их глубину и прочность.
Виды педагогического контроля:
Слайд 11Периодический контроль – подводит итоги работы за определённый период времени. Осуществляется
в конце четверти, полугодия.
Итоговый контроль – призван определить конечные результаты обучения. Охватывает всю систему знаний, умений и навыков по предмету.
Отсроченный контроль – контроль остаточных знаний и умений спустя какое-то время после изучения темы, раздела, курса.
Виды педагогического контроля:
Слайд 12Контроль осуществляется в различных формах. По форме контроль подразделяется на:
индивидуальный
(применяется для основательного знакомства учителя со знаниями, умениями и навыками отдельных учащихся);
групповой (используется в тех случаях, когда возникает необходимость проверить итоги учебной работы или ход ее выполнения части учащихся класса, получившей определенное коллективное задание на уроке или в процессе внеурочных занятий)
Формы педагогического контроля:
Слайд 13фронтальный (форма контроля, при которой краткие ответы на вопросы учителя по
сравнительно небольшому объему материала, дают многие учащиеся класса, обычно с места. Эта форма контроля позволяет удачно сочетать проверку с задачами повторения и закрепления пройденного материала, вызывая повышенную активность класса.)
Формы педагогического контроля
Слайд 14Методы педагогического контроля
Методы контроля – способы, с помощью которых определяется результативность
учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.
В педагогической практике используются методы устного (опрос), письменного (упражнения, контрольные работы, сочинения, отчёты), практического (опыты, практические задания), машинного (с использованием информационных технологий), тестового (тесты, задания на соответствия, установление правильной последовательности) , самоконтроля и взаимоконтроля.
Слайд 15Примеры методов контроля
Машинный контроль
Тестовый контроль
Слайд 16Функции педагогического контроля:
Контролирующая
Обучающая
Диагностическая
Прогностическая
Развивающая
Ориентирующая
Воспитывающая
Слайд 17Функции контроля:
Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний
и умений учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами, усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств обучения.
Слайд 18Функции контроля:
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании
знаний и умений, их систематизации.
В процессе проверки учащиеся проверяют и закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное, но и применяют знания и умения в новой ситуации.
Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.
Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.
Слайд 19Функции контроля:
Диагностическая функция заключается в получении информации об
ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении учебным материалом, о числе, характере ошибок.
Результаты диагностических проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и средств обучения.
Слайд 20Функции контроля:
Прогностическая функция служит получению опережающей информации
в образовательном процессе.
В результате проверки получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).
Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса.
Слайд 21Функции контроля:
Развивающая функция состоит в стимулировании познавательной
активности учащихся, в развитии их творческих способностей.
Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.
Слайд 22Функции контроля:
Ориентирующая функция заключается в получении информации
о степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.
Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Слайд 23Функции контроля:
Воспитывающая функция состоит в воспитании у
учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности.
Проверка побуждает более серьезно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли, настойчивости, привычки к регулярному труду.
Слайд 24Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Результаты контроля учебно-познавательной деятельности учащихся выражаются
в её оценке. Оценка - это определение степени полученных знаний, умений и навыков в виде устного высказывания.
Количественным выражением оценки является отметка. Отметка – это условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.
Термины оценка и отметка не являются синонимами, так как отметка это такое же средство оценки результатов как грамота, благодарность, похвала
Слайд 25Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Основываясь на данных контроля, оценка должна
учитывать результативность всех видов учебно-познавательной деятельности ученика, характеризовать полноту и качество усвоения знаний, сознательность их усвоения, наличие общеучебных и специфических для данного предмета умений и навыков.
Оценка должна быть гласной и достаточно мотивированной. Как и контроль, оценка учебной деятельности учащихся имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Слайд 26Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Образовательная роль оценки состоит в объективной
информации о результатах учебной работы.
Воспитательная роль заключается в осознании учениками способов совершенствования различных видов учебной деятельности и путей повышения эффективности учения.
Слайд 27Оценка и учёт результатов учебной деятельности
Правильно установленная и выраженная оценка учебной
деятельности учащихся служит важным стимулом формирования и развития познавательных интересов, положительных качеств личности: трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности. И наоборот, ошибка в оценке вызывает обычно серьезные осложнения в обучении, воспитании и развитии учащихся, отрицательно влияя на результативность учебно-воспитательного процесса.
Слайд 28Оценка и учёт результатов учебной деятельности
В России оценка знаний, формально, осуществляется
по пятибалльной шкале, а в реальности по четырёхбалльной.
Критерии оценки:
«2» - бессистемные, разрозненные знания, не знает понятий, не умеет применять на практике
«3» - неполное, непоследовательное изложение, неточные определения понятий, применяет знания только с помощью
«4» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, но в ответе отдельные неточности
«5» - полно освоил учебный материал, владеет понятиями, умеет применять на практике, качественное внешнее оформление
Слайд 29Это интересно…
В школах Украины, Молдавии введена 12-балльная система оценивания. Отличником считается
школьник, который учится на «10», «11» и «12».
Во Франции учатся по 20-балльной шкале. При этом высшая оценка, как правило – 18 баллов.
В финской школе к традиционным числовым методам оценивания
(7-балльная шкала оценок – от 4-х до 10).
Большинство колледжей и средних школ в США используют буквенную систему для оценки успеваемости. В этой системе, А означает "отлично", B - "хорошо", C - "удовлетворительно", D - "плохо" и F - "провал". Каждая оценка, кроме F, может быть с плюсом или минусом, означающими "промежуточный" уровень. Например, B+ это очень хорошо, но не отлично.
В Великобритании, например, вообще принята не отметочная, а словесная оценка работы ученика, что позволяет дать более полную и развернутую характеристику школьника. Именно это в последующем помогает не совершать ребенку ошибок.
Слайд 30Список используемой литературы
Педагогика: Учебник для студ. пед. вузов и пед. колледжей/
Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002.
Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов: В 2-х кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. М., 2002.
Педагогика: Учеб. пособие для вузов / А. В. Сластенин и др. 4-е изд. М., 2012.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. В.А. Сластенина: М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Слайд 31Вопросы для самопроверки:
В чем сущность диагностики обучения?
Перечислите виды контроля
Перечислите методы контроля
Перечислите
формы контроля
Перечислите функции контроля
Чем отличается оценка от отметки?