Слайд 1История изучения клетки. Клеточная теория.
Григорьева М.Л. – учитель химии –
биологии МБОУ СОШ №13 Хилок
Слайд 2Цели и задачи урока:
Рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.
Рассмотреть историю
изучения клетки.
Доказать, что клетка – элементарная биологическая система.
Сформировать умения анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы.
Слайд 3Вопросы о клетке
Наука о клетке называется?
(Цитология)
Почему клетку принято
считать единицей всего живого?
(Клетка является единицей всего живого, так как она обладает способностью размножаться, видоизменяться и реагировать на раздражителя)
Слайд 4Организм человека состоит приблизительно из 220 миллиардов клеток! Если все эти
клетки выложить в один ряд, то этот ряд протянется на 15000 км. Обычно клетки невелики; наименьшие диаметром 0,5 мкм (шаровидные бактерии микрококки).Средними по размеру можно считать клетки диаметром от 20 до 100 мкм. Но клетки могут быть и очень крупными. Например, длина отростка нервной клетки – аксона - может достигать одного метра. Многоядерные волокна поперечнополосатой мышцы имеют длину до 10-12 см.
Слайд 5Захарий Янсен
В 1590 году этот голландский учёный изобрёл первый микроскоп
Слайд 6Роберт Гук
В 1665 году этот английский учёный рассматривал под микроскопом тонкий
срез пробки и увидел, что она состоит из ячеек, которые затем назвал клетками. Правда, Гук думал, что клетки пусты, а живое вещество – это клеточные стенки.
Слайд 7Антони ван Левенгук
В 1683 году этот голландский учёный усовершенствовал микроскоп, после
чего смог
пронаблюдать и описать бактерии.
Слайд 8Карл Максимович Бэр
В 1827 году доказал предположение Уильяма Гарвея, что все
живые организмы развиваются из яйца. Открыл яйцеклетку. Также сделал вывод о том, что каждый живой организм развивается из одной клетки.
.
Слайд 9Роберт Броун
В 1831-1833 годах обнаружил в растительной клетке сферическую структуру, которую
затем назвал ядром.
Слайд 10Создание клеточной теории
1838 г.
ботаник Матиас Шлейден и зоолог Теодор Шванн обобщили знания о клетке и сформировали «клеточную теорию», утверждавшую, что клетки, содержащие ядра, представляют
собой структурную и функциональную основу всех живых существ.
Слайд 11Первая версия клеточной теории
Все организмы, и растительные, и животные, состоят
из простейших частей – клеток.
Клетка – индивидуальное самостоятельное целое.
В одном организме все клетки действуют совместно, формируя гармоничное единство.
Слайд 12клетка – основная единица строения и развития всех живых организмов; способная
к самообразованию, саморегуляции, самовоспроизведению;
клетки всех организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности;
каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;
-в многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани. Из тканей состоят органы, которые тесно связаны между собой и подчинены системам регуляции.
Слайд 13Рудольф Вирхов
В 1858 г. немецкий учёный
Рудольф Вирхов
написал:
«Всякая клетка происходит
из другой клетки. Там, где возникает клетка, ей
должна предшествовать
клетка, подобно тому, как животное происходит только от животного, растение – только от растения.
Слайд 14Кровь
Кровь млекопитающих
Т-лимфоциты атакуют раковую клетку
Слайд 17Срез эпидермиса человека. В зеленый цвет окрашены клетки кожи, в синий
- ядра здоровых клеток, в розовый - ядра клеток, пораженных вирусом папилломы.
Слайд 18Срез сетчатки глаза человека, обработанный несколькими разными антителами
.
Слайд 19Выявление структуры цитоскелета в клетках
Слайд 20Основные методы изучения клеток
Использование светового микроскопа
Использование электронного микроскопа
Слайд 21Использование центрифугирования
Для биохимического изучения клеточных компонентов клетки необходимо разрушить – механически,
химически или ультразвуком. Высвобожденные компоненты оказываются в жидкости во взвешенном состоянии и могут быть выделены и очищены с помощью центрифугирования .
Слайд 22Хроматография и электрофорез
Хроматография — метод основан на том, что в неподвижной среде,
через которую протекает растворитель, каждый из компонентов смеси движется со своей собственной скоростью, независимо от других; смесь веществ при этом разделяется.
Электрофорез применяется для разделения частиц, несущих заряды, широко применяется для выделения и идентификации аминокислот.
Слайд 23Радиоавтография
Радиоавтография – сравнительно новый метод, обязанный своим возникновением развитию ядерной физики,
которое сделало возможным получение радиоактивных изотопов различных элементов. Один из способов обнаружения радиоактивности основан на ее способности действовать на фотопленку подобно свету. Радиоактивное излучение проникает сквозь черную бумагу, используемую для того, чтобы защитить фотопленку от света, и оказывает на пленку такое же действие, как свет.
Слайд 24Задача 1
Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не
только продукты питания , но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269
или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей.
Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?
Слайд 25Задача 2
В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных
мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.
Слайд 26Ответ к задаче 2
Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных
и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это «симбиоз».
Слайд 27Подведение итогов
Кто первым ввёл понятие «клетка»?
Кто является создателем клеточной теории?
Какой вклад
в создание клеточной теории внёс Рудольф Вирхов и Карл Бэр?
Какие методы изучения клетки существуют?
Для каких представителей органического мира понятие «клетка» и «организм» совпадают?
Слайд 28Использованные сайты
http://pochemuchek.net/files/01_animals/02_animals_microorganism/them_001/007.html
http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/tehnologiya_i_promyshlennost/GUK_ROBERT.html
http://www.imyanauki.ru/rus/scientists/4427/index.phtml
http://video.mail.ru/mail/lszalies/1054/1595.html