Презентация, доклад на тему Интегрированный урок по химии и биологии Белки – природные высокомолекулярные вещества, свойства белков, их биологические функции

Содержание

Цели урока:проследить взаимосвязь строения белков с их свойствами и функциями как высшей формы развития вещества на уровнях знания, понимания, применения, обобщения и систематизации желаемого результата;выявить связь питания человека с его здоровьем.Задачи урока:расширить знания учащихся о природных

Слайд 1Интегрированный урок в 11 классе ХИМИЯ и БИОЛОГИЯ
Белки – природные высокомолекулярные вещества,

свойства белков, их биологические функции.
Интегрированный урок в 11 классе ХИМИЯ и БИОЛОГИЯБелки – природные высокомолекулярные вещества, свойства белков, их биологические функции.

Слайд 2Цели урока:
проследить взаимосвязь строения белков с их свойствами и функциями как

высшей формы развития вещества на уровнях знания, понимания, применения, обобщения и систематизации желаемого результата;
выявить связь питания человека с его здоровьем.
Задачи урока:
расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах – белках;
формировать способность к самостоятельному приобретению знаний;
развивать умения делать выводы на основе сравнения;
работать с дополнительной литературой, реактивами;
выявить взаимосвязь биологии и химии.
развивать мышление учащихся через установление причинно-следственных связей: состав – строение – свойства – применение вещества.
Цели урока:проследить взаимосвязь строения белков с их свойствами и функциями как высшей формы развития вещества на уровнях

Слайд 3Девиз урока.

« ... С полным основанием можно считать, что белки

– самые важные из всех веществ входящих в состав организма животных и растений»
Лайнус Полинг
Девиз урока. « ... С полным основанием можно считать, что белки – самые важные из всех веществ

Слайд 4
«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является

постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой… – причём с прекращением этого обмена прекращается и сама жизнь, что приводит к разложению белка».
Фридрих Энгельс

«Жизнь – это способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их

Слайд 5Определение, данное Ф.Энгельсом, в научной работе «АнтиДюринг» позволяет задуматься над тем,

как современная наука представляет процесс жизни. Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами.
Определение, данное Ф.Энгельсом, в научной работе «АнтиДюринг» позволяет задуматься над тем, как современная наука представляет процесс жизни.

Слайд 6История открытия белков
В 1754 году Я. Беккари из пшеничной муки выделил

клейкую массу – клейковину.
История открытия белков		В 1754 году Я. Беккари из пшеничной муки выделил клейкую массу – клейковину.

Слайд 7Гипотеза: между остатками аминокислот в молекуле белка существует пептидная связь (1888

г.)

А. Данилевский

Гипотеза: между остатками аминокислот в молекуле белка существует пептидная связь (1888 г.)А. Данилевский

Слайд 8Э. Фишер и Ф. Гофмейстер
Аминокислоты в молекуле белка связаны за счёт

аминогруппы одной кислоты и карбоксильной группы другой кислоты (1889 г.)

Э. Фишер

Э. Фишер и Ф. Гофмейстер Аминокислоты в молекуле белка связаны за счёт аминогруппы одной кислоты и карбоксильной

Слайд 9Фредерик Сенгер
Установил структуру первого белка – инсулина (1953 г.)

Фредерик СенгерУстановил структуру первого белка – инсулина (1953 г.)

Слайд 10Экспресс-тест по теме «Белки»
Белки это биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.
Аминокислоты имеют

радикал, аминогруппу и карбоксильную группу.
Содержание белков в различных клетках может колебаться от 50% до 80%

Экспресс-тест по теме «Белки»Белки это биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды.Аминокислоты имеют радикал, аминогруппу и карбоксильную группу.Содержание белков

Слайд 11В клетках встречается свыше 170 кислот, но «волшебными» называются всего 18

из них.
Вторичная структура белка представлена спиралью или складчатым слоем.
Все белки – это ферменты.

В клетках встречается свыше 170 кислот, но «волшебными» называются всего 18 из них.Вторичная структура белка представлена спиралью

Слайд 12
Активный центр фермента – это липид.
Гистоны входят в состав хромосом.
Денатурация –

это восстановление трёхмерной структуры конформации белка.

Активный центр фермента – это липид.Гистоны входят в состав хромосом.Денатурация – это восстановление трёхмерной структуры конформации белка.

Слайд 13
Аминокислота – амфотерное соединение.
Амилаза катализирует гидролиз белков.
Гемоглобин – это белок четвертичной

структуры.

Аминокислота – амфотерное соединение.Амилаза катализирует гидролиз белков.Гемоглобин – это белок четвертичной структуры.

Слайд 14Анаболические реакции – это реакции синтеза.
Дисульфидные мостики – это связи между

остатками аминокислоты аланина в молекуле белка.
Среди белков различают протеины и протеиды.

Анаболические реакции – это реакции синтеза.Дисульфидные мостики – это связи между остатками аминокислоты аланина в молекуле белка.Среди

Слайд 15Видео

Видео

Слайд 16Классификация белков
Протеины -простые белки:
Альбумины
Глобулины
Проламины
Глютелиды
Склеропротеины


Глобулярные белки
Протеиды- сложные белки:
Нуклеопротеиды
Фосфорпротеиды
Хромопротеиды
Гликопротеиды
Липопротеиды


Фибриллярные белки


Классификация белковПротеины -простые белки:АльбуминыГлобулиныПроламиныГлютелидыСклеропротеины Глобулярные белкиПротеиды- сложные белки:НуклеопротеидыФосфорпротеидыХромопротеиды Гликопротеиды ЛипопротеидыФибриллярные белки

Слайд 20Физические свойства
Белки могут иметь различные размеры и форму. Молекулярная масса белков

от 5-10 тыс. до 1млн. Это бесцветные вещества, без вкуса и запаха, а при нагревании разлагаются без плавления. Белки горят с образованием азота, углекислого газа и воды, а также других веществ. Горение сопровождается запахом жжённого пера. Определение молекулярной массы и размера белка выполняется физическими методами исследования:
электроноскопии;
рентгеноструктурного анализа комплексов белков с тяжёлыми металлами.
Многие белки существуют в виде кристаллов. Большинство белков образуют коллоидные растворы, доказательством чего служит их способность рассеивать свет – эффект Тиндаля.

Физические свойстваБелки могут иметь различные размеры и форму. Молекулярная масса белков от 5-10 тыс. до 1млн. Это

Слайд 21Оптические свойства коллоидных систем

Оптические свойства  коллоидных систем

Слайд 22Светорассеяние или эффект Тиндаля
Если на коллоидный раствор направить пучок света, то

внутри раствора можно увидеть светящийся конус
Это явление называется опалесценцией или конусом Тиндаля

Светорассеяние или  эффект ТиндаляЕсли на коллоидный раствор направить пучок света, то внутри раствора можно увидеть светящийся

Слайд 23Белки - амфолиты
В зависимости от pH среды белки могут вести себя

как катионы или как анионы.
При определении значения pH среды число положительных и отрицательных зарядов в молекуле одинаково. Такое значение pH называют изоэлектрической точкой.
В этой точке белки электронейтральны, а их вязкость и растворимость наименьшие.

Белки - амфолитыВ зависимости от pH среды белки могут вести себя как катионы или как анионы.При определении

Слайд 24Пенообразование
Пенообразование – это способность белков образовывать высококонцентрированные системы, «жидкость – газ»

называемые пенами. Белки в качестве пенообразователей используются в кондитерской промышленности (пастила, зефир, суфле). Структуру пены имеет хлеб, а это влияет на его вкусовые качества.

Пенообразование	Пенообразование – это способность белков образовывать высококонцентрированные системы, «жидкость – газ» называемые пенами. Белки в качестве пенообразователей

Слайд 25Гидролиз белков
Одно из важных свойств белков– это гидролиз. Гидролиз

белков – это разрушение одного из важнейших уровней организации белковой материи.
В лабораторных условиях гидролиз проводят в присутствии кислот и щелочей при нагревании. Щелочной гидролиз проводят гидроксидом бария Ba(OH)2, реакция с ним происходит быстрее, кроме того, он не разрушает триптофан. В организме происходят процессы ферментативного гидролиза.
Гидролиз белков  Одно из важных свойств белков– это гидролиз. Гидролиз белков – это разрушение одного из

Слайд 26Гидролиз белков
Гидролиз белков происходит в желудке. Чистый желудочный сок – это

бесцветная жидкость и имеет кислую среду. Железы желудка вырабатывают фермент пепсин в неактивном виде, в активную форму он переходит при воздействии на него соляной кислоты 0,5%. Пепсин действует только в кислой среде, а при попадании в щелочную среду становится неактивным.
Гидролиз белков	Гидролиз белков происходит в желудке. Чистый желудочный сок – это бесцветная жидкость и имеет кислую среду.

Слайд 27Результаты исследования желудочного сока на белок куриного яйца

Результаты исследования желудочного сока на белок куриного яйца

Слайд 30Гидролиз трипептида

Гидролиз трипептида

Слайд 31 Денатурация – нарушение природной (нативной) структуры белка.
Денатурация – это сложный

процесс, при котором под влиянием внешних факторов: температура, механическое воздействие, действие кислот, щелочей, солей тяжёлых металлов, ультразвука и т.д. происходит изменение четвертичной, третичной, вторичной структуры белка. Первичная структура, а следовательно, и химический состав белков не меняются.

Денатурация – нарушение природной (нативной) структуры белка.	Денатурация – это сложный процесс, при котором под влиянием внешних

Слайд 32Ренатурация
Ренатурация – обратимый процесс, т.е. восстановление физико-химических и биологических свойств белка.


Иногда для этого достаточно удалить денатурирующий объект.
Ренатурация невозможна, если затронута первичная структура белка.
РенатурацияРенатурация – обратимый процесс, т.е. восстановление физико-химических и биологических свойств белка. Иногда для этого достаточно удалить денатурирующий

Слайд 331. Ксантопротеиновая – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой, которое сопровождается появлением

желтой окраски.

2. Биуретовая – взаимодействие слабощелочных растворов белков с раствором сульфата меди (II), в результате которой появляется фиолетово-синяя окраска.

Цветные реакции на белки

1. Ксантопротеиновая – взаимодействие с концентрированной азотной кислотой, которое сопровождается появлением желтой окраски.2. Биуретовая – взаимодействие слабощелочных

Слайд 34физкультминутка

физкультминутка

Слайд 35К. Линдерстрём-Ланг
Ввёл понятие о четырёх уровнях внутримолекулярной организации белков (начало XX

в.)
К. Линдерстрём-ЛангВвёл понятие о четырёх уровнях внутримолекулярной организации белков (начало XX в.)

Слайд 37 Биологические функции белков

Биологические функции белков

Слайд 38Строительная функция

Строительная функция

Слайд 40Энергетическая функция
При распаде 1 грамма белков выделяется 17,6 кДж энергии

Энергетическая функция	При распаде 1 грамма белков выделяется 17,6 кДж энергии

Слайд 41Регуляторная функция
Ф.Сенгер

Регуляторная функцияФ.Сенгер

Слайд 42Двигательная функция

Двигательная функция

Слайд 43Защитная функция

Защитная функция

Слайд 44Вирус иммунодефицита человека

Вирус иммунодефицита человека

Слайд 45Джеймс Самнер
Каталитическая функция

Джеймс СамнерКаталитическая функция

Слайд 46Механизм работы фермента

Механизм работы фермента

Слайд 47Классификация ферментов
А) оксидоредуктазы
Б) трансферазы
В) гидролазы
Г) лиазы
Д) изомеразы
Е) лигазы

Сопоставьте в правильные пары название групп ферментов и выполняемые ими функции в живых организмах.

1) участвуют в расщеплении органических веществ с помощью воды
2)ответственны за реакции окисления и восстановления
3) переносят определённые группы атомов с одной молекулы на другую
4) расщепление веществ без участия воды
5) катализируют реакции соединения двух молекул, используя энергию АТФ
6) способствуют внутренним , в том числе, пространственным изменениям

Классификация ферментовА) оксидоредуктазыБ) трансферазыВ) гидролазыГ) лиазыД) изомеразыЕ) лигазы

Слайд 48Транспортная функция

Транспортная функция

Слайд 49Функции белков
Распределите цифры по

колонкам относительно первой, соотнеся функциональную группу и соответствующий белок

Функции белков       Распределите цифры по колонкам относительно первой, соотнеся функциональную группу

Слайд 50Ключ
1) 14 21
2)15 17
3) 13 22
4)12 20

5) 11 18
6) 16 23
7)

9 24
8) 10 19

Ключ1) 14 212)15 173) 13 224)12 205) 11 186) 16 237) 9 248) 10 19

Слайд 52Аминокислоты.
Молекула белка состоит из
20 аминокислот, которые
разнообразно чередуются.
R1 - Глицин

(гли)
R2 – Аланин (ала)
R3 – Валин (вал) *
R4 – Лейцин (лей) *
R5 – Изолейцин (илей) *
R6 – Серин (сер)
R7 – Треонин (тре) *
Аминокислоты.Молекула белка состоит из 20 аминокислот, которые разнообразно чередуются.R1 - Глицин (гли)R2 – Аланин (ала)R3 – Валин

Слайд 53«*» 10 из которых незаменимы и должны поступать с растительной и

животной пищей.

R8 – Тирозин (тир)
R9 – Фенилаланин (фен) *
R10 – Триптофан (три) *
R11 – Аспарагиновая кислота (анс)
R12 – Глутаминовая кислота (глн)
R13 – Лизин (лиз) *
R14 – Аргинин (арг) *

«*» 10 из которых незаменимы и должны поступать с растительной и животной пищей.R8 – Тирозин (тир)R9 –

Слайд 54R15 – Гистидин (гис) *
R16 – Аспарагин (асп)
R17 – Глутамин (глу)
R18

– Цистеин (цис)
R19 – Метионин (мет) *
R20 – Пролин (про)
R15 – Гистидин (гис) *R16 – Аспарагин (асп)R17 – Глутамин (глу)R18 – Цистеин (цис)R19 – Метионин (мет)

Слайд 56Белки и пища

Белки и пища

Слайд 58Потребность человека в белках
В питании младенцев белки составляют 100% рациона (молоко

матери);
у детей от года до 3-х лет – 75%;
от 3 лет до завершения роста (20 лет) – не менее 50 %;
у взрослого человека в среднем 14%;
для женщины в период беременности и кормления грудью эта цифра возрастает до 70% от суточной нормы.
Потребность человека в белкахВ питании младенцев белки составляют 100% рациона (молоко матери);у детей от года до 3-х

Слайд 59 Основные продукты с высоким содержанием белка
Яйца – 17%
Творог –

14%
Сыр - 30%
Мясо птицы – 15-20%
Говядина – 25%
Печень – 25%
Рыба – 15-25% в зависимости от вида
Соя – 14%
Брюссельская капуста – 9%
Крупы – 10-12%
Основные продукты с высоким содержанием белкаЯйца – 17% Творог – 14% Сыр - 30% Мясо птицы

Слайд 60 Фрукты – источники растительного белка

Фрукты –  источники растительного белка

Слайд 61Проблемы, возникающие при недостатке белка

замедление роста и развития детей;
у взрослых -

нарушения деятельности желез внутренней секреции, изменения в печени, изменения гормонального фона, нарушения выработки ферментов, вследствие чего, ухудшению усвоения питательных веществ, многих микроэлементов, полезных жиров, витаминов;
ухудшение памяти, снижение работоспособности, ослабление иммунитета из-за снижения уровня образования антител, авитаминоз;
ослабление сердечной и дыхательной системы, потеря мышечной массы.
Проблемы, возникающие  при недостатке белказамедление роста и развития детей;у взрослых - нарушения деятельности желез внутренней секреции,

Слайд 62Избыток белка в организме
Превышение потребления в 1,7 г на килограмм веса:
провоцирует

кислую реакцию организма, что приводит к потере кальция;
может вызвать развитие подагры;
избыток белка перегружает пищеварительную систему,
способствует ухудшению аппетита, повышенной возбудимости центральной нервной системы, а также желез внутренней секреции.
накапливаются жировые отложения в печени,
страдает сердечнососудистая система, печень и почки, нарушается витаминный обмен.
Избыток белка в организмеПревышение потребления в 1,7 г на килограмм веса:провоцирует кислую реакцию организма, что приводит к

Слайд 63Рекомендации
Не употреблять полуфабрикаты и мясные продукты длительного хранения (колбаса, сосиски,

ветчина, сардельки).
Не злоупотреблять жирными сортами мяса и рыбы.
Больше есть мясо птицы, яйца, нежирную говядину, растительные белки.
Не соединять белки с углеводами, лучшим добавлением будет овощной салат.
Белковую пищу необходимо употреблять вечером до 18.00 часов.
Предпочтительные белковые продукты: яичный белок, обезжиренный творог, нежирные сорта сыра, нежирная свежая рыба и морепродукты, молодая баранина, нежирная телятина, куры, индейка(мясо без кожицы), соевое молоко, соевое мясо.

Рекомендации Не употреблять полуфабрикаты и мясные продукты длительного хранения (колбаса, сосиски, ветчина, сардельки).Не злоупотреблять жирными сортами мяса

Слайд 64Основное правило при выборе белковой пищи

Выбирать продукты необходимо с низким содержанием

жира и с высоким белка.

Основное правило при выборе белковой пищиВыбирать продукты необходимо с низким содержанием жира и с высоким белка.

Слайд 65Будьте
здоровы и красивы!

Будьте здоровы и красивы!

Слайд 66 Новости науки

Интересные факты про аминокислоты и белки: 
Во время стресса, нужны обязательно

аминокислоты. Если нужные аминокислоты отсутствуют, то страдает иммунитет. Считается, что если хотя бы одна из 22 аминокислот не будет поступать в организм длительное время, то может наступить смерть.

Новости науки Интересные факты про аминокислоты и белки: Во время стресса, нужны обязательно аминокислоты. Если нужные аминокислоты

Слайд 67Самый большой белок в нашем организме по аминокислотной цепочке – титин,

он состоит из 38 138 аминокислот.
В течение 5-6 месяцев происходит полная замена собственных белков человека.
Белки просто необходимы тем, кто простыл. В это время потребность организма в белках увеличивается примерно на 30-40%.
Белки могут сделать нас счастливыми. Гормон удовольствия – серотонин образуется из аминокислоты триптофана.
Самый большой белок в нашем организме по аминокислотной цепочке – титин, он состоит из 38 138 аминокислот.В

Слайд 68Умный инсулин

Умный инсулин

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть