Слайд 2Сегодня понятие «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «iokos
(обиталище) + logos (учение)» как наука о собственном доме, т.е. биосфере, особенностях её развития и роли человека в этом процессе.
Слайд 3ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
СОВРЕМЕННОСТИ
Слайд 4В каком мире мы живем?
Мы живем в мире информационного общества, мире
высших достижений и высоких технологий. За последние десятилетия жизнь миллиардов жителей Земли кардинально изменилась. В первую очередь это связано с интенсивным развитием научных и технических знаний, развитием промышленности и городов, появлением все новых и новых технологий.
Слайд 5Назревающий кризис.
Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить
все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования.
Слайд 6Назревающий кризис.
Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить
все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования.
Слайд 7Назревающий кризис.
Быстрый прогресс науки и техники с одной стороны позволил удовлетворить
все потребности человеческого общества, но с другой стороны — ухудшил условия его существования.
Постоянно нарастающее влияние цивилизации на окружающую среду быстро приближает глобальную экологическую катастрофу. Следует подчеркнуть, что по мнению многих ученых данная катастрофа может произойти гораздо раньше, чем случится кризис из-за нехватки какого-либо ископаемого ресурса.
Слайд 8 На сегодняшний день экологические проблемы просто удивляют своей масштабностью, и поэтому
экологическую ситуацию в мире можно определить как критическую.
Среди Глобальных экологических проблем можно выделить несколько наиболее важных.
Глобальные экологические проблемы.
Слайд 9
Глобальные экологические проблемы.
Разрушение озонового слоя.
Основное количество озона образуется в верхнем слое
атмосферы — стратосфере, на высотах от 10 до 45 км. Слой озона защищает все живое на Земле от жесткого ультрафиолетового излучения Солнца. Поглощая это излучение, озон существенно влияет на распределение температуры в верхних слоях атмосферы, что в свою очередь воздействует на климат.
Слайд 10
Глобальные экологические проблемы.
Разрушение озонового слоя.
Истощение озонового слоя планеты ведет к разрушению
сложившегося биогенеза океана вследствие гибели планктона в экваториальной зоне, угнетению роста растений, резкому увеличению глазных и раковых заболеваний, а также болезней, связанных с ослаблением иммунной системы человека и животных, повышению окислительной способности атмосферы, коррозии металлов и т.д.
Слайд 11
Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение водной среды.
Проблема загрязнения воды (морей, рек, озер и
т.д.) – одна из самых актуальных. Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.
Слайд 12
Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение водной среды.
В океанах сосредоточена почти вся масса воды.
Всем экосистемам суши испаряющаяся с поверхности океанов вода дает влагу. Суша возвращает океану воду.
До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. Океан от рек получал такое количество воды, которое расходовал при ее испарении. При неизменном климате реки не мелели, уровень воды в озерах не снижался. С развитием человеческой цивилизации этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.
Слайд 13
Глобальные экологические проблемы.
Загрязнение водной среды.
Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода –
в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения, проблему промышленных сбросов необходимо радикально пересмотреть.
Слайд 14
Глобальные экологические проблемы.
Изменение климата Земли.
Вторая половина XX в. ознаменовалась быстрым развитием
промышленности и, соответственно, ростом энерговооруженности, что не могло не сказаться на климате на всей планете. Со временными научными исследованиями установлено, что влияние антропогенной деятельности на глобальный климат связано с несколькими факторами, в особенности с увеличением:
количества атмосферного углекислого газа, а также некоторых других газов, поступающих в атмосферу в ходе хозяйственной деятельности и усиливающих в ней парниковый эффект;
массы атмосферных аэрозолей;
вырабатываемой в процессе хозяйственной деятельности тепловой энергии, поступающей в атмосферу.
Слайд 15
Глобальные экологические проблемы.
Изменение климата Земли.
Основной вклад (65 %) в потепление вносит
углекислый газ, образующийся в результате сжигания угля, нефтепродуктов и других видов топлива. Прекращение этого процесса в ближайшие десятилетия представляется технически неосуществимым. Кроме того, в развивающемся мире объемы потребления энергии быстро растут.
Увеличение количества СО2 в атмосфере оказывает заметное влияние на климат Земли, изменяя его в сторону потепления. Общая тенденция к повышению температуры воздуха, которая наблюдалась в XX в., усиливается, что уже привело к повышению средней температуры воздуха на 0,6 °С.
Слайд 16
Глобальные экологические проблемы.
Изменение климата Земли.
Основной вклад (65 %) в потепление вносит
углекислый газ, образующийся в результате сжигания угля, нефтепродуктов и других видов топлива. Прекращение этого процесса в ближайшие десятилетия представляется технически неосуществимым. Кроме того, в развивающемся мире объемы потребления энергии быстро растут.
Увеличение количества СО2 в атмосфере оказывает заметное влияние на климат Земли, изменяя его в сторону потепления. Общая тенденция к повышению температуры воздуха, которая наблюдалась в XX в., усиливается, что уже привело к повышению средней температуры воздуха на 0,6 °С.
Слайд 17
Глобальные экологические проблемы.
Изменение климата Земли.
Прогнозируются следующие последствия глобального потепления:
повышение уровня
Мирового океана вследствие таяния ледников и полярных льдов (за последние 100 лет он уже поднялся на 10—25 см), которое в свою очередь приведет к затоплению территорий, смещению границ болот, повышению солености воды в устьях рек, а также к потенциальной утрате мест проживания человека;
изменение количества осадков (оно увеличится в северной части Европы и снизится в южной);
изменение гидрологического режима, количества и качества водных ресурсов.
Слайд 18 Мы, конечно, отразили далеко не все экологические проблемы современности (на самом
деле их гораздо больше). Все эти глобальные проблемы ведут к образованию уже указанного нами глобального экологического кризиса. Современный экологический кризис опасен тем, что если не принять своевременных и эффективных мер, то он может вылиться в глобальную экологическую катастрофу, которая приведет к гибели живого на планете.
Глобальные экологические проблемы.
Слайд 19Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С
лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов
Слайд 20Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Птицы учат пению.
Паучок терпению.
Пчелы в
поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Живой Букварь. (В. Орлов)
Слайд 21Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят
и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там – пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели……
Прогулка
Слайд 22Судьба нашей планеты в наших руках!