Слайд 1Формирование УУД и повышение мотивации обучающихся через организацию внеклассной и внеурочной
работы по химии
Слайд 2Организация внеурочного обучения по естественнонаучным предметам должна способствовать повышению мотивации ребенка
к обучению, ведь без интереса, без желания, нет смысла навязывать ребенку обучение, этот процесс будет для него скучным и безрезультативным.
Таким образом, внеурочная деятельность по химии призвана содействовать развитию гармоничной личности, формированию у школьников личностных качеств и компетенций, отвечающих потребностям современного общества.
Правильно организованная внеурочная деятельность по химии будет способствовать формированию УУД и повышению мотивации к предмету, а также повышать учебную успеваемость учащихся.
Слайд 3Универсальные учебные действия – это
навыки, которые надо закладывать
во внеклассной
и во внеурочной деятельности
Личностные результаты
Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор
Регулятивные универсальные учебные действия
Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность
Познавательные УУД
Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире
Коммуникативные УУД
Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми
Слайд 4Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
-
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
- искать и использовать необходимые средства достижения;
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области
Слайд 5Формирование личностных УУД
Происходит через создание проблемной ситуации; проектную деятельность; творческие задания;
мысленный эксперимент; оценку события, происшествия; обучения работе с информацией- знакомство с разными источниками информации).
Слайд 6Развитие регулятивных УУД
.
Найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках
(зад 14 Верно ли….)
Взаимоконтроль (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)
Оцени свою работу (подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)
Предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи. (ОГЭ зад 22.)
Слайд 7
Формирование познавательных УУД
При подготовке к ОГЭ по
химии можно использовать такие задания как:
Найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, составление опорных схем, определение понятий, определение причинно- следственной связи.
Слайд 8Развитие коммуникативных УУД
.
- «Круглый стол»; задай вопрос; диспуты, умение договариваться,
убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение;
небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома;
составь задание партнеру; оцени ответ товарища; групповая работа по выполнению задания (выполнение эксперимента),
опиши свойства на основании эксперимента, объясни наблюдаемое явление;
Слайд 10.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и
позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Слайд 11.
Элективные курсы помогают учащимся основной школы выбрать будущую специализацию и профиль
обучения, т.е. формируют регулятивные УУД. В старшей школе элективные курсы направлены на углубление и расширение предметных знаний учащихся, подготовку их к итоговой аттестации, т.е. способствуют формированию предметных познавательных УУД.
Правильно организованная исследовательская деятельность позволяет значительно повысить познавательный интерес учащихся, который выражается в способности к творчеству, саморазвитию, самореализации. Исследовательская деятельность учащихся — это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение определенного результата и его рефлексию, т.е. идет формирование всех видов УУД.
Слайд 12.
Олимпиады, конкурсы, научно — практические конференции учащихся по химии как особая
форма внеурочных массовых мероприятий имеют свои особенности. Основной элемент конференции – доклады и сообщения учащихся. Они могут сопровождаться демонстративным экспериментом. Научно – практические конференции учащихся важная составная часть в системе внеурочной работы. Содержание своих сообщений на конференции учащиеся черпают в значительной мере из научно – популярной литературы, поэтому уровень выполняемых работ намного выше. Конференции могут быть посвящены или отдельным темам школьного курса химии или вопросам, выходящим за пределы школьной программы, но представляющим достаточно широкий интерес. Эти формы внеурочной деятельности способствуют развитию личностных, регулятивных и коммуникативных УУД, а участие в олимпиадах и конкурсах по химии, прежде всего, способствуют развитию предметных познавательных УУД.
Слайд 13.
Домашние опыты и эксперименты.
Развитие самостоятельности и познавательного
интереса учащихся к химии может осуществляться при выполнении ими домашней работы. В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.
При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным. Таким образом, формируются регулятивные и познавательные УУД.
Слайд 14.
Подготовка к экзаменам: при подготовке к сдаче итоговой аттестации в выпускных
классах использую блочно-модульную технологию, ведь темы заданий ОГЭ и ЕГЭ разбиты на блоки, поэтому и я разбиваю на модули изучаемый материал, готовлю по нему разнообразные тесты, как в бумажном виде, так и на компьютере, то есть использую средства ИКТ, использую тестирования онлайн на различных сайтах предлагающих свои услуги, задания, которые вызывают затруднения, обсуждаю их с учащимися. В этом виде деятельности формируются коммуникативные, познавательные и регулятивные УУД.
Слайд 15.
Предметные недели ориентированы на проведение игр по химии (игровые технологии позволяют
в значительной мере усилить образовательный и воспитательный процесс, игра создает прекрасную возможность для активного межличностного взаимодействия, игра – это своего рода полигон для общественного и творческого самовыражения, она расширяет кругозор, эрудицию и логическое мышление, позволяет проявить умение, принять решение в нестандартной ситуации в условиях ограниченного времени), а значит идет формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных УУД.
Слайд 16.
Внеурочные занятия с их разнообразием форм и методов создают для становления
творческой личности благоприятные условия, позволяя не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания как в области химической науки, так в отношении научно – технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с химией и ее приложениями. Тем самым внеурочная работа по химии способствует решению проблемы профессиональной ориентации молодежи. Все, что было перечислено выше, делает учащихся знающими, умелыми, инициативными, самостоятельными и мыслящими, а значит повышается их мотивация в обучении, и формируются основные виды УУД.