Слайд 1Формирование у учащихся умения самостоятельно работать
на уроках биологии.
Учитель биологии
ГБОУ
СОШ №29 Г.Химки
Понарина Дарья Андреевна
Слайд 2Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай
мне действовать самому, и я научусь!
Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира.
На данный момент в условиях внедрения ФГОС более важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС не может ограничиваться только проверкой знаний, умений и навыков по одному из учебных предметов.
Слайд 3Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или
иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом – эталоном.
Самооценка рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В современной методике преподавания выделяют три вида самооценки:
Ретроспективная - самооценка ученика предшествует оценке учителя;
Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции: «Справлюсь ли я с решением?»
Слайд 4Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников.
Мотивацией учения
является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий.
Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.
Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях, дополнительной литературе. самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основе знаний, умений, навыков новое необычное – творить, изобретать, исследовать.
Слайд 5Самостоятельная работа может быть:
- индивидуальной;
- в парах;
групповой.
Виды самостоятельных работ:
- проведение биологического
эксперимента (опыты и лабораторные работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- использование рабочих тетрадей;
- работа со средствами ИКТ и др.
Слайд 6Работы, направленные на усвоение нового материала.
Наблюдения на уроке.
Органы цветкового растения.
Оборудование: живые
экземпляры двух разных цветковых растений.
1.Рассмотрите одно растение. Найдите на этом растении органы: корень, стебель, цветки и
плоды.
2. Рассмотрите другое растение, найдите у него эти же органы
3.Сравните органы двух растений ( размеры, форма, окраска). Что общего у этих растений?
Чем они различаются?
Слайд 7Работы для закрепления и проверки знаний.
Рассмотрите рисунок цветка. Запишите в тетради,
под какими номерами на рисунке обозначены: цветоножка. Цветоложе, околоцветник. Чашелистики, чашечки, лепестки венчика, тычинки, тычиночная нить, пыльник, пестик, завязь, столбик, рыльце. (рисунок схематично прилагается на карточке).
Слайд 8Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы)
Очень важно как можно раньше
использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков необходимо научить учащихся выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагается такой план:
Цель опыта (что хотим выяснить?)
Ход опыта (что для этого делаем?)
Результаты опыта (что получили?)
Выводы (что выяснили?)
Слайд 9Работа с учебной литературой и наглядностью
Одна
из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе.
При работе с учебной книгой существуют разнообразные виды самостоятельной работы:
- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;
- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- словарная работа;
- составление плана (простого, развернутого);
- пересказ по плану;
- составление тезисов, синквейнов;
- работа с иллюстрациями учебника;
- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;
- работа по плану.
Слайд 10Использование рабочих тетрадей
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной
работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий.
Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.
Слайд 11Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний
На
обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты.
На этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы:
задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю)
письменные проверочные работы, в которых используются разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.
Слайд 12Экскурсии
Важной формой организации обучения биологии являются проведение
экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям.
На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы..
Слайд 13
Домашние задания
Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ.
Здесь
возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д.
Учащимся, интересующимся биологией, можно предложить во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.
Слайд 14Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля.
Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ –
необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого детям можно предоставить возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.
Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.
Слайд 15Литература:
1.Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р.
Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.
2.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.
3.Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997.
4. Пакулова В. М. Работа с терминами на уроках биологии: Книга для учителя- М.: Просвещение, 1990.
5. Программно-методические материалы: Биология 6-11 классы
6. Биология и современность /А.В. Яблоков, М.Ф. Реймерс, В.Д.Ильичев и др.; Под редакцией А.В.Яблокова - М.; Просвещение, 1990
http://festival.1september.ru/articles/214444/
https://infourok.ru/samoocenka_kak_odno_iz_sostavlyayuschih_sovremennogo_uroka-519032.htm
http://festival.1september.ru/articles/311962/