Презентация, доклад на тему Формирование у учащихся самостоятельно работать на уроках биологии.

Содержание

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь! Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него

Слайд 1Формирование у учащихся умения самостоятельно работать на уроках биологии.


Учитель биологии
ГБОУ

СОШ №29 Г.Химки
Понарина Дарья Андреевна
Формирование у учащихся умения самостоятельно работать  на уроках биологии. Учитель биологии ГБОУ СОШ №29 Г.ХимкиПонарина Дарья

Слайд 2Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай

мне действовать самому, и я научусь!


Целью обучения в школе является формирование всесторонне развитой личности, которое предполагает интеллектуальное и нравственное совершенствование ребенка, формирование у него научной картины мира.
На данный момент в условиях внедрения ФГОС более важной задачей современного урока является развитие у школьников самооценки, то есть умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения. Система оценивания учебной работы школьника в условиях внедрения ФГОС не может ограничиваться только проверкой знаний, умений и навыков по одному из учебных предметов.

Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь!

Слайд 3Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или

иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образцом – эталоном.

Самооценка рождает у ученика веру в свои силы и побуждает его стремиться дальше, появляется потребность совершенствовать свои знания.
Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение.
В современной методике преподавания выделяют три вида самооценки:
Ретроспективная - самооценка ученика предшествует оценке учителя;
Рефлексивная – основой такой самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции: «Справлюсь ли я с решением?»

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их

Слайд 4Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников.
Мотивацией учения

является не страх получить плохую отметку, а поощрение, похвала за любое продвижение вперед, чувство удовольствия от преодоления препятствий.
Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.
Школьников необходимо учить самостоятельно находить нужную информацию в учебнике, учебных пособиях,  дополнительной литературе. самостоятельно перерабатывать новую информацию с записью основных положений в виде краткого конспекта с вычерчиванием схем, таблиц, диаграмм; самостоятельно использовать полученные знания и приводить в систему старые; создавать на основе знаний, умений, навыков новое необычное – творить, изобретать, исследовать.
Определенную роль в обучении играет оценка самостоятельной деятельности школьников. Мотивацией учения является не страх получить плохую отметку,

Слайд 5Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;
- в парах;
групповой.


Виды самостоятельных работ:
- проведение биологического

эксперимента (опыты и лабораторные работы);
- работа с учебной литературой и наглядностью;
- использование рабочих тетрадей;
- работа со средствами ИКТ и др.

Самостоятельная работа может быть:- индивидуальной;- в парах;групповой.Виды самостоятельных работ:- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);- работа

Слайд 6Работы, направленные на усвоение нового материала.
Наблюдения на уроке.
Органы цветкового растения.
Оборудование: живые

экземпляры двух разных цветковых растений.
1.Рассмотрите одно растение. Найдите на этом растении органы: корень, стебель, цветки и
плоды.
2. Рассмотрите другое растение, найдите у него эти же органы
3.Сравните органы двух растений ( размеры, форма, окраска). Что общего у этих растений?
Чем они различаются?

Работы, направленные на усвоение нового материала.Наблюдения на уроке.Органы цветкового растения.Оборудование: живые экземпляры двух разных цветковых растений.1.Рассмотрите одно

Слайд 7Работы для закрепления и проверки знаний.
Рассмотрите рисунок цветка. Запишите в тетради,

под какими номерами на рисунке обозначены: цветоножка. Цветоложе, околоцветник. Чашелистики, чашечки, лепестки венчика, тычинки, тычиночная нить, пыльник, пестик, завязь, столбик, рыльце. (рисунок схематично прилагается на карточке).
 

Работы для закрепления и проверки знаний. Рассмотрите рисунок цветка. Запишите в тетради, под какими номерами на рисунке

Слайд 8Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы)
Очень важно как можно раньше

использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков необходимо научить учащихся выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагается такой план:
Цель опыта (что хотим выяснить?)
Ход опыта (что для этого делаем?)
Результаты опыта (что получили?)
Выводы (что выяснили?)

Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы) Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии

Слайд 9Работа с учебной литературой и наглядностью
Одна

из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе.
При работе с учебной книгой существуют разнообразные виды самостоятельной работы:
- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;
- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;
- постановка вопросов к тексту;
- ответы на вопросы текста, раздела;
- поиск объяснений явлений;
- словарная работа;
- составление плана (простого, развернутого);
- пересказ по плану;
- составление тезисов, синквейнов;
- работа с иллюстрациями учебника;
- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;
- работа по плану.

Работа с учебной литературой и наглядностью      Одна из целей изучения биологии учащимися

Слайд 10Использование рабочих тетрадей
Большим подспорьем для выполнения самостоятельной

работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления и для выполнения домашних заданий.
Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.
Использование рабочих тетрадей     Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие

Слайд 11Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний
На

обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты.
На этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы:
задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю)
письменные проверочные работы, в которых используются разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Самостоятельная работа на уроках обобщения и систематизации знаний    На обобщающем уроке выявляется степень сформированности

Слайд 12Экскурсии
Важной формой организации обучения биологии являются проведение

экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям.

На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы..

Экскурсии     Важной формой организации обучения биологии являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь

Слайд 13 Домашние задания
Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ.
Здесь

возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д.
Учащимся, интересующимся биологией, можно предложить во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

Домашние задания Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания

Слайд 14Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля.

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ –

необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого детям можно предоставить возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.


Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля.Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов.

Слайд 15Литература:
1.Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р.

Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

2.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.

3.Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997.

4. Пакулова В. М. Работа с терминами на уроках биологии: Книга для учителя- М.: Просвещение, 1990.

5. Программно-методические материалы: Биология 6-11 классы

6. Биология и современность /А.В. Яблоков, М.Ф. Реймерс, В.Д.Ильичев и др.; Под редакцией А.В.Яблокова - М.; Просвещение, 1990

http://festival.1september.ru/articles/214444/
https://infourok.ru/samoocenka_kak_odno_iz_sostavlyayuschih_sovremennogo_uroka-519032.htm
http://festival.1september.ru/articles/311962/

Литература:1.Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и

Слайд 16Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть