Презентация, доклад на тему Формирование ОК И ПК в преподавании предметов естественно – географического цикла через различные формы обучения

К ключевым я отношу все общие учебные компетенции, которые объединяются в четыре группы. Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;  Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на

Слайд 1Обобщение педагогического опыта преподавателя ОГБПОУ «Ульяновского строительного колледжа» Захарчевой Валентины Михайловны. «Формирование ОК

И ПК в преподавании предметов естественно – географического цикла через различные формы обучения»

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» А.Дистервег
Как учить молодежь?
Как развивать внутреннюю мотивацию к обучению биологии, географии, геологии, экологии?
Ответы на эти вопросы даёт компетентностный подход в обучении. Актуальность темы в том, что и Государственный стандарт образования и Концепция модернизации образования выделяют Компетентностный подход в обучении как один из значимых.
Актуальность опыта
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний» предполагает освоение учащимися умений, позволяющим действовать в новых, нестандартных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе разрешения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов. Компетентностный подход является усилением прикладного, Особенно это касается теоретических знаний, которые должны перестать быть мёртвым багажом и стать практическим средством объяснения явлений и решения практических ситуаций и проблем
Роль знаний меняется. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений.
Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, Интернете, а не в головах обучающийся. В то же время, обучающийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем.
Что такое компетенция?
Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.
Компетенция – это готовность действовать в ситуации неопределённости.
Компетенции

(Ключевые) Профессиональные
ОК ПК

Обобщение педагогического опыта преподавателя ОГБПОУ «Ульяновского строительного колледжа» Захарчевой Валентины Михайловны. «Формирование ОК И ПК в преподавании

Слайд 2К ключевым я отношу все общие учебные компетенции, которые объединяются

в четыре группы. Информационная компетенция – готовность к работе с информацией;  Коммуникативная компетенция – готовность к общению с другими людьми, формируется на основе информационной;  Кооперативная компетенция – готовность к сотрудничеству с другими людьми, формируется на основе двух предыдущих;  Проблемная компетенция – готовность к решению проблем, формируется на основе трёх предыдущих

Чтобы успешно реализовать Компетентностный подход, я, должна уметь:
 Видеть и понимать действительные жизненные интересы своих студентов; Проявлять уважение к студентам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; Чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и интересами обучающихся, связанных с их профессией; Закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов; Ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с обучающими; В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; Привлекать для обсуждения прошлый опыт , создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени; Оценивать достижения не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; Оценивать продвижение группы в целом и отдельных студентов не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.
Я остерегаюсь:
 Привычки считать себя главным и единственным источником знаний для своих обучающихся Передавать свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как была воспитана сама; Представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем; Бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дал
дальнейшими пояснениями.
Компетентностный подход позволяет:  Согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;  Подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе или колледже;  Подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;  Повысить степень мотивации учения, за счѐт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащих
Облегчить труд учителя за счѐт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;  Обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности.

К ключевым я отношу все общие учебные компетенции, которые  объединяются в четыре группы.  Информационная компетенция

Слайд 3Логика реализации формирования компетенций
Формирование компетенций реализую через
организацию деятельности учащихся.

Деятельностный подход
Деятельность студентов наиболее эффективна,
если есть интерес (мотивация) Мотивационный подход
Интерес можно вызвать
через проблемную ситуацию, .мозгового штурма . Проблемная ситуация
Решение проблемных ситуаций способствует
развитию навыков исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность
Проектирование структуры учебного занятия
1.Самоопределение к деятельности Организация положительного самоопределения студента к деятельности на учебном занятии:  Создание условий для возникновения у обучающих потребности включения в деятельность («хочу»)  Выделение содержательной области («могу») . Тема Клеточная теория Химический состав клетки. Органические вещества. Нуклеиновые кислоты Уметь: осуществлять поиск информации, выделять главное, осуществлять логическую взаимосвязь свойства-функции веществ. Знать: значение веществ в живой природе. Компетенции: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационных технологий
Выдвигается проблем - где и как прячется генетическая информация?
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Актуализация знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий  Тренировка соответствующих мыслительных операций  Создание проблемной ситуации, фиксация затруднений в индивидуальной деятельности обучающего. студенты высказывают свои знания из прошлого учебного и жизненного опыта.
3. Постановка учебной задачи, проблемной ситуации Соотнесение студентом своих действий с имеющимся алгоритмом, способом деятельности по изучению теоретического материала, его структурирование, выполнение практического задания  Выявление и фиксация причин затруднения  Организация учителем коммуникативной деятельности обучающихся по исследованию возникшей проблемной ситуации (создание групп)  Определение цели деятельности и формирование темы.
. Построение проекта выхода из проблемной ситуации, затруднения Выдвижение и проверка гипотез  Организация коллективной деятельности , в ходе которой выстраивается и обосновывается новый способ действий  Фиксация нового способа действий в устной и письменной форме. Определяют строение ДНК и РНК находят их различия. Доказывают троичность кода ДНК
6. Самостоятельная работа Использование индивидуальной формы работы:  Самостоятельное выполнение учащимися задания на применение нового способа действия  Осуществление самопроверки, пошагового сравнения с образцом  Оценивание своей самостоятельной работы. Достраивают иРНК по цепочки ДНК
7. Включение новых знаний в систему и повторение Включение новых знаний в систему знаний  Отработка ранее изученных алгоритмов. Работа с тестами.
8. Рефлексия деятельности (итог урока) Организация учениками самооценки деятельности на учебном занятии  Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности Что показалось трудным? Что в изученном для вас самое главное?
Какие новые мысли, чувства у вас появились? Чтобы вы хотели посоветовать учителю? Успехи ваши и в чем?


Логика реализации формирования компетенцийФормирование компетенций реализую через организацию деятельности учащихся.

Слайд 4 Методы формирования информационной компетенции.
Поиск и сбор информации. Обработка информации. Передача

информации:
Комплексные методы.
Методы формирования коммуникативной компетенции.
1самоопределение в коммуникативной ситуации, необходимость и цель участия в коммуникации.  2 анализ намерений партнеров и способов коммуникации с учетом своих целей и возможностей. 3 выбор соответствующего ситуации речевого, или письменного жанра.   4 собственно коммуникация. 5 самооценка ценности, степени значимости, результативности прошедшей коммуникации. Все методы формирования и развития коммуникативной компетенции являются комплексными.
Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
•    все формы учебного диалога; доклады и сообщения; ролевые и деловые игры; учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;  обсуждения, дискуссии, диспуты;
•  упражнения психологического тренинга общения, в том числе и конфликтных ситуациях;
• выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;
•    выступление в качестве ведущих на мероприятиях.
Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
• фронтальный опрос; индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера.
Методы и приемы в рамках групповой работы.
•  самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового ; •    лабораторные и практические работы, групповые мини-проекты, исследовательские проекты, социально-психологического тренинга; ролевые и деловые игры; «технологии работы в группах сотрудничества».
Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:
•    индивидуальные  проекты  любого   типа, индивидуальные практико-ориентированные проекты.
Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.
•    Коллективное целеполагание в начале урока или перед решением учебной задачи, подведение итогов и оценивание (в завершение урока, после решения учебной задачи).  Все методы и приемы проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация, проблемная лекция, проблемный эксперимент, использование дифференцированного подхода

Методы формирования ключевых компетенций на уроках естественно – географического цикла

Методы формирования информационной компетенции.Поиск и сбор информации. Обработка информации. Передача информации:Комплексные методы. Методы формирования коммуникативной компетенции.1самоопределение

Слайд 5  а) ситуация-выбор - Возможно ли, что у существующих ныне растений был

общий предок? И если предок общий, то как можно объяснить такое многообразие?
 б) ситуация-неопределенность - (Зачем нужно знать о происхождение Вселенной и планеты Земля .Можно ли изучить геологию не зная об этом?.)
 в) ситуация-конфликт - (Если человек произошел от обезьяны. Откуда взялось сознание)
 г) ситуация-неожиданность -?
 д) ситуация-предложение - ( Прав ли, А. Гумбольтд утверждающий «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни»

 е) ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
 ж) ситуация-несоответствие - (США – это великая держава или колосс на глиняных ногах)
В чем проявляется влияние компонентов природы на жизнь и хозяйственную деятельность человека?
Что необходимо сделать, чтобы обеспечить сохранность природных ресурсов в нашей стране?
Обмен мнениями: короткая презентация собственных стратегий
При презентации учащиеся предлагают свои идеи и поясняют, почему выбранная ими стратегия позволит     сохранить природные ресурсы нашей страны.  Задания ученикам по рефлексии их деятельности: Достигнута ли цель урока? Что лично Вы взяли для себя с урока? Что вам кажется спорным? Почему? Какие проблемы Вы не смогли решить? Почему?
Каков рекреационно-ресурсный потенциал России? (работа с картой «Рекреационные ресурсы»)
Виды деятельности , практической направленности Работа с картами, картосхемами работа на местности Сравнение сопоставление, анализ, описание, Биологии- наблюдение проведение опыта, эксперимент, исследование, экскурсии, мини - проекты.
  а) ситуация-выбор - Возможно ли, что у существующих ныне растений был общий предок? И если предок общий,

Слайд 6Логика обучающей деятельности
Учебное занятие начинается с мотивации: Нет интереса – нет

успеха!» : Еѐ приѐмы:  Загадка, тайна , постановка
Проблемы, проблемного вопроса, Тема «Углеводы» . Почему хлеб, если его долго жевать, приобретает сладкий вкус? Тема: «Промышленность мира» «Известно, что металлургические предприятия являются сильными загрязнителями окружающей среды. Предприятия чёрной металлургии выбрасывают в атмосферу до 15 % вредных веществ, а цветной – до 22%. Почему часть предприятий данного комплекса считают экологически чистыми. На производстве чего они специализируются?». Тема: «Происхождение человека». Если человек произошел от обезьяны, то откуда взялось сознание. Экология - Прав ли. А. Гумбольд, который говорил «Человеку предшествуют леса, а сопровождают пустыни»
Постановка целей и задач Это самый ответственный и сложный этап который характеризуется тем, что учащийся не может выполнить задачу, поставленную перед ним учителем, только с помощью имеющихся у него знаний и должен дополнить их новыми. Учащийся должен осознать причину этого затруднения, но для этого проблема должна быть посильной. Учащиеся должны получить установку к действию. Они примут задание к исполнению, когда будет чётко сформулирована цель решения проблемы. - 1 Определить состав углеводов. Выяснить наличие в них глюкозы.2 Определить сырьевую базу заводов цветной металлургии. Выявить какие под отрасли работают на отходах других заводах 
Подготовка к восприятию проблемы. Актуализация знаний - Актуализация знаний (её формы - проверка д/з, повторение ранее изученного материала, применение собственного опыта учащихся по теме) позволяет сгладить тревожность перед решением проблемы, проблема начинает казаться более доступной, осуществляется связь предыдущих знаний с последующими, что позволяет не нарушать логическую последовательность усвоения материала.
Построение проекта выхода из проблемной ситуации - . Проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение, неизменный спутник развития. Используя проблемные ситуации на разных этапах урока, через ряд вопросов, показ опытов и других приемов, создаю условия для их решения. Готовность к решению проблем формируется при изучении тем: «Фотосинтез», «Энергетический обмен», «Биосинтез белка». 1 Этап состоит из нескольких ступеней: 1- выдвижения гипотез (возможно использование приёма «мозгового штурма», когда выдвигаются даже самые невероятные гипотезы), их обсуждение и выбор одной, наиболее вероятной, гипотезы. Формирование компетентностей – сложный, целенаправленный процесс. Основу его составляет умение учителя организовывать самостоятельную познавательную деятельность учащихся и грамотно управлять ею. 2 - Доказательство правильности избранного решения, подтверждение его, если возможно, на практике. Обсудив гипотезы - прогнозы ребята приступают к самому интересному и самому сложному – эксперименту, где подтверждают или опровергают предложенное выше решение.. Самостоятельная работа- вычленяю определенные элементы (шаги) в структуре действия, определяет наиболее целесообразную последовательность их изменения и намечает систему упражнений, обеспечивающих уверенное, почти автоматическое выполнение учащимися простых действий, а затем организовывается их выполнение. Задания предлагаю разноуровневые (применение знаний по алгоритму; применение знаний в изменѐнной ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации), носящие прикладной характер. Во время этого вида деятельности студент может пользоваться помощью учителя, записями лекций, другим справочным материалом.
Исследование - одна из самых эффективных форм познания. Так как сегодня часть работы студент выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе с взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объём подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно .Это даёт возможность освоить новые знания, умения, навыки, способы деятельности, сформировать компетенции и усовершенствовать уже имеющиеся. Потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно.
Проектная деятельность студентов - -Развивает творческую деятельность студента, направленную на достижение общего значимого результата. Развивает самостоятельность студентов. В процессе выполнения проектов создаются условия для активной, самостоятельной деятельности учащихся, в условиях максимально приближенных к реальным. Так при работе над социальными проектами «Чистый воздух» и
« Загрязнение придорожной полосы» Учит структурировать изучаемый материал. Делает учебный процесс лично значимым для студента. Объединяет цели изучения предмета и будущую профессию.










Логика обучающей деятельностиУчебное занятие начинается с мотивации: Нет интереса – нет успеха!» : Еѐ приѐмы:  Загадка,

Слайд 7Результаты работы
(за три года средний показатель 56%).  Успешное

участие в конкурсах, на областных конференциях Участие учащихся в районных и областных олимпиадах
Результаты работы (за три года средний показатель 56%).  Успешное участие в конкурсах, на областных конференциях Участие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть