Слайд 1Тема:
Формирование ключевых компетенций у обучающихся, как одно из актуальных проблем биологического
образования.
Слайд 2 В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации Российского
образования» зафиксировано положение о том, что одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
Слайд 3Что же лежит в основе понятия: компетенция, компетентность и ключевые компетенции?
Слайд 4Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек
хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Слайд 5Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение
к ней и предмету деятельности". Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо;
Слайд 6- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы,
методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов);
- ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Слайд 7В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо
формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:
-ценностно-смысловые компетенции;
-общекультурные компетенции;
-учебно-познавательные компетенции;
-информационные компетенции;
-коммуникативные компетенции;
-социально-трудовые компетенции;
-компетенции личностного самосовершенствования.
Слайд 8Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика,
его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 9Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо
осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Слайд 10Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей
элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Слайд 11Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,
модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
Слайд 12Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными
людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Слайд 13Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение
роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Слайд 14Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,
эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Слайд 15Какие методы можно использовать для формирования ключевых компетенций на уроках биологии?
Слайд 16
Методы формирования информационной компетенции:
-Поиск и сбор информации;
-Обработка информации;
-Передача информации:
•
подготовка докладов, сообщений по теме;
• подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу;
• подготовка учебных пособий по теме;
• подготовка стендов, стенгазет, объявлений;
-Комплексные методы:
• составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
Слайд 17Методы формирования коммуникативной компетенции.
Слайд 18Методы, ориентированные на устную коммуникацию:
• все формы учебного диалога;
•
доклады и сообщения;
• ролевые и деловые игры, предполагающие,
в самом общем виде,
роли Говорящего и Слушающего,
Задающего вопросы и Отвечающего;
Слайд 19Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:
• ролевые и деловые игры, предполагающие,
в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
• учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
Слайд 20Методы формирования социально- трудовой компетенции.
Наиболее эффективными для формирования компетенции по работе
в сотрудничестве являются групповые формы работы.
Слайд 21Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы:
• фронтальный опрос с предварительным
обсуждением ответов (при условии его систематического использования). • индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, задание типа «Головоломка».
Слайд 22Методы и приемы в рамках групповой работы — практически все.
В их
числе:
• самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала;
• лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами самостоятельного группового планирования — в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания — в конце);
• групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке);
• групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
Слайд 23Методы и приемы в рамках индивидуальной работы:
• индивидуальные проекты любого
типа, требующие привлечения помощников и соисполнителей;
• индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем.
Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций.
Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.
Слайд 24Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность.
Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
Слайд 25 В результате у учащихся вырабатываются такие важные
умения, как:
- умение находить информацию;
- изучение материала самостоятельно;
- умение анализировать, сравнивать;
- ставить и формулировать проблему;
- осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.
Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью.
Слайд 26 При формировании ключевых компетенций в работе над качеством
образования на уроке или вне его необходимо учитывать, что:
- не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета;
- на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий;
- необходимо помогать учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться;
- необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;
Слайд 27Использование ИКТ на уроках биологии для формирования ключевых компетенций обучающихся.
Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно, работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения.
Слайд 28Заключение.
Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает
в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании.
Слайд 29Литература:
1. Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ
ВШЭ - 2002
2. Бодалев А.А. Личность и общение Избр. тр. - М., Педагогика, 1983
3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004
5. Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы. Под ред. О.Б. Репиной - М., 2007
6. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 - М., 2005