Презентация, доклад на тему Формирование ключевых компетенций у обучающихся,как одна из актуальных проблем биологического образования

Содержание

В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации Российского образования» зафиксировано положение о том, что одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на

Слайд 1Тема:
Формирование ключевых компетенций у обучающихся, как одно из актуальных проблем биологического

образования.

Тема:Формирование ключевых компетенций у обучающихся, как одно из актуальных проблем биологического образования.

Слайд 2 В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации Российского

образования» зафиксировано положение о том, что одной из основных задач современного образования является достижение нового, современного качества образования. Под новым качеством образования понимается ориентация на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей, что общеобразовательная школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».
В связи с модернизацией Российского образования, в «Концепции модернизации Российского образования» зафиксировано положение о том, что

Слайд 3Что же лежит в основе понятия: компетенция, компетентность и ключевые компетенции?

Что же лежит в основе понятия: компетенция, компетентность и ключевые компетенции?

Слайд 4Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек

хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция, в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.

Слайд 5Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение

к ней и предмету деятельности". Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо;
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности

Слайд 6- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы,

методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов); -  ключевые компетенции позволяют достигать результатов в неопределенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
- ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для

Слайд 7В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо

формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций: -ценностно-смысловые компетенции; -общекультурные компетенции; -учебно-познавательные компетенции; -информационные компетенции; -коммуникативные компетенции; -социально-трудовые компетенции; -компетенции личностного самосовершенствования.
В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной

Слайд 8Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика,

его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий

Слайд 9Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо

осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности,

Слайд 10Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей

элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной

Слайд 11Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер,

модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию,
Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио

Слайд 12Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными

людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в

Слайд 13Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение

роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.
Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в

Слайд 14Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития,

эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом

Слайд 15Какие методы можно использовать для формирования ключевых компетенций на уроках биологии?

Какие методы можно использовать для формирования ключевых компетенций на уроках биологии?

Слайд 16 Методы формирования информационной компетенции: -Поиск и сбор информации; -Обработка информации; -Передача информации: •

  подготовка докладов, сообщений по теме; • подготовка плакатов, презентаций МS Роwer Роinт к учебному материалу; •    подготовка учебных пособий по теме; •  подготовка стендов, стенгазет, объявлений; -Комплексные методы: •  составление и защита рефератов, включая составление плана, выводы, оформление библиографии;
Методы формирования информационной компетенции: -Поиск и сбор информации;  -Обработка информации;  -Передача информации:

Слайд 17Методы формирования коммуникативной компетенции.

Методы формирования коммуникативной компетенции.

Слайд 18Методы, ориентированные на устную коммуникацию: •    все формы учебного диалога; •  

 доклады и сообщения; •    ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;
Методы, ориентированные на устную коммуникацию: •    все формы учебного диалога; •    доклады и сообщения; •

Слайд 19Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: •    ролевые и деловые игры, предполагающие,

в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего; •    учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
Методы, ориентированные на письменную коммуникацию: •    ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли

Слайд 20Методы формирования социально- трудовой компетенции. Наиболее эффективными для формирования компетенции по работе

в сотрудничестве являются групповые формы работы.
Методы формирования социально- трудовой компетенции. Наиболее эффективными для формирования компетенции по работе в сотрудничестве являются групповые формы

Слайд 21Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: • фронтальный опрос с предварительным

обсуждением ответов (при условии его систематического использования). •    индивидуальные задания для самостоятельной работы проблемного характера, для выполнения которых необходимо привлечение других учащихся. Например, задание типа «Головоломка».
Методы и приемы в рамках фронтально-индивидуальной работы: • фронтальный опрос с предварительным обсуждением ответов (при условии его

Слайд 22Методы и приемы в рамках групповой работы — практически все. В их

числе: •  самостоятельная работа в парах и в группах по изучению и закреплению нового материала; •    лабораторные и практические работы, проводящиеся в парах и группах (их нужно дополнить моментами самостоятельного группового планирования — в начале работы, и самостоятельного группового самооценивания — в конце); •    групповые мини-проекты (проводятся и презентуются на уроке); •  групповые исследовательские и проектные работы любого типа (проводятся в основном во внеурочное время);
Методы и приемы в рамках групповой работы — практически все. В их числе: •  самостоятельная работа в

Слайд 23Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: •    индивидуальные  проекты  любого

  типа,   требующие привлечения помощников и соисполнителей; •    индивидуальные практико-ориентированные проекты, нацеленные на решение социальных проблем. Методы формирования учебно-познавательной и ценностно- смысловой компетенций. Учащихся необходимо обучать решению проблем не только в учебной, но и в более широкой социальной деятельности.
Методы и приемы в рамках индивидуальной работы: •    индивидуальные  проекты  любого   типа,   требующие привлечения

Слайд 24Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность.    

   Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня как мощная инновационная образовательная технология. Она служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в современном обществе.
Формировать ключевые компетенции учащихся можно и через исследовательскую деятельность.        Организация исследовательской деятельности рассматривается сегодня

Слайд 25        В результате у учащихся вырабатываются такие важные

умения, как: -  умение находить информацию; -  изучение материала самостоятельно; -  умение анализировать, сравнивать; -  ставить и формулировать проблему; -  осуществлять организационно-управленческую деятельность, самоконтроль и самооценку.        Следует отметить, что те учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, отличаются от остальных особой собранностью, целеустремлённостью, любознательностью.
        В результате у учащихся вырабатываются такие важные умения, как: -  умение находить информацию;

Слайд 26       При формировании ключевых компетенций в работе над качеством

образования на уроке или вне его необходимо учитывать, что: - не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета; - на воспитание активности учащегося не надо жалеть ни времени, ни усилий; - необходимо помогать учащимся овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить иx учиться; - необходимо приучать учащихся думать и действовать самостоятельно;
       При формировании ключевых компетенций в работе над качеством образования на уроке или вне его

Слайд 27Использование ИКТ на уроках биологии для формирования ключевых компетенций обучающихся.  

Педагог на уроках биологии способен развивать данные ключевые компетенции, научить грамотно, работать с информацией, используя при этом компьютер как средство обучения.
Использование ИКТ на уроках биологии для формирования ключевых компетенций обучающихся.     Педагог на уроках биологии

Слайд 28Заключение. Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает

в школе условия, стимулирующие учебный процесс, способствует углублению и расширению сферы познавательной деятельности учащихся. Формирование творческой личности, обладающей креативным мышлением, в современных условиях является актуальной задачей. Сегодня необходимо предоставить каждому учащемуся сферу деятельности, необходимую для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потребности в непрерывном самообразовании.
Заключение.     Таким образом, формирование ключевых компетенций учащихся создает в школе условия, стимулирующие учебный

Слайд 29Литература:
 1.             Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ

ВШЭ - 2002
2.             Бодалев А.А. Личность и общение Избр. тр. - М., Педагогика, 1983
3.             Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования - М., Педагогика, 2003, №5
4.             Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой - С Пб, 2004
5.             Лицейское образование: опыт, проблемы, перспективы. Под ред. О.Б. Репиной - М., 2007
6.             Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования PISA - 2000 - М., 2005
Литература: 1.             Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход - М., ГУ ВШЭ - 20022.             Бодалев А.А. Личность

Слайд 30Спасибо за внимание

Спасибо за внимание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть