Слайд 1Формирование и развитие
универсальных учебных действий
на уроках биологии
и химии
Лизунова Е.В.-
учитель химии и биологии Аксеновская СОШ
Слайд 3
Формулирование цели
Мне в детстве говорила мама:
Нельзя пить воду из-под крана,
Согласно множеству
поверий,
В ней масса водится бактерий,
Они – тебе это не шутки –
В твоем поселятся желудке
И не заметишь ты ни разу
Их невооруженным глазом.
Приёмы формирования познавательных УУД
Слайд 4 Вопросы классу
1.Как вы
думаете, кого сегодня на уроке мы будем изучать?
2.Какую цель мы с вами поставим?
3.Какие задачи мы с вами наметим?
Слайд 5 1.Познакомиться с самой древней группой живых существ –
бактериями;
2.Узнать особенности строения, питания, размножения, распространения;
3.Раскрыть значение бактерий в природе и жизни человека;
Слайд 6
Работа с таблицами, графиками
Используя таблицу «Клеточное строение листа» выберите три признака
из шести предложенных при ответе на вопрос
Какие из предложенных признаков характерны для листьев растений?
Признаки:
1) охлаждают растение
2) имеют устьичные клетки
3) выполняют якорную функцию
4) содержат зону проведения
5) всасывают воду и минеральные вещества
6) Осуществляют синтез органических веществ из неорганических.
Слайд 7
Метод обобщения
Умение обобщать – это умение выражать основные результаты в
общем положении, делать вывод, придавать общее значение чему-либо. Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях.
Слайд 8
Что изображено на картинках?
- Что их объединяет?
- Чем они отличаются?
- Одинаковую работу они выполняют?
Какой мы можем сделать вывод: Что же такое орган?
Слайд 9Умение проводить аналогии – это умение находить сходство, в каком либо
отношении между предметами, явлениями или понятиями.
Выстроите логическую цепочку и обоснуйте свой ответ:
Слайд 10Синквейн - один из приемов сворачивания материала, что требует осуществлять системный подход
к обработке материала. Структура синквейна:
1 строка – 1 существительное,
2 строка – 2 прилагательных,
3 строка – 3 глагола,
4 строка – фраза из 4 слов, показывающих отношение к теме (понятию, объекту)
5 строка – 1 слово (резюме или синоним, который повторяет суть темы).
Слайд 11
1.Млекопитающие
2. Сумчатые, плацентарные
3. Рождаются, живут, умирают
4. Этот класс широко распространён во
всём мире.
5. Животные.
Слайд 121.СПИД
2.Опасный, смертельный
3.Калечит, уродует, разрушает
4.Распространяется из-за невежества
5.Боль
Слайд 13
Прием 4 «Ролевая игра»
Каково значение бактерий в природе и для человека?
Ответить,
предлагаю, в форме ролевой игры
“Суд над бактериями”.
1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий
2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий
3 группа – “судьи” выносят решение
Слайд 14 Личностные УУД формируются при выполнении заданий, в которых ученик должен
отразить личное видение проблемы или раскрыть своё отношение к изучаемому материалу.
Слайд 15Примеры заданий:
1. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы
правильно:
Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3
Слайд 16На этапе актуализации актуализируются не знания, полученные на уроках, а жизненный опыт
учащихся – этот жизненный опыт и становится предметом анализа, а знания, полученные на уроке, обогатят опыт ученика (он должен знаниями жить, а не готовиться в школе к жизни!)
Например: Ребята, вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?
Слайд 17
В 8 классе я предлагаю задания на подготовку сообщений на темы
«Роль растворов в медицине», «Химия в моей будущей профессии», «Йод и его роль для моего здоровья» и др.
Слайд 18Мотивация и целеполагание
Мотив-это желание что-нибудь делать мотивация это побуждение к работе.
При личностно ориентированном обучении учитель должен создать условия, чтобы дети сами захотели узнать это и сами поставили цель.
Парадоксальные факты
Например, при изучении работы сердца и автоматии, можно привести такой факт в начале урока: Известный врач А. Везалий проводил публичное вскрытие трупа. Когда он вскрыл грудную клетку. Зал ахнул. У трупа слабо билось сердце. Как объяснить этот факт? Везалий совершил ошибку и вскрыл живого человека? Интересно. Как вы думаете?
Слайд 19Посмотрите внимательно на картинки, что их объединяет? О каком явлении идет
речь?
Слайд 20Речь идет о микоризе (грибокорень) – симбиозе грибов с корнями высших
растений:
Слайд 21
Межпредметные задания.
Почему птицы спокойно сидят на проводах высоковольтной передачи, а
человеку и прикоснуться к проводам опасно?
Слайд 22 Тело сидящей на проводах птицы представляет собой ответвление цепи, включенное параллельно
участку проводника между лапками птицы, а при параллельном соединении двух участков цепи величина токов в них обратно пропорциональна сопротивлению. Сопротивление тела птицы огромно по сравнению с сопротивлением небольшой длины проводника, поэтому величина тока в теле птицы ничтожна и безвредна
Слайд 23
Тема «Металлы»
Объясните с точки зрения химика фрагмент стихотворения А. Ахматовой.
…Ржавеет
золото и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней царственное слово...
Слайд 24Золото не ржавеет, не коррозирует, но разница в динамике разрушения стали
и мрамора подмечена точно
Слайд 25Формирование регулятивных УУД
Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный
поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов
Слайд 26Терминологический диктант
один ученик придумывает сам термины, четко произносит заранее продуманный
вопрос, а другой учащийся вспоминает и записывает на своем листе номер вопроса и ответ – один или несколько терминов
Слайд 27Каких вы знаете литературных героев маленького роста? (Дюймовочка, мальчик-с-пальчик, семь гномов,
Карлсон, Незнайка, хоббиты и другие). Как вы думаете, с чем связан их маленький рост?
Слайд 28 «Черный ящик».
Древние философы и поэты отождествляли этот орган с «душой» человека,
они полагали, что именно этим органом человек любит, ненавидит, чувствует и переживает. Какой орган имелся ввиду, что находится в черном ящике?
Слайд 29Метод образного видения.
Тема «Простейшие»
Опишите амебу обыкновенную, используя только прилагательные.
Метод эмпатии (вживания.)
Представьте
себе, что вы- эвглена зеленая. Опишите свои ощущения
Слайд 30Формирование коммуникативных УУД
Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога,
используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.
»
Слайд 31
Изречения знаменитых людей
-Сократ: «Мы живем не для того, чтобы есть, а
едим для того, чтобы жить» Вы с этим согласны?
Слайд 32Гиппократ: «Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные
средства должны быть пищевыми веществами
Слайд 33Коммуникативные УУД
Одной из форм формирования коммуникативных универсальных учебных действий –
работа учеников в группе. Преимущества групповой работы:
- создают учебную мотивацию
- пробуждают познавательный интерес
- создают ситуацию успеха
- вырабатывает умение общаться с другими детьми
Слайд 34Для организации групповой работы класс делится на группы по 4-5 человек.
Каждая группа работает над своим заданием. Во время работы учеников учитель исполняет роль эксперта, отслеживающего и оценивающего ход и результаты групповой работы
Слайд 35Деятельность учащихся
Рассматривают микропрепарат, вступают в диалог; вспоминают царства живой природы, особенности
строения клетки, отмечают повсеместность распространения бактерий, их маленькие размеры, называют науку бактериологию, предлагают варианты изготовления микропрепарата, предполагают наличие бактерий в организме человека, используя личностный опыт, называют болезнетворные бактерии.
Определяют ключевые слова урока: бактерии, микроорганизмы, бактериология, болезнетворные бактерии.
Слайд 36Заключение
Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития
Слайд 37
Конечно, подобные задания формируют все виды УУД.
Формирование регулятивных, коммуникативных
и познавательных УУД в своей совокупности рассматривается как основное содержание метапредметных результатов образования, обозначенных ФГОС.
Слайд 38Технология, включённая в привычную обстановку класса и урока, обеспечивает необходимые инструментальные средства
для создания обучающей среды, в которой учащиеся – участники, а не пассивные реципиенты в процессе познания, а учитель облегчает учение, становясь скорее «направляющим сбоку», чем «актёром на сцене». Формирование такой среды – моя первоочередная задача.