Презентация, доклад на тему Электронное учебно- методическое пособие для студентов по теме Обмен веществ и энергии. Процесс терморегуляции

Содержание

Пояснительная записка Данный материал предлагается студентам 2 курса отделений «Cестринского дела» и «Лечебного дела» для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме: «Обмен веществ. Терморегуляция». Обмен веществ и энергии

Слайд 1 Учебно - методическое пособие для студентов медицинских техникумов и колледжей по дисциплине: «Анатомия

и физиология человека» Тема: «Обмен веществ и энергии. Терморегуляция»

Составила преподаватель анатомии и физиологии высшей квалификационной категории
Сукшина Юлия Викторовна

Министерство здравоохранения Челябинской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»

Специальности 34.02.01»Сестринское дело»
31.02.01. «Лечебное дело»

2017 г.

Учебно - методическое пособие для студентов медицинских техникумов и колледжей по дисциплине:  «Анатомия и физиология

Слайд 2Пояснительная записка

Данный материал предлагается студентам 2 курса

отделений «Cестринского дела» и «Лечебного дела» для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме: «Обмен веществ. Терморегуляция».
Обмен веществ и энергии является основным свойством живой материи. Жизнедеятельность возможна лишь при постоянном поступлении энергии в организм и использование им этой энергии. Энергия необходима для деятельности всех систем и органов, даже если человек находится в полном покое. Организм получает и использует энергию за счет поступления с пищей органических веществ, богатых энергией, в процессе расщепления их до конечных продуктов.
Таким образом, обмен веществ заключается в поступлении из внешней среды различных веществ, в превращении и использовании их для нужд жизнедеятельности и в выделении образующихся продуктов распада в окружающую среду.
Целесообразность выпуска данного пособия обусловлена изложением в доступной для Вас форме ряда вопросов, не нашедших соответствующего отражения на теоретическом занятии.
Пояснительная записка    Данный материал предлагается студентам 2 курса отделений «Cестринского дела» и «Лечебного дела»

Слайд 3Методические указания
Уважаемые студенты, Вам предлагается поэтапное изучение темы «Обмен веществ

и энергии. Терморегуляция»

До начала изучения темы, Вам рекомендуется вспомнить данную тему из школьного курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»).

После изучения каждого раздела, Вам рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля. Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, следует вернуться повторно к изучению материала.

При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.

В конце методического пособия представлены задания для самоконтроля по всей теме. Если Вы испытываете трудности при выполнении задания, то вернитесь к изучению материала.
Методические указания Уважаемые студенты, Вам предлагается поэтапное изучение темы «Обмен веществ и энергии. Терморегуляция»  До начала

Слайд 4Компетенции, формируемые в результате освоения темы
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и

социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Компетенции, формируемые в результате освоения темыОбщие компетенции:ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять

Слайд 5Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Проведение профилактических мероприятий.

ПК 1.1. Проводить

мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

2. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

3. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.

ПК 3.1. Оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях и травмах.
ПК 3.2. Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
Профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:Проведение профилактических мероприятий.ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья

Слайд 6В соответствии с Государственным образовательным стандартом в области анатомии и физиологии

после изучения темы:

Вы должны иметь представление:
О рациональном питании
Об энергетической ценности суточного рациона
О критериях оценки процесса питания
О регуляции обмена веществ и энергии
Вы должны знать:
Определение обмена веществ и энергии
 Обмен питательных веществ и функции в организме
Водно- солевой обмен
Роль витаминов в организме
Вы должны уметь:
использовать медицинскую терминологию;
применять полученные знания при решении ситуационных задач
 
В соответствии с Государственным образовательным стандартом в области анатомии и физиологии после изучения темы:Вы должны иметь представление:О

Слайд 7Вопросы для вводного контроля
Эталоны ответов вводного контроля
Основные понятия
Обмен белков
Обмен жиров
Обмен

углеводов
Водно- солевой обмен
Обмен энергии
Витамины
Процесс терморегуляции
Интересные факты
Терминология
Проверь себя
Использованные источники

Содержание

Вопросы для вводного контроляЭталоны ответов вводного контроляОсновные понятияОбмен белковОбмен жиров Обмен углеводовВодно- солевой обменОбмен энергии Витамины Процесс

Слайд 8Вопросы для вводного контроля:
Уважаемый студент, перед изучением темы

«Обмен веществ и энергии. Терморегуляция» проверьте свои знания из курса биологии (раздел «Человек и его здоровье»), ответив на предложенные вопросы и сравнив с эталонами ответов:
Что такое обмен веществ?
Что такое ассимиляция?
Что такое диссимиляция?
Что такое терморегуляция?
Назовите способы отдачи тепла?



Вопросы для вводного контроля:   Уважаемый студент, перед изучением темы «Обмен веществ и энергии. Терморегуляция»

Слайд 9Эталоны ответов вводного контроля
Обмен веществ и Е - это совокупность физико-

химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность
Ассимиляция (анаболизм)- совокупность синтетических процессов, при которых их простых веществ образуются сложные вещества и расходуется энергия
Диссимиляция (катаболизм)- совокупность процессов распада сложных соединений до простых, протекающих с высвобождением энергии
Терморегуляция- процесс, направленный на поддержание постоянной температуры тела
Конвекция, теплоизлучение, через кожу, ЖКТ, при дыхании




содержание

Эталоны ответов вводного контроляОбмен веществ и Е - это совокупность физико- химических превращений, происходящих в живом организме

Слайд 10 Обмен веществ является характерным свойством живого организма. Его сущность заключается

в постоянном обмене веществ между организмом и внешней средой.
Обмен веществ и Е - это совокупность физико- химических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность.
Обмен веществ(метаболизм) состоит из 2-х процессов:
Ассимиляция (анаболизм)- совокупность синтетических процессов, при которых их простых веществ образуются сложные вещества и расходуется энергия
А+Б +В +АТФ→АБВ
Диссимиляция (катаболизм)- совокупность процессов распада сложных соединений до простых, протекающих с высвобождением энергии
АБВ→А+ Б+ В + АТФ
Процессы анаболизма и катаболизма
неразрывно связаны между собой.


Основные понятия

видеоролик

Обмен веществ является характерным свойством живого организма. Его сущность заключается в постоянном обмене веществ между организмом

Слайд 11Обмен веществ включает:
Сущность обмена веществ:
Поступление из внешней среды различных питательных веществ
Усвоение

и использование их в процессе жизнедеятельности как источника энергии и материала для построения тканей
Выделение образующихся продуктов обмена веществ во внешнюю среду

Специфические функции обмена:
Извлечение энергии из окружающей среды в форме химической энергии органических веществ
Превращение экзогенных веществ в строительные блоки, т.е.предшественники макромолекулярных компонентов клетки
Сборка белков, нуклеиновых кислот и других клеточных компонентов из этих строительных блоков
Синтез и разрушение тех биомолекул ,которые необходимы для выполнения различных специфических функций

Обмен веществ включает:Сущность обмена веществ:Поступление из внешней среды различных питательных веществУсвоение и использование их в процессе жизнедеятельности

Слайд 12 Окончательное превращение одних веществ в другие происходит

в клетках тканей. Здесь образуются углекислый газ ,вода, идут процессы превращения и выделения энергии, пластические реакции синтеза новых (собственных) белков ,жиров, углеводов, других соединений. Из этих веществ при активном участии ферментов строится внутриклеточные структуры, межклеточное вещество и новые клетки.

При нарушении регулирующей функции многочисленных ферментов и при непосредственном повреждающем воздействии на них токсинов и ядов страдает трофика клеток, нарушается обмен веществ в них и развивается дистрофия(патологический процесс, связанный с нарушением ферментов клеток и тканей)
Окончательное превращение одних веществ в другие происходит в клетках тканей. Здесь образуются углекислый

Слайд 13Общая схема обмена веществ и энергии в организме

Общая схема обмена веществ и энергии в организме

Слайд 14содержание
Вопросы для самоконтроля:
Что такое обмен веществ?
Назовите сущность обмена веществ?
Назовите функции обмена

веществ?
содержаниеВопросы для самоконтроля:Что такое обмен веществ?Назовите сущность обмена веществ?Назовите функции обмена веществ?

Слайд 16Белки (протеины)- высокомолекулярные соединения, построенные из белков
Функции белка:
Защитная – связывают токсические

яды, участвуют в свертывании крови, остановки кровотечения
Транспортная- переносят многие вещества (гемоглобин переносит кислород и углекислый газ)
Структурная (пластическая)
Ферментативная – все ферменты являются белками
Передача наследственных свойств
Регуляторная – белки входят в состав гормонов
Энергетическая- при окислении 1 г белка выделяется 4 ккал энергии

Белки (протеины)- высокомолекулярные соединения, построенные из белковФункции белка:Защитная – связывают токсические яды, участвуют в свертывании крови, остановки

Слайд 17Источник белка: животного- рыба, мясо, яйца, растительного –бобовые культуры.
Суточная

потребность 100- 110 г из них половина животного происхождения.
В кишечнике под действием ферментов белки расщепляются до А.К., а из А.К. синтезируются собственные белки, характерные для данного организма. Белки не могут быть заменены другими пищевыми веществами.
В состав белка входит до 80 АК, а пищевых продуктах которые использует человек содержится 20 АК. Некоторые АК не могут синтезироваться в организме и должны постоянно поступать с пищей. Это незаменимые АК: валин, лейцин, лизин, триптофан, метионин, фенилаланин, изолейцин, треонин. При недостатке кислот в пище возникает нарушение белкового обмена.
Белки, которые содержат необходимый набор АК, называют биологически полноценными. Существует международный образец состава белка. В этом белке 31.4% незаменимые АК, остальное заменимые. В качестве эталона белка принят белок куриного яйца- обальбумин, на втором месте казеиноген- белок молока.
При отсутствии полноценного белкового питания тормозится рост, нарушается формирование скелета.
Источник белка: животного- рыба, мясо, яйца, растительного –бобовые культуры.  Суточная потребность 100- 110 г из них

Слайд 18 Составной частью белка является азот. В организме должно быть

азотистое равновесие, т.е. количество выведенного азота должно равняться количеству поступившего. Азотистое равновесие бывает только у здоровых людей.
Виды азотистого баланса:
Отрицательный азотистый баланс- азота выделяется больше, чем поступает с пищей. Характеризуется преобладанием процессов распада белка над процессами синтеза. Наблюдается при белковом голодании, лихорадке, пожилой возраст.

Положительный азотистый баланс- азот задерживается в организме. Наблюдается у детей, спортсменов, беременных.
 

Белковый обмен регулируется ВНС, гипоталамусом ,гипофизом (гормон роста- соматотропин), поджелудочной железой( инсулин), надпочечниками (стероидными гормонами), щитовидной железой (тироксином и трийодтиронином) ,половыми железами.

Составной частью белка является азот. В организме должно быть азотистое равновесие, т.е. количество выведенного азота

Слайд 19Схема образования, обезвреживания и выведения продуктов распада белков из организма

Схема образования, обезвреживания и выведения продуктов распада белков из организма

Слайд 20содержание
Вопросы для самоконтроля:
Назовите функции белка?
Суточная потребность в белке?
Что такое положительный и

отрицательный азотистый баланс?

содержаниеВопросы для самоконтроля:Назовите функции белка?Суточная потребность в белке?Что такое положительный и отрицательный азотистый баланс?

Слайд 22Жиры (липиды)- сложные органические вещества, которые состоят из жирных кислот и

глицерина и содержатся в животных жирах и растительных маслах.

Виды жиров:
Простые- нейтральные жиры и воски ( в организме преобладают нейтральные жиры)
Сложные- фосфолипиды, гликолипиды и др. Входят в состав мембран клеток.
Стероиды- холестерин

Функции жиров:
Источник энергии- при сгорании 1 г жира выделяется 9,3 ккал энергии
Способствует нормальному обмену воды в организме
Пластическая- входят в состав мембран клеток и протоплазмы ядра
Терморегуляция- предохраняют организм от усиленной отдачи тепла
Защитная- предохраняют организм от травматических повреждений

Суточная потребность 70-80 г. из них 20-25 г растительного происхождения.

Жиры (липиды)- сложные органические вещества, которые состоят из жирных кислот и глицерина и содержатся в животных жирах

Слайд 23 Жиры могут быть заменены углеводами, но есть жиры, которые

должны обязательно содержаться в пищевом рационе. Это незаменимые жирные кислоты - линолевая, линоленовая, арахидоновая. Длительное отсутствие этих кислот в пище приводит к замедлению роста, у взрослых нарушается процесс размножения.
Суточная потребность в незаменимых жирных кислотах 10-12 г.
В нормальных условиях количество жира в организме составляет 10-12% от массы тела. При употреблении пищи, содержащей небольшое количество жира, в теле человека откладывается жир, свойственный видовым особенностям данного организма.
Если в питании длительно используют большое количество одного вида жира, то состав жировых депо меняется. Избыточное употребление углеводов приводит к отложению жира в организме. В норме 25-30% углеводов пищи переходит в жиры.

Жиры могут быть заменены углеводами, но есть жиры, которые должны обязательно содержаться в пищевом рационе.

Слайд 24Жировой обмен регулируется ЦНС, половыми железами, щитовидной железой (тироксином), гипофизом (соматотропин),

надпочечниками 9норадреналином, адреналином, глюкокортикоидами), поджелудочной железой (инсулин)

Вопросы для самоконтроля
Назовите виды жиров
Назовите функции жиров
Суточная потребность в жирах?



содержание

Жировой обмен регулируется ЦНС, половыми железами, щитовидной железой (тироксином), гипофизом (соматотропин), надпочечниками 9норадреналином, адреналином, глюкокортикоидами), поджелудочной железой

Слайд 26Углеводы- это сложные органические соединения, которые поступают в организм с растительной

пищей в составе хлеба, круп, меда, макаронных изделий, овощей и фруктов.

Функции углеводов:
Источник энергии- при сгорании 1 г углеводов выделяется 4,1 ккал энергии
Пластическая (строительная)- углеводы входят в состав структуры тканей
Опорная- входят в состав костей, хрящей

Суточная потребность 400-500 г, из них 400 г на долю крахмала. В печени из глюкозы синтезируется гликоген, который может распадаться до глюкозы.

Углеводы- это сложные органические соединения, которые поступают в организм с растительной пищей в составе хлеба, круп, меда,

Слайд 27 Головной мозг поглощает около 70% глюкозы, которая в

тканях мозга окисляется , а не большая часть переходит в молочную кислоту. При недостатке глюкозы нарушаются функции мозга.
Если уровень сахара в крови ниже нормы, то такое состояние называется гипогликемия, а если уровень сахара выше нормы- гипергликемия.
При гипогликемии нарушается функциональное состояние нервных клеток и появляется слабость, чувство голода, снижается работоспособность. Если продолжается длительное время, то человек теряет сознание и может наступить смерть.
Моносахариды из кишечника с током крови поступают в печень через воротную вену. В печени и мышцах откладывается около 350 г гликогена. Если мало сахара в крови, то в печени происходит расщепление гликогена и он поступает в кровь. Всё это регулирует гормон инсулин. А расщепление гликогена происходит под влиянием глюкагона.
При заболеваниях поджелудочной железы образование гликогена снижено, снижается и усвоение глюкозы, в результате повышается уровень сахара в крови и много выделяется с мочой. Возникает сахарный диабет , который лечат введением инсулина.

Головной мозг поглощает около 70% глюкозы, которая в тканях мозга окисляется , а не

Слайд 28 Углеводный обмен регулируется гормонами поджелудочной железы (инсулин, глюкагон),

надпочечников (глюкокортикоиды ,адреналин), гипофиза (АКТГ)

Вопросы для самоконтроля
Суточная потребность в углеводах
Источники углеводов
Функции углеводов

Оптимальное соотношение б.ж,у 1: 1: 4

содержание

Углеводный обмен регулируется гормонами поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), надпочечников (глюкокортикоиды ,адреналин), гипофиза (АКТГ)Вопросы для

Слайд 29Водно- солевой обмен
Функции воды:
растворитель,
транспорт,
ослабляет трение между поверхностями тела,
участвует

в регуляции температуры тела

Общее содержание воды 60-65% от массы.
Суточная потребность 1750-2200 г.
Воду в организме делят на 2 вида:
Внутриклеточная- 72% всей воды в организме
Внеклеточная- размещена внутри сосудистого русла(кровь, лимфа, спинномозговая жидкость)

Водно- солевой обменФункции воды:растворитель, транспорт, ослабляет трение между поверхностями тела, участвует в регуляции температуры тела  Общее

Слайд 30 Вода поступает через пищеварительный тракт в

виде жидкости или воды, содержащейся в пищевых продуктах. В организме образуется в процессе обмена небольшое количество воды.
При окислении 100 г жира освобождается 107 г воды, 100 г углеводов -50 г воды. У человека в процессе метаболизма образуется 0.5 л воды.
При избытке воды в организме наблюдается состояние водного отравления, при недостатке нарушается метаболизм.
Потеря 10% воды приводит к состоянию дегидратации (обезвоживания), а при потере 20% воды наступает смерть. Степень реабсорбции воды регулируется вазопрессином.

Вода в организме удерживается белками и минеральными веществами. Минеральные соли поддерживают постоянство внутренней среды организма, участвуют в свертывании крови ,в образовании межклеточного вещества. Минералы попадают в организм с пищей и водой.

Вода поступает через пищеварительный тракт в виде жидкости или воды, содержащейся в

Слайд 35содержание
Вопросы для самоконтроля:
Функции воды
Суточная потребность в воде?
Общее содержание воды в организме?

содержаниеВопросы для самоконтроля:Функции водыСуточная потребность в воде?Общее содержание воды в организме?

Слайд 36Для изучения обмена веществ нужно знать сколько б,ж,у поступает в организм

и сколько их расходуется, т.е. нужно подвести баланс прихода и расхода веществ.
Наиболее важную роль в обмене играет АТФ, которая содержится в каждой клетке организма. АТФ это универсальный источник энергии. Энергия организма расходуется на осуществление основного обмена, на работу мышц.
Основной обмен- это минимальное количество энергии, необходимое для поддержания жизнедеятельности организма в состоянии полного покоя. Определяется утром натощак , через 12-14 часов после приема пищи, в положении лёжа на спине, при полном расслаблении мышц, температуре воздуха 18-20­0 С.
В состоянии полного покоя энергия расходуется на химические процессы, механическую работу, деятельность железисто- секреторного аппарата.

Обмен энергии

Для изучения обмена веществ нужно знать сколько б,ж,у поступает в организм и сколько их расходуется, т.е. нужно

Слайд 38 Обмен веществ зависит от возраста, роста, пола,

массы тела. Самый интенсивный обмен у детей. На основной обмен влияют эндокринные железы.
При гиперфункции щитовидной железы обмен возрастает на 15 %. Человек много ест, но сильно худеет.
При гипофункции гипофиза основной обмен снижается, наступает гипофизарное ожирение. На основной обмен влияют половые гормоны. После удаления половых желез(например, у кабанов) увеличивается отложение жира.
Расход энергии зависит от состояния организма, мышечной деятельности. При мышечной работе увеличиваются энергозатраты организма. Это составляет рабочую прибавку.
Рабочая прибавка тем больше, чем интенсивнее работа. По энергетическим затратам все профессии делят на несколько групп. Каждая группа характеризуется определенным суточным расходом энергии. Во время сна за 1 мин. расходуется 65 кал на 1 кг массы тела. Умственная работа сидя -102 кал, ходьба на лыжах- 499 кал.

Обмен веществ зависит от возраста, роста, пола, массы тела. Самый интенсивный обмен у

Слайд 39содержание
Вопросы для самоконтроля
Что такое основной обмен?
Что такое рабочая прибавка?
На что расходуется

энергия в состоянии полного покоя?

содержаниеВопросы для самоконтроляЧто такое основной обмен?Что такое рабочая прибавка?На что расходуется энергия в состоянии полного покоя?

Слайд 40 Витамины- это низкомолекулярные органические вещества, являющиеся незаменимыми пищевыми факторами, которые

в очень малых количествах обеспечивают нормальное протекание биохимических и физиологических процессов.
Витамины являются составными частями ферментов, стимулируют обмен веществ.
  По физико- химическим свойствам витамины делят на 2 группы:
1.Водорастворимые 2.Жирорастворимые

Витамины

Некоторые витамины поступают в организм в виде провитаминов (неактивных форм), а в тканях превращаются в активную форму. Например, каротин- провитамин А. После всасывания жирорастворимые витамины поступают в ткани, а водорастворимые участвуют в метаболизме.
Потребность в витаминах должна восполняться ежедневно.

видеоролик

Витамины- это низкомолекулярные органические вещества, являющиеся незаменимыми пищевыми факторами, которые в очень малых количествах обеспечивают нормальное

Слайд 42При нарушении витаминного баланса развивается гиповитаминоз, гипервитаминоз или авитаминоз.

Причины авитаминоза:
Экзогенные
Нерациональное

или однообразное питание
Дисбактериоз (при длительном приеме антибиотиков)
2.Эндогенные
Нарушение всасывания жирорастворимых витаминов (заболевания печени), при отсутствии желудка не всасывается В12 ( отсутствует фактор Кастла)
Усиление распада витаминов
Физиологически обусловленная повышенная потребность (беременность, растущий организм)

При нарушении витаминного баланса развивается гиповитаминоз, гипервитаминоз или авитаминоз.Причины авитаминоза:Экзогенные Нерациональное или однообразное питаниеДисбактериоз (при длительном приеме

Слайд 43Витамин А ( ретинол)-антиксерофтальмический
Источник: печень морских животных. В растениях (моркови, абрикосах,

листьях петрушки ) содержится каротин.

Суточная потребность:1.5 мг

Функции: -участвует в формировании костей, волос и зубов
- помогает видеть в темноте
- необходим для иммунной системы

Недостаток:-приводит к замедлению роста и падению массы тела
- поражается слизистая оболочка глаз

Для усвоения ретинола необходимо наличие в пище жира!

При избытке накапливается в печени. Гипервитаминоз характеризуется потерей аппетита. Повышенной болевой чувствительностью, помутнением роговицы, увеличением печени, диареей

Витамин А ( ретинол)-антиксерофтальмическийИсточник: печень морских животных. В растениях (моркови, абрикосах, листьях петрушки ) содержится каротин.Суточная потребность:1.5

Слайд 44Витамин Д( кальциферол)


Источник: сливочное масло, жир печени рыб, молоко, яйца. Синтезируется на поверхности кожи под действием солнечных лучей.
Суточная потребность: 7- 12 мкг ,у детей 13-25 мкг
Функции: - необходим для нормального формирования костей и зубов
- регулирует процессы минерализации

При недостатке развивается рахит. Дети становятся беспокойными, пугливыми, возникает расстройство сна, потливость, поражение костной системы в виде деформаций.
У взрослых размягчение костной ткани.
При гипервитаминозе увеличивается всасывание Р и Са из кишечника и отложение их в мышце сердца, стенках аорты, сосудах почек.

Витамин Д( кальциферол)            Источник: сливочное масло,

Слайд 45Витамин Е (токоферолы, антиокислители)

Источник :растительные масла, листья салата, орехи, крупы, печень


Суточная потребность: мужчины 10 мг, женщины 8 мг
Функции: - действует как антиоксидант
- поддерживает систему кровообращения в здоровом состоянии
- поддерживает иммунную систему

Витамин Е замедляет процессы старения, укрепляет стенки капилляров , уменьшает судороги в ногах, ускоряет выздоравливание.

При авитаминозе наблюдается бесплодие , нарушение процесса беременности, оплодотворения, развивается мышечная слабость, дистрофия
Витамин Е (токоферолы, антиокислители)Источник :растительные масла, листья салата, орехи, крупы, печень Суточная потребность: мужчины 10 мг, женщины

Слайд 46Витамин К -филохинон, антигеморрагический
Источник: зеленые овощи, молочные продукты, яйца, мясо, фрукты,

зелёный чай, томаты. Суточная потребность : мужчины 80 мг, женщины 65 мг

Функции :- участвует в процессах свертывания крови
- необходим для синтеза белка
- необходим для нормального формирования костей и почек

При авитаминозе: нарушение работы кишечника, повышенная утомляемость, повышенный риск кровоизлияний

Витамин К -филохинон, антигеморрагическийИсточник: зеленые овощи, молочные продукты, яйца, мясо, фрукты, зелёный чай, томаты. Суточная потребность :

Слайд 47Витамин В1 - тиамин, антиневритический

Источник: горох , зерновые , дрожжи, хлеб

Суточная потребность: 2-3 мг
Функции: - участвует в обмене веществ
- повышает аппетит
- укрепляет нервную систему
- необходим для тонуса мускулатуры
Авитаминоз: бери- бери (полиневрит)- нарушение функций ЦНС,ССС, пищеварительной системы, параличи, повышенная утомляемость.

Чаще встречается в странах Азии, Южной Америки, где основным продуктом
считается очищенный рис .
Витамин В1 - тиамин, антиневритическийИсточник: горох , зерновые , дрожжи, хлеб Суточная потребность: 2-3 мг Функции: -

Слайд 48Витамин В2 рибофлавин

Источник : молочные продукты, яйца, куры, зерновые культуры,

пивные дрожжи .
Суточная потребность: женщины- 1.3 мг, мужчины- 1.7 мг
Функции:- поддерживает кожу в здоровом состоянии
- способствует заживлению ран и порезов
- сохраняет слизистые оболочки в хорошем состоянии
Признаки дефицита : язвы во рту, трещины в уголках рта, язык воспален, повышенная чувствительность к свету , похудание, слабость, потеря аппетита

Витамин В2  рибофлавинИсточник : молочные продукты, яйца, куры, зерновые культуры, пивные дрожжи .Суточная потребность: женщины- 1.3

Слайд 49Витамин В5 ,РР - никотиновая кислота, антипелларгический

Источник: зеленый горошек, апельсины, картофель,

яблоки, арахис, мясо, молоко
Суточная потребность: мужчины 18 мг, женщины 15 мг

Функции: - поддерживает кожу в здоровом состоянии
- участвует в клеточном дыхании и реакциях обмена
- нормализует функции желудка

Авитаминоз пеллагра: дерматит, диарея, дистрофия, деменция(нарушение функций ЦНС, психозы, галлюцинации)

Витамин В5 ,РР - никотиновая кислота, антипелларгическийИсточник: зеленый горошек, апельсины, картофель, яблоки, арахис, мясо, молоко Суточная потребность:

Слайд 50Витамин В 3 (пантотеновая кислота)



Источник: зерновые, арахис, дрожжи, чечевица, мясо , бобы.
Суточная потребность: 4-7 мг

Функции: - необходим для метаболизма углеводов, белков, жиров
необходим для производства некоторых гормонов и регуляторов нервной системы

Признаки дефицита наблюдаются редко. Употребление более 20 грамм в день могут вызвать диарею и обезвоживание

Витамин В 3  (пантотеновая кислота)      Источник: зерновые, арахис, дрожжи, чечевица, мясо

Слайд 51В6 - пиридоксин, антидерматитный

Источник : продукты растительного и животного происхождения ,

особенно дрожжи.
Суточная потребность:2-2.5 мг
Функции:- участвует в жировом и углеводном обмене
- поддерживает баланс калия и натрия в жидкостях тела
- предотвращает онкопатологию
При недостатке:- раздражительность, заторможенность
- дистрофические изменения в клетках различных органов
При авитаминозе у новорожденных конвульсии, у взрослых дерматит, нарушение функций печени.

В6 - пиридоксин, антидерматитныйИсточник : продукты растительного и животного происхождения , особенно дрожжи. Суточная потребность:2-2.5 мг Функции:-

Слайд 52Вегетарианская диета лишена витамина В12, поэтому сторонники этой диеты должны принимать

его дополнительно.

Витамин В12 (цианкобаламин)

Источник:молоко, мясо, яйца, сыр, печень
Суточная потребность: 2 мкг
Функции:- поддерживает нормальное функционирование нервной системы
- обеспечивает нормальное протекание кроветворения
- участвует в обмене белка
Признаки дефицита: язвы на языке, анемия конечностей, слабость, потеря чувства равновесия, нервные и психические недомогания

Вегетарианская диета лишена витамина В12, поэтому сторонники этой диеты должны принимать его дополнительно.Витамин В12  (цианкобаламин)Источник:молоко, мясо,

Слайд 53Витамин С аскорбиновая кислота, антицинготный
Источник : цитрусовые, цветная капуста, облепиха,

квашенная капуста, перец
Суточная потребность: 50- 75 мг
Функции: - способен обезвреживать токсины
- активизирует ферменты
- укрепляет иммунную систему
- влияет на продолжительность жизни
При недостатке: утомляемость, сонливость, нарушения функций ЦНС, хрупкость костей, боль в суставах . При длительном авитаминозе цинга -кровоизлияния на коже, кровоточивость десен, повышается хрупкость костей, мышечная атрофия.

Витамин С аскорбиновая кислота, антицинготныйИсточник : цитрусовые, цветная капуста, облепиха, 	  квашенная капуста, перец Суточная потребность:

Слайд 54содержание
Вопросы для самоконтроля:
Что такое витамины?
На какие 2 группы делят витамины?
Что такое

авитаминоз? Гиповитаминоз? Гипервитаминоз?

содержаниеВопросы для самоконтроля:Что такое витамины?На какие 2 группы делят витамины?Что такое авитаминоз? Гиповитаминоз? Гипервитаминоз?

Слайд 55Процесс терморегуляции
Жизнедеятельность человека связана с постоянным потреблением энергии, которую

организм получает за счет поступления и переработки питательных веществ. Химические превращения, протекающие в клетках организма в процессе обмена веществ сопровождаются теплообразованием. Человек и высшие позвоночные способны поддерживать на постоянном уровне температуру тела при ее колебаниях в среде обитания. Нормальное течение обменных процессов должно происходить при определенной температуре. Температура тела поддерживается специальной системой- терморегуляцией.

Терморегуляция- это процесс, направленный на поддержание постоянной температуры тела.

Видеоролик

Процесс терморегуляции  Жизнедеятельность человека связана с постоянным потреблением энергии, которую организм получает за счет поступления и

Слайд 57В организме существуют 2 температурные зоны:
1.Оболочка (наружная):
Кожа
Большая часть скелетной мускулатуры и

костной системы
(t0 – 25-34)
Наибольшая интенсивность обменных процессов происходит в печени которая является самым горячим органом тела, температура – 38-38,50

2. Ядро (внутренняя):
Мозг
Органы грудной клетки
Органы брюшной полости
Органы малого таза
t0 – 37-38,5


В организме существуют 2 температурные зоны:1.Оболочка (наружная):КожаБольшая часть скелетной мускулатуры и костной системы (t0 – 25-34)Наибольшая интенсивность

Слайд 58 В течении суток наблюдаются небольшие колебания, в соответствии

с суточным биоритмом. Минимальная температура ночью в 2-4 часа, а максимальная в 16-19 часов.
Температура внутренних органов более высокая. В печени 38-38.50 ,в прямой кишке 37-37.5 0  . Но может колебаться на 4-5 0.
В течении суток наблюдаются небольшие колебания, в соответствии с суточным биоритмом. Минимальная температура ночью

Слайд 59Температура ядра и оболочки в разных температурных условиях
На различных

участках тела температура неодинакова, т.к. имеются разные условия теплоотдачи.

Наиболее низкая температура кожи отмечается на кистях, стопах, а наиболее высокая в подмышечной впадине, где ее обычно определяют.
У здорового человека температура тела 36-370.

Температура ядра и оболочки в разных температурных условиях  На различных участках тела температура неодинакова, т.к. имеются

Слайд 60 Стабильность температуры тела- одна из важнейших биологических констант. Постоянство

температуры, значительно превышающее обычную температуру внешней среды, обеспечивает высокую скорость химических реакций внутри организма и высокую интенсивность всех процессов жизнедеятельности. При чрезмерно низкой или высокой температуре окружающей среды защитные терморегуляторные механизмы оказываются уже недостаточными. Температура организма соответственно начинает повышаться или понижаться.
Повышение температуры тела выше нормы называют гипертермией, снижение температуры тела ниже нормы- гипотермия.
Гипертермия возникает:
При повышенной температуре окружающей среды, если ограничена теплоотдача.
При интенсивной физической работе
Чрезмерных длительных психо-эмоциональных напряжениях .
Эндокринных заболеваниях
Действии некоторых химических агентов.
Гипотермия возникает :
В холодное время года, несоответствующая одежда
Прием алкоголя, наркотиков
Низкая двигательная активность
Стабильность температуры тела- одна из важнейших биологических констант. Постоянство температуры, значительно превышающее обычную температуру внешней

Слайд 61 Способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне

обеспечивается теплообразованием и теплоотдачей. Если теплообразование равно теплоотдаче, то температура тела постоянна.
Терморегуляция это рефлекторный процесс. Колебания температуры окружающей среды воспринимаются терморецепторами. Они находятся на поверхности кожи, слизистых оболочках полости рта, верхних дыхательных путей. На поверхности кожи терморецепторы расположены неравномерно. Много на коже лица, мало на нижних конечностях, внутренних органов.
Всего 250 тыс. холодовых рецепторов и 30 тыс. тепловых.
Терморецепторы чувствительны к колебаниям температуры окружающей среды. Нервные импульсы, которые возникают в терморецепторах, по нервам передаются в спинной мозг, по проводящим путям в таламус, гипоталамус, кору головного мозга. В коре возникает ощущение тепла или холода.
Способность поддерживать температуру тела на постоянном уровне обеспечивается теплообразованием и теплоотдачей. Если теплообразование

Слайд 63Процессы терморегуляции:
Химический- обеспечивает удаление тепла (теплоотдачу) из организма
Физический- образование тепла происходит

в результате химических превращений ,процессов метаболизма, окислительных экзотермических реакций в различных тканях и органах
Процессы терморегуляции:Химический- обеспечивает удаление тепла (теплоотдачу) из организмаФизический- образование тепла происходит в результате химических превращений ,процессов метаболизма,

Слайд 64Пути повышения теплопродукции при действии холода:
Произвольная мышечная деятельность (небольшая двигательная активность

ведет к повышению теплообразования на 50- 80% ,а тяжелая на 400-500 %, т.е. в 4-5 раз!
Непроизвольные сокращения мышц, проявляющиеся в виде холодовой дрожи (озноба), повышает энергетический обмен и образование тепла в 2-4 раза!
Рефлекторное повышение интенсивности обменных процессов в мышечной ткани без ее сокращения
Интенсификация образования тепла печенью и почками


Пути повышения теплопродукции при действии холода:Произвольная мышечная деятельность (небольшая двигательная активность ведет к повышению теплообразования на 50-

Слайд 65Теплоотдача
При повышении температуры окружающей среды рефлекторно изменяется не только теплообразование,

но и теплоотдача.

При понижении температуры отдача тепла – уменьшается

При повышении температуры отдача тепла – увеличивается

Теплоотдача осуществляется физическими процессами:
Конвекцией- движения и перемещения нагреваемого теплом воздуха
Теплопроведением- отдачей тепла веществами непосредственно соприкасающимися с поверхностью тела (различные предметы, вода)
Радиацией- путем теплоизлучения (отдача тепла теплом в виде лучистой энергии инфракрасных лучей)
Испарением воды с поверхности кожи и легких



Теплоотдача При повышении температуры окружающей среды рефлекторно изменяется не только теплообразование, но и теплоотдача.При понижении температуры отдача

Слайд 66Влияние температуры окружающей среды на организм человека

Влияние температуры окружающей среды на организм человека

Слайд 67содержание
Вопросы для самоконтроля
Что такое терморегуляция?
Сколько холодовых и тепловых рецепторов?
Назовите способы отдачи

тепла?

содержаниеВопросы для самоконтроляЧто такое терморегуляция?Сколько холодовых и тепловых рецепторов?Назовите способы отдачи тепла?

Слайд 68Интересные факты
Организм постоянно расходует калории, в этом процессе нет перерывов! Энергия

тратится на дыхание, сердцебиение, кровообращение, на все процессы в организме. Весь этот физиологический минимум обходится нам примерно в 1200 ккал в день (женщины тратят немного  меньше, чем мужчины). При движении потребность в энергии возрастает.
Полные люди, на идентичные действия тратят больше калорий, чем худощавые. Это вполне справедливо, так как крупное и тяжелое тело требует больше энергии  для поддержания жизнедеятельности, тогда как чем меньше вес человека, тем меньше ему требуется калорий.
Чем меньше Вы весите, тем труднее Вам сбросить вес.Часто случается, что люди, успешно похудевшие в первое время интенсивных нагрузок и диет, позже с удивлением замечают, что пара последних лишних килограммов оказывается самыми упорными и никак не хотят сдаваться. Просто помните, что время легких успехов осталось позади и теперь настало время упорно и систематически трудиться. Вы действительно будете терять меньше килограммов, чем вначале, но это естественно и об этом уже было написано выше. Попробуйте сменить вид тренировок, дни, в которые занимайтесь,вобщем, делайте в спорте то, к чему Ваш организм не привык. Однако не рекомендуется опускать суточную дозу калорий ниже 1200–1500. 
Интересные фактыОрганизм постоянно расходует калории, в этом процессе нет перерывов! Энергия тратится на дыхание, сердцебиение, кровообращение, на

Слайд 69Волшебных препаратов для ускорения обмена веществ не  существует. Существует множество совершенно

натуральных препаратов, которые могут ускорить обмен веществ, но полагаться ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО на их действие бессмысленно. Если сидеть на диване и запивать жиросжигатели сладким чаем с булочками, то лишний вес не уйдет! Без разумного питания и физических нагрузок это просто невозможно!
Частое потребление пищи улучшает обмен веществ. Частые приемы небольших порций пищи помогают поддерживать повышенную скорость метаболизма. На пищеварение организм также вынужден затрачивать энергию, поэтому расход энергии после еды возрастает. Больше всего время- и энергозатрат уходит на переработку и усвоение продуктов, содержащих белок (мясо, рыба, творог, яйца и др.) – около 20 % полученных из них же калорий. Затраты на  переработку углеводов (хлеб, макароны, фрукты и др.) составляют 5–10 %. Самыми энергоемкими являются недоваренные лаковые и сырые овощи, а меньше всего энергии тратится на  усвоение жиров (всего 3–5 % содержащейся в них энергии).
Физическая активность ускоряет метаболизм. Мышечная ткань расходует больше калорий, чем жировая, причем даже в состоянии покоя. Поэтому физические нагрузки нужны не только для того, чтобы нарастить мышечную массу, но и для того, чтобы сжигать калории. Организм продолжает активно тратить калории даже ПОСЛЕ окончания тренировки! 
Волшебных препаратов для ускорения обмена веществ не  существует. Существует множество совершенно натуральных препаратов, которые могут ускорить обмен

Слайд 70С возрастом обменные процессы в организме замедляются. Каждые 10 лет, начиная

с двадцатилетнего возраста, обмен веществ снижается на 2–3 %. Физиологически это обусловлено тем, что период активного роста завершен, и организму не требуется повышенная скорость построения клеточных структур. Поэтому используйте любую возможность двигаться в течение всего дня!!!
Считается, что с годами начинает уменьшаться клеточная масса таких внутренних органов, как: сердце, почки, печень, и др., а значит и снижается потребность в энергии для них. 

содержание

С возрастом обменные процессы в организме замедляются. Каждые 10 лет, начиная с двадцатилетнего возраста, обмен веществ снижается

Слайд 71Терминология
Авитаминоз- заболевание ,связанное с отсутствием витаминов в пище
Анабиоз - временное состояние

живого организма, при котором снижается интенсивность обмена веществ и отсутствуют видимые проявления жизни.
Анаболизм - совокупность процессов синтеза тканевых и клеточных структур, а также необходимых для жизнедеятельности соединений; обеспечивает восстановление ресурсов организма
Белки (белок) - полимеры, состоящие из аминокислот, соединенных в определенной последовательности пептидной связью; основная составная часть всех земных живых организмов
Биосинтез - происходящий в живых организмах под действием ферментов синтез органических веществ из более простых соединений
Гипервитаминоз- заболевания, связанные с избыточным потреблением витаминов
Гипертермия- повышение температуры тела выше нормы
Гиповитаминоз- витаминная недостаточность
Гипотермия- снижение температуры тела ниже нормы
Диссимиляция - распад сложных органических веществ в организме, сопровождающийся освобождением энергии, используемой в процессах жизнедеятельности. Диссимиляция в единстве с ассимиляцией составляет обмен веществ – метаболизм
Терминология Авитаминоз- заболевание ,связанное с отсутствием витаминов в пищеАнабиоз - временное состояние живого организма, при котором снижается интенсивность

Слайд 72Катаболизм - совокупность реакций обмена веществ в организме, соответствующих диссимиляции и заключающихся

в распаде сложных органических веществ; в результате организм получает энергию и пластические ресурсы для активной жизнедеятельности.
Метаболизм - обмен веществ в организме.
Метаболиты - вещества, образовавшиеся в организме в результате различных биохимических реакций в обменных процессах
Основной обмен- количество энергии, необходимое организму для его жизнедеятельности в течении суток
Рабочая прибавка- количество энергии, необходимое человеку в течение суток для совершения любой работы сверх основного обмена
Терморегуляция- процесс, направленный на поддержание постоянной температур тела
Терморецепторы- структуры ,воспринимающие колебания температуры


содержание

Катаболизм - совокупность реакций обмена веществ в организме, соответствующих диссимиляции и заключающихся в распаде сложных органических веществ; в

Слайд 73Проверь себя
Выберите один верный ответ.
Какой витамин не растворим в воде?
а)

витамин А б) витамин В1 в)В6 г) С
Какой из витаминов повышает сопротивляемость организма к
простудным заболеваниям?
а) витамин А б) витамин В, в) витамин Д г) витамин С
3. Какое конечное вещество образуется только при расщеплении белка?
А) вода б) углекислый газ в) аммиак г ) кислоты
4. К жирорастворимым витаминам относятся:
а) витамины А,Д, Е, С б) витамины Д и В в) витамины А, Д, Е, К
5. Развитие рахита у детей происходит от недостатка в пище витамина:
а) витамин А б) витамин В в) витамин Д г) витамин С
6. Отсутствие витамина К вызывает:
а) перерождение мышечной ткани  б) нарушение свертываемости крови  
в) нарушение кроветворения
7. Гиповитаминоз- это:
а) недостаток витамина б) отсутствие витамина в) избыток витамина
8. Обмен веществ – это:
а) совокупность процессов образования сложных органических веществ
б) распад и окисление органических веществ в клетке
в) совокупность процессов от момента их поступления в организм до выделения конечных продуктов.

Ответы

1.А
2.Г
3.В
4.В
5.В
6.Б
7.А
8.В


Проверь себяВыберите один верный ответ.Какой витамин не растворим в воде? а) витамин А

Слайд 74
Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина,

В. А. Сагун. - 2-е издание, перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 544 с.: ил.
Воробьева Е.А., Губарь А.В., Сафьянникова Е.Б. Анатомия и физиология: учебник для медицинских училищ.- 4-е издание, стереотипное. М.: ООО ТИД «Альянс», 2005
Самусев Р.П .Атлас анатомии человека: Учеб.пособие для студентов сред. мед. учеб. завед./ Р.П.Самусев, В.Я.Липченко.- 5- е изд. Перереб .и доп.-М:ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование»,2007 Учебно- методическое пособие по теме «Обмен веществ и энергии в организме». Бойченко Ю.Н. ГОУ СПО «Магнитогорское медицинское училище» ,2009
http://vekzhivu.com/article/2774-narushenie-termoregulyatsii-simptomy-prichiny-okazanie-pervoi-pomoshchi
http://ppt-online.org/64435

Использованные источники

содержание

Анатомия и физиология: учебник / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун. - 2-е издание,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть