Слайд 1ЧИПСЫ:
ЕСТЬ ИЛИ НЕ ЕСТЬ?
Выполнили:
Круглова Наталья учащаяся 8а класса
Советкина Людмила
учащаяся 8б класса
Филин Кирилл учащийся 8б класса
МБОУ СОШ № 1
МО «Барышский район»
Ульяновской области
Руководитель:
Филина Елена Валерьевна, учитель биологии первой категории
Слайд 2Актуальность данной работы заключается в том, что большинство учащихся лишены полноценного
режима питания. Дети часто перекусывают чипсами, но не так давно Министерство здравоохранения запретило продавать чипсы в школьных столовых и буфетах.
Слайд 3Цель работы: выяснить причиняют ли чипсы вред здоровью человека. Мы считаем,
что полученные нами данные расскажут людям правду о чипсах.
Предмет исследования: качественный состав чипсов на наличие масла, крахмала, хлорида натрия и на калорийность, изучение частоты потребления и влияния чипсов на здоровье учащихся.
В ходе исследования ставились следующие задачи:
собрать информацию об отношении учащихся школы и преподавателей к чипсам;
провести исследование чипсов разных марок и производителей на содержание жиров, крахмала, поваренной соли, пищевых добавок;
выяснить действие на организм пищевых добавок;
проанализировать состояние здоровья учащихся, обратив внимание на проблемы ЖКТ;
ознакомить учащихся и родителей с полученными результатами.
Слайд 4Результаты социологического опроса:
• на вопрос «Любите ли Вы чипсы? " 72% опрошенных
ответили «Да»;
• на вопрос «Как часто вы употребляете этот продукт?" получили следующие ответы: «2 – 3 раза в неделю» - 57%, «Один раз в месяц» - 23%, «Ежедневно» -20%;
• на вопрос «Какую марку чипсов вы предпочитаете?» 87% опрошенных назвали чипсы марки "Lays".
Не всё вкусное – полезно для здоровья! Объяснить это сложно, но необходимо.
Поэтому мы решили разобраться сами: чипсы это вкусно или вредно?
Слайд 5Чипсы (англ. chips, от chip — дешёвый) — закуска, представляющая собой
тонкие ломтики картофеля, реже — других корнеплодов или различных плодов, как правило, обжаренных в масле (фритюре). Продаётся как готовый к употреблению продукт питания.
Слайд 6Чипсы случайно придумал Джордж Крам, шеф-повар одного из ресторанов города Саратога
– Спрингс ( штат Нью – Йорк) 24 августа 1853 в результате классовой вражды. Рецепт прозвали «Чипсы Саратога».Через некоторое время чипсы стали самым популярным блюдом ресторана.
Слайд 7Интересные факты.
Первые в Советском Союзе чипсы, которые появились в 1965 году
и назывались «Хрустящий картофель Московский в ломтиках», производились в Москве, на предприятии Моспищекомбинат № 1, позднее именовавшимся МЭКПП «Колосс».
На сегодняшний день россияне съедают чипсов 0,5 кг в год, европейцы — 1–5 кг в год, американцы - почти 10 кг в год, а больше всех в мире съедают в год чипсов японцы —17–20 кг.
Слайд 8Состав чипсов.
Картофель – основной источник калия, который нужен организму для нормализации
водного обмена и нормальной работы сердца. Калия в картофеле даже больше (до 0,5 грамма на 100 г), чем в хлебе, мясе или рыбе. Суточную норму калия и витамина С обеспечит употребление 500 г картофеля (лучше - в первой половине дня).
Слайд 9Растительные масла — источник незаменимых ненасыщенных жирных кислот.
Сорт масла может быть
различным и зависит от региональных предпочтений.
Биологическая роль данных соединений пока до конца не выяснена, однако показано, что их отсутствие в пище подавляет рост, уменьшает коагулирующие свойства крови и регулирование артериального давления. Кроме того, незаменимые жирные кислоты в некоторой степени предотвращают развитие атеросклероза. Злоупотребление жареной пищей, как известно, неблагоприятно сказывается на функционировании многих органов человека
Слайд 10Кроме натуральных продуктов (картофеля и растительного масла), сахара, соли в состав
чипсов входят различные синтетические вещества: углеводы, пищевые добавки, обозначенные большой буквой «Е» с соответствующим номером. Благодаря синтетическим пищевым добавкам, чипсы имеют разные вкусы и ароматы, «хрустят» и долго хранятся.
Слайд 11Лактоза:
Усилитель вкуса и аромата – глутамат натрия – Е 621.
Мальтодекстринтрин
Лактоза -
молочный сахар, состоит из молекул глюкозы и галактозы, очень сладкий.
Глутамат натрия получают в промышленности из тростникового и свекловичного сахара. В России не производится, поставляется в нашу страну из Вьетнама.
Мальтодекстрин (патока) – это углевод, который образуется при расщеплении крахмала.
Слайд 12Лимонная кислота – Е 330.
Ортофосфат кальция – Е 341.
Ацетат натрия –
Е 262.
Акриламид (амид акриловой кислоты).
Применяется в пищевой промышленности как вкусовая добавка, регулятор кислотности и консервант.
Ca[H2PO4]2
Это пищевая добавка, которая является фиксатором окраски и стабилизатором ( для сохранения формы чипсов).
СН3СOONa
Применяется в качестве консерванта.
C3H5NO / CH2=CHCONH2
Очень опасный канцероген и мутаген!
Слайд 13Интересные факты.
В Великобритании суд постановил, что чипсы Pringles не являются картофельным
изделием, так как содержание картофеля в них составляет не более 42% (в процессе производства используется дрожжевое тесто, что позволяет их ассоциировать скорее с пирогами или печеньем). В первичной инстанции иск был удовлетворён, однако апелляционный суд отменил это решение и вернул продукту наименование чипсов.
Слайд 14Состояние здоровья учащихся постоянно находится под наблюдением. По результатам ежегодной диспансеризации,
можно заметить сокращение процента учащихся, относящихся к основной группе здоровья, и увеличение детей с отклонениями здоровья (4 группа).
Слайд 15Микроисследование проблем питания школьников.
Для того чтобы выяснить, как питаются учащиеся школы,
нами было проведено тестирование с помощью анкет.
Обрабатывая результаты анкеты «Изучение качества и состава пищи», мы выяснили, что 10 % детей питаются 5-6 раз в день, большинство школьников, а именно 74%, кушают 3-4 раза в день и 16 % едят лишь 1-2 раза в день.
Также в ходе опроса было выяснено, что многие дети болеют гастритом, а также испытывают нарушения сна, дискомфорт в желудке, быстро утомляются. Причем в старших классах детей, болеющих гастритом гораздо больше. Если в 5-ом классе всего 10 % страдают этой болезнью, то в 7-ом таких детей уже 36%, а в 8-ом- 50%!
В то же время было выяснено, что многие учащиеся нашей школы любят есть чипсы и употребляют их несколько раз в неделю, но опять же большими любителями сухомяток стали ребята-старшеклассники. Сравните результаты: 5-й класс- 36%, 7-й- 44%, а 8-й-66%.
Таким образом, мы выявили прямую зависимость между употреблением вредных продуктов питания и расстройствами пищеварительной системы.
Слайд 16Практическая часть.
В процессе данной работы мы сравнили различные марки наиболее популярных
чипсов:
• образец № 1- чипсы «Московский картофель»;
• образец № 2 – чипсы «Lays»;
• образец № 3 – чипсы «Русская картошка»;
• образец № 4 - чипсы «Extrella»
Слайд 17Реактивы и оборудование.
Для проведения исследования качества чипсов нам понадобились следующие реактивы
и оборудование: 5% - ный раствор нитрата серебра, 3%-ный спиртовой раствор йода, азотная кислота, дистиллированная вода, лабораторный штатив, штатив с пробирками, фильтровальная бумага, воронки, ступки, пестики,. нихромовая петля, мерный цилиндр, спиртовка, пинцет, спички, термометр.
Слайд 18Исследования качества чипсов.
Первым делом мы изучили состав чипсов, указанный на этикетке,
чтобы выявить наиболее натуральные чипсы и наличие различных пищевых добавок.
Слайд 20Качественное определение жиров.
Положили большой чипс на фильтровальную бумагу и согнули ее
пополам, раздавив испытуемый образец на сгибе бумаги. Удалили кусочки чипса с фильтровальной бумаги и посмотрели бумагу на свет.
Вывод: заполняя пространство между волокнами бумаги, масло — иммерсионная жидкость уменьшает рассеяние света бумагой. Чем больше жира содержит продукт, тем больше размер пропускающего свет пятна.
Слайд 22Приготовление водной вытяжки для качественного определения компонентов.
Раскрошить 1-3 чипса (примерно 1г)
и перенести крошки в пробирку. Добавить 15 – 20 мл дистиллированной воды и нагреть пробирку в пламени спиртовки. Профильтровать образовавшуюся смесь. Фильтрат собрать и использовать для проведения испытаний.
Слайд 23Качественное определение крахмала
Капнем раствором йода на чипс. Отметим какой чипс стал
наиболее черно – синим.
Ярко синее окрашивание при воздействии раствора йода свидетельствует о наличии крахмала в продукте.
Слайд 27Выводы:
Чипсы - высококалорийный жирный продукт, частое употребление которого может негативно отразиться
на здоровье человека, особенно детском.
Причина возникновения заболеваний - нарушение полноценного и сбалансированного питания.
В чипсах содержатся как полезные, так и вредные вещества .Чипсы не могут заменить полноценное питание, а ежедневное употребление чипсов в больших количествах может нанести непоправимый вред здоровью человека.
Необходимо как можно меньше употреблять жареную пищу и такие продукты, как чипсы и сухарики.
Реклама чипсов - очень яркая и красочная, поэтому нет ничего удивительного в том, что она привлекает наше внимание. Сложнее всего убедить себя, что чипсы - это вредно. Задача сложная, но необходимая. Это вроде и не еда, а просто что-то, чем можно похрустеть в свободную минутку.
Слайд 28Ознакомление с результатами работы
Слайд 29Рекомендации.
Следует обратить внимание на свое питание.
Не нагружайте свой организм, ведь
ему и так тяжело!
Правильное питание в детстве – фундамент здоровья на всю жизнь.
Самый полезный картофель – не в пачке, а выращенный на собственном приусадебном участке.
Самая безопасная пища – под этикеткой «Продукт не содержит искусственных красителей и консервантов».
Продукты, имеющие яркий цвет, переполнены красителями.
Занимайтесь спортом, не имейте вредных привычек, а главное – правильно питайтесь!
Мы предлагаем всем полезную альтернативу: семечки или сухофрукты, свежие фрукты и ягоды; вспомнить, сколько по-настоящему вкусных, здоровых и полезных блюд есть в нашей, родной русской кухне; готовить чипсы самим.
Слайд 30Список литературы
Железнякова Ю. В., Назаренко В. М. Учебно-исследовательские экологические проекты в
обучении химии // Химия в школе. — 1999. — № 3. — С. 47-50
Краузер Б., Фримантл М. Химия. Лабораторный практикум. — М.: Химия, 1995.
Справочник пищевых добавок/ - Киев, ПКП «Эрбиния», 2003.- 20 с
Большая Советская Энциклопедия
Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001
Горбаткова Б. Х., Таутиева М. А.Качественный анализ ионов аналитических групп по кислотно-основному методу: Методические указания к лабораторным работам по аналитической химии. – Владикавказ: Терек, 2011. – 73 с.
Использованные интернет – ресурсы.
www.aif.ru/health/article
http://moikompas.ru/compas/bukva_e_vse_o_pischevih_dobavkah
http://www.edabezvreda.ru/topic-25.html© 2007-2010 Еда без вреда
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c0/Production_of_homemade_chips_%282%29.JPG/180px-Production_of_homemade_chips_%282%29.JPG
ru.wikipedia.org/wiki/Лактоза
sportswiki.ru/Мальтодекстрин
ru.wikipedia.org/wiki/Глутамат_натрия
ru.wikipedia.org/wiki/Лимонная_кислота
www.bizideya.info/chipsi1.htm
www.inflora.ru/diet/diet203.html
www. medicus.ru – сайт «Посольство медицины»