Презентация, доклад по астрономии на тему Законы Кеплера

Многие ученые вплоть до начала XVII в. считали, что движение небесных тел должно быть равномерным и происходить по окружности. Иоганн КеплерИогану Кеплеру удалось преодолеть этот предрассудок и установить действительную форму планетных орбит, а также закономерность изменения

Слайд 1ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Законы Кеплера

ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ ПЛАНЕТ СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ  Законы Кеплера

Слайд 2Многие ученые вплоть до начала XVII в. считали, что движение небесных

тел должно быть равномерным и происходить по окружности.

Иоганн Кеплер

Иогану Кеплеру удалось преодолеть этот предрассудок и установить действительную форму планетных орбит, а также закономерность изменения скорости движения планет при их обращении вокруг Солнца.

Слайд 3Тихо Браге

также многолетними определениями координат и конфигураций Марса, проведёнными его учителем Тихо Браге.

Иоганн Кеплер

Тихо БрагеПри построении орбиты Марса Кеплер воспользовался собственными наблюдениями планеты, а также многолетними определениями координат и конфигураций

Слайд 4Иоганн Кеплер
Орбиту Земли Кеплер считал (в первом приближении) окружностью, что не

противоречило наблюдениям.

Построение
орбиты Марса Кеплером

Пусть нам известно угловое расстояние Марса от точки весеннего равноденствия во время одного из противостояний планеты (α1), где Т1 и М1 –
положения Земли и Марса на орбите.
Спустя 687 суток (звездный период обращения Марса) планета придет в ту же точку своей орбиты. Земля в этот момент находится в точке Т2, и, следовательно, угол α2 есть прямое восхождение Марса.
Повторив подобные операции для нескольких других противостояний Марса, Кеплер получил еще целый ряд точек и, проведя по ним плавную кривую, построил орбиту планеты.

Иоганн КеплерОрбиту Земли Кеплер считал (в первом приближении) окружностью, что не противоречило наблюдениям.Построение орбиты Марса КеплеромПусть нам

Слайд 5В ходе построения орбиты планеты Марс Кеплер был поставлен перед необходимостью

сделать выбор одного из двух возмож­ных решений:
считать, что орбита Марса представляет со­бой окружность, и допустить, что на некоторых участках орбиты вычисленные координаты планеты расходятся с на­блюдениями (из-за ошибок наблюдений) на 8';
считать, что наблюдения таких ошибок не содержат, а орбита не является окружностью.
Будучи уверенным в точности наблюдений Ти­хо Браге, Кеплер выбрал второе решение.
В ходе построения орбиты планеты Марс Кеплер был поставлен перед необходимостью сделать выбор одного из двух возмож­ных

Слайд 6Кеплер установил, что орбита Марса не окружность, а кривая, которая называется

эллипсом, при этом Солнце не располагается в центре эллипса.

Эллипс – кривая, у которой сумма расстояний от любой точки до его фокусов есть величина постоянная.

Иоганн Кеплер

Кеплер установил, что орбита Марса не окружность, а кривая, которая называется эллипсом, при этом Солнце не располагается

Слайд 7Иллюстрация первого закона Кеплера
Каждая планета

обращается вокруг Солнца
по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.

Первый закон Кеплера

Большая полуось характеризует размер орбиты планеты.
Перигелий – ближайшая к Солнцу точка орбиты.
Афелий – наиболее удалённая от Солнца точка орбиты.

Иллюстрация первого закона Кеплера на примере движения спутников Земли Каждая планета обращается вокруг Солнца по эллипсу, в

Слайд 8Второй закон Кеплера
Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.
Иллюстрация

второго закона Кеплера
на примере движения спутников Земли

По мере приближения планеты к Солнцу возрастает ее скорость – увеличивается кинетическая энергия, но вследствие уменьшения расстояния до Солнца уменьшается энергия потенциальная.

Согласно закону сохранения энергии, полная механическая энергия замкнутой системы тел, между которыми действуют силы тяготения, остается неизменной при любых движениях тел этой системы. Поэтому сумма кинетической и потенциальной энергий планеты, которая движется вокруг Солнца, неизменна во всех точках орбиты и равна полной энергии.

Второй закон КеплераРадиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает равные площади.Иллюстрация второго закона Кеплера на примере движения

Слайд 9Иллюстрация третьего закона Кеплера
Квадраты звёздных

периодов обращения планет относятся между собой как кубы больших полуосей их орбит.

Третий закон Кеплера

Иллюстрация третьего закона Кеплера на примере движения спутников Земли Квадраты звёздных периодов обращения планет относятся между собой

Слайд 10Иоганн Кеплер
«То, что 16 лет тому назад я решил искать,

наконец найдено, и это открытие превзошло все мои самые смелые ожидания...»
Иоганн Кеплер

Третий закон позволяет вычислить относительные расстояния планет от Солнца, используя при этом уже известные периоды их обращения вокруг Солнца.
Не нужно определять расстояние от Солнца каждой из них, достаточно измерить расстояние от Солнца хотя бы одной планеты.
Величина большой полуоси земной орбиты – астрономическая единица (а.е.) – стала основой для вычисления всех остальных расстояний в Солнечной системе.

Иоганн Кеплер«То, что 16 лет тому назад я решил искать, наконец найдено, и это открытие превзошло все

Тест:
1. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют…
А) Афелием; Б) Перигелием;
В) Эксцентриситетом.
2. Ближайшая

к Земле точка орбиты Луны или какого-нибудь искусственного спутника Земли называется…
А) Перигелием; Б) Апогеем; В) Перигеем.
Тест:1. Ближайшую к Солнцу точку орбиты называют…А) Афелием; Б) Перигелием;В) Эксцентриситетом.2. Ближайшая к Земле точка орбиты Луны

Слайд 123. Объясните с помощью закона Ньютона, почему спутники удерживаются на орбитах

около своих планет.
А) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие сложения двух движений – прямолинейного движения по инерции и движения к планете, вызываемого ее притяжением.
Б) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие прямолинейного движения по инерции.
В) На своей орбите около планеты спутник удерживается вследствие движения к планете, вызываемого ее притяжением.
3. Объясните с помощью закона Ньютона, почему спутники удерживаются на орбитах около своих планет.А) На своей орбите

Слайд 134. Приведите два факта, которые подтверждают аккреционную (аккреция – конденсация вещества)

теорию образования Солнечной системы.
А) Все планеты обращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Орбиты всех планет лежат почти в плоскости эклиптики.
Б) Планеты гиганты обращаются вокруг Солнца в одном направлении, а планеты земной группы – в другом направлении.
В) Часть планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца с запада на восток, а другая часть – наоборот. Орбиты всех планет лежат почти в плоскости эклиптики

4. Приведите два факта, которые подтверждают аккреционную (аккреция – конденсация вещества) теорию образования Солнечной системы.А) Все планеты

Слайд 14Домашнее задание:
Читать пройденный параграф
2) Синодический период малой планеты 500 суток. Определите

большую полуось ее орбиты и звездный период обращения.
Домашнее задание:Читать пройденный параграф2) Синодический период малой планеты 500 суток. Определите большую полуось ее орбиты и звездный