Слайд 1Тема урока:
Общая характеристика планет.
Слайд 2Цель урока:
Выявление общих закономерностей эволюции планет
Слайд 3Слово планета – греческое, означает странник. По классификации у планеты свойства
1.
Большая масса, из-за которой она имеет округлую форму.
2. Вращается вокруг звезды или ее остатков.
3. Масса недостаточна для того, чтобы стать звездой, т е на ней не идет термоядерный синтез.
Слайд 4У Солнца под эту классификацию попадает 8 планет.
А также множество объектов
поменьше – спутников планет, планетоидов и астероидов. Последние называют иногда малыми планетами.
Слайд 5Большие планеты делят на 2 группы.
1.
Планеты земной группы
2.
Планеты гиганты.
Слайд 6Планеты земной группы:
Меркурий
Венера
Земля
Марс.
Слайд 7Общее.
1. Близкое расположение к Солнцу.
2. Небольшой размер – самая большая планета
– Земля.
3. Орбиты имеют небольшой экстренситет – т е почти круглые. Только у Марса она сильно вытянутая.
Слайд 8Общее.
4. Высокая плотность. Она в 3 – 6 раз выше плотности
воды. Самая высокая плотность у Земли.
5. Все планеты имеют твердую поверхность.
6. Высокая температура поверхности.
Слайд 9Общее.
7. Разреженная атмосфера. У Венеры плотная атмосфера, но совсем небольшая в
сравнении с гигантами.
8. Нет или мало спутников. У Меркурия и Венеры их нет. У Земли один. У Марса два, но небольших.
9. Атмосферы, если есть, состоят из тяжелых элементов, углекислого газа, азота, аргона и кислорода.
10. Нет колец.
Слайд 10Общее.
11.Медленно вращаются вокруг оси. Самая высокая скорость у Земли – 24
часа. Марс немного медленнее, но он имеет меньший радиус.
Меркурий и Венера имеют оборот равный обороту вокруг Солнца.
Слайд 11Планеты Гиганты.
1 Юпитер
2 Сатурн
3 Нептун
4 Уран
Слайд 12Общее.
1.Удалены от Солнца.
2.Большой размер.
3.Орбиты вытянуты.
Слайд 13Общее.
4.Низкая плотность. Она в полтора раза выше плотности воды, а «кусочек»
Сатурна вообще в воде не утонет
5.Нет твердой поверхности. Прогуляться космонавтам не получится
6.Холодная поверхность. Но внутри очень горячие, поэтому выделяют тепла больше, чем поступает от Солнца
Слайд 14Общее.
7.Атмосфера настолько огромная, что планеты называются газовыми гигантами.
8.Очень много спутников.
9.Атмосферы в
основном состоят из водорода и гелия. По составу они похожи на звезды.
10. Все гиганты имеют кольца, но у Сатурна они просто колоссальные.
Слайд 1511. Высокая скорость обращения вокруг оси. У Юпитера 10 часов или
более 45 тыс км в час. Все планеты имеют из-за этого вытянутые облака.
Слайд 16Планеты Земной группы состоят из тяжелых элементов – кремния, железа, алюминия,
кислорода, магния. 90% массы Земли приходится на эти элементы. Юпитер имеет этих элементов не более 1%, но этого хватило на создание нескольких планет Земля.
Слайд 17Возраст всех планет 4,5 миллиарда лет.
Дополнение из Википедии.
Слайд 18Радиоизото́пное или радиометри́ческое дати́рование — метод определения возраста различных объектов, в составе которых есть
какой-либо радиоактивный изотоп. Основан на определении того, какая доля этого изотопа успела распасться за время существования образца. По этой величине, зная период полураспада данного изотопа, можно рассчитать возраст образца.
Слайд 19
Уран-свинцовый метод — один из самых старых и хорошо разработанных способов радиоизотопного
датирования и, при хорошем исполнении, самый надёжный метод для образцов с возрастом порядка сотен миллионов лет. Позволяет получить точность в 0,1 % и даже лучше. Датировать можно и образцы, близкие по возрасту к Земле, и образцы младше миллиона лет. Большая надёжность и точность достигаются благодаря использованию двух изотопов урана, цепочки распада которых кончаются разными изотопами свинца.
.
Слайд 20
Солнечная система и ее происхождение.
.
Слайд 21
Соотношение водорода и гелия на Солнце и темпы преобразования гелия из
водорода показывают, что Солнцу около 5 миллиардов лет.
.
Слайд 22
Изотопный метод для Земли и метеоритов показывает возраст 4,5 миллиарда лет.
Логично представить, что система формировалась одновременно. Но Солнце, как раскаленный шар несколько древнее.
.
Слайд 23
Современная техника позволяет рассмотреть рождение звездных систем. Все они имеют вокруг
диск из газа и пыли. Из них формируются 3 компонента.
1 твердые или скальные, в том числе металлы..
2 ледяные – вещества, которые превращаются в лед, в том числе углекислый газ, метан и т д
3 летучие, которые остаются газом при самых низких температурах.
.
Слайд 24
Рождению Солнечной системе предшествовал взрыв предшествующей звезды. Только при взрыве рождаются
тяжелые элементы. Миллиарды лет силы тяготения стягивали все вещество в одно облако. Центр облака, имея большую массу, притягивал сильнее и рос быстрее.
.
Слайд 25
По мере сжатия, облако раскручивается. Это следствие гравитационных воздействий. Под действием
центробежной силы, облако превращается в пртопланетный диск. Именно поэтому планеты вращаются по одной плоскости. В диске рождаются планетезимали – небольшие пока планеты.
Слайд 26
99% массы сосредоточено в центре – это и есть будущая звезда.
Наиболее крупные объекты также поглощают газ, пыль, камни, летающие вокруг. Из них может сформироваться звезда, если наберут массу. Вокруг формируются облака, которые также имеют форму диска, поэтому спутники вращаются в плоскости. А иногда, не родившиеся спутники создают кольца.
.
Слайд 27
Когда масса Солнца стала критической и начался термоядерный синтез, Солнце начало
светить. Его рост прекратился. Под действием солнечного света все летучие элементы улетучились в космос. Рост планет прекратился. Ближайшие планеты не смогли удержать легкие элементы и потеряли атмосферу, или оставили тяжелые газы. Поэтому в них преобладает твердая поверхность. На удаленные планеты воздействие слабее, поэтому и рост прекратился позже, и газ поглощался тот, что уходил из центра. Поэтому планеты оказались гораздо больше ближайших к Солнцу коллег.
.
Слайд 28
Эволюция продолжается. Интенсивность солнечного излучения за все время выросла на 30%,
а значит потеря легких элементов усиливается. На Земле испаряется океан. Вода, имея небольшую молекулярную массу, поднимается в верхние слои. Там под действием ультрафиолета, она распадается на ионы водорода и кислорода. Кислород создает молекулы озона, а вот водород покидает планету. К счастью, этот процесс еще будет идти миллиарды лет.
.
Слайд 29
Планеты гиганты также теряют водород и гелий. Но у них больше
масса, а действие солнечного ветра слабее, поэтому «таяние» планет происходит медленнее.
.
Слайд 30
Летучие частицы ушли на границу солнечной системы, где излучение минимально. Из-за
низкой температуры они образовали ледяные глыбы. Фактически, аналогичное рождение планет, но вещества недостаточно.
Периодически рождаются страшилки про планету Нибиру, родившуюся в таких условиях и угрожающая Земле. Что угрожает – сказка, а вот возможность появления большой планеты вполне возможна.
Дальние объекты вращаются не по плоскости. Чаще мы их видим в качестве комет.
.
Слайд 31
Первое время планеты переживали гигантские бомбардировки осколками, а иногда столкновения целых
планет. Это отклоняло ось вращения, заставляло менять скорость вращения, а также изменяло орбиты планет. Постепенно процесс ослабел, но угроза столкновения с метеоритом сохраняется и сейчас.
.
Слайд 32
Данная теория сейчас наиболее удачно описывает процессы в космосе, основаны на
мощной доказательной базе.
Теорию выдвинул Отто Юльевич Шмидт в середине 20 века.
.
Слайд 33
Подведем итоги.
Почему планеты 1 группы названы Земные?
Как связано солнечное излучение и
природа планет?
Как зародилась солнечная система?
Слайд 34
Что означают слова:
Планетезимали
Протопланетный диск
Слайд 35
Презентацию подготовил
Еланцев В В
Учитель МБОУСОШ№4
Го Спасск-Дальний
Урок окончен.