Слайд 1Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Подготовлено: Ензак А.А. учителем английского языка,
2014-1915 уч. год
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ №9 г.Кызыла
Слайд 2Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
Иностранный язык является одним из
наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему в рамках этой дисциплины столь важно уделять внимание применению здоровьесберегающих технологий.
Использование новых форм и методов преподавания, раннее начало систематического обучения приводят к повышению утомляемости, росту числа детей, не способных полностью адаптироваться к нагрузкам, нервному напряжению.
В связи с этим при планировании урока необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности школьников.
Слайд 3При организации занятия выделяют три основных этапа, которые характеризуются своей продолжительностью,
объемом нагрузки и определенными видами деятельности:
Слайд 4Интенсивность умственной деятельности в ходе занятий
Слайд 5Общие и характерные симптомы утомления (физиологического дискомфорта):
появление болей и неприятных ощущений
в различных частях тела;
отрицательные эмоции – раздражимость, нервозность, чувство бессилия, иногда агрессия;
ухудшение внимания;
изменение отношения к работе – возникновение желания отдохнуть;
внешнее проявление утомления – снижение скорости и ритмичности выполнения заданий, увеличение количества ошибок.
Слайд 6Что заметит внимательный учитель:
нетерпеливое ерзанье в ожидании звонка;
изменение почерка;
динамизм телодвижений
(кривлянье);
вегетативные реакции: потливость рук, покраснение лица, изменение частоты пульса;
жалобы на головную боль и неприятные ощущения в животе;
младшие школьники пытаются себе помочь сосредоточиться, организовать себя «внешней» речью (проговаривание текста).
Слайд 7Главные причины утомления:
профессиональные ошибки и низкий уровень компетенции педагогов;
перегруженность школьных программ
и интенсификация учебного процесса;
левополушарный перекос содержания программ и методов преподавания;
переполнение классов (более 20 человек), затрудняющее индивидуализацию учебно-воспитательного процесса;
несоблюдение санитарно-гигиенических условий в классе и школе;
нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса.
Слайд 8Структура рациональной организации урока
.
Слайд 9Советы педагогу
1. Используйте частую смену видов учебной деятельности (опрос, письмо, аудирование,
чтение, рассказ, составление диалогов, просмотр наглядных материалов, работу с компьютером, ответы на вопросы, рисование, работу с интерактивной доской); норма: 4–7 видов деятельности за урок.
2. Применяйте не менее трех видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, групповую, парную, индивидуальную, самостоятельную работу), чередуя их не позже чем через 10–15 минут;
3. Используйте методы, способствующие активизации и творческому самовыражению учащихся, – непринужденную беседу, выбор действия, способа действия, взаимодействия, свободу творчества; активный метод – ученик в роли учителя, исследователя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевую игру, дискуссию, семинар.
Слайд 104. Применяйте динамические паузы или минуты релаксации (норма: дважды за занятие,
через 15–20 мин. урока по 1 мин. из трех упражнений).
5. Обязательно наличие внешней мотивации (оценка, поддержка, соревновательный момент).
6. Стимулируйте внутреннюю мотивацию – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к материалу, удовольствие от полученных знаний.
7. Поддерживайте у детей веру в собственные силы для достижения желаемых результатов в учебе.
8. Создавайте ситуацию успеха (необходимо постоянное поощрение интеллектуальных способностей ребят).
9. Справедливо оценивайте ответы школьников (используйте вариативную систему оценивания: за один урок ставьте баллы за каждый вид деятельности, суммируя их в конце; тогда понятие «двойка» просто исчезнет). Оценка должна помогать, а не отбивать охоту учиться.
Слайд 11Похвала.
Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд,
похвала ученика.
Она может быть вербальной : «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т . д.
Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.
Вспоминается высказывание К.Д. Ушинского: «Учитель! Помни, твоя улыбка стоит тысячи слов».
Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках.
Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ. Побеждает тот, чье солнышко ярче.
Разрезные жетончики (по типу пазлов). Чем полнее картинка, тем значительнее их победа.
Слайд 12
Рефлексия.
На своих уроках я достаточно широко практикую самооценивание и взаимооценку.
Например, оцени
свою работу на уроке:
good (хорошо) ok (нормально) Try again ! (попробуй еще!)
Слайд 13Виды релаксации:
физкультурные минутки;
динамические паузы;
массаж активных точек.
Слайд 14Требования к организации и проведению физкультминутки:
1. Физиологически обоснованным временем для проведения
физкультминутки считается 15–20-я минута урока.
2. Длительность физкультминуток – 1–5 минут. Каждая включает комплекс упражнений, повторяемых 4–6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
3. Комплексы подбираются в зависимости от вида и содержания урока. Упражнения должны быть разнообразными, так как монотонность снижает интерес, а следовательно, и результативность.
4. Физкультминутки следует проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не даст желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой.
5. Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.
6. Для каждого класса необходимо выбрать 2–3 условных вербально-поведенческих знака, позволяющих быстрее и эффективнее переключать школьников на другой режим деятельности.
Слайд 15Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика
для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика;
артикуляционно-мимическая гимнастика.
Слайд 16Упражнения для снятия общего или локального утомления
Слайд 18Физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения
Слайд 19Упражнение для мобилизации внимания
Слайд 20Для снятия утомления с мелких мышц кисти
Слайд 21Для снятия утомления с плечевого пояса и рук
Слайд 23Гимнастика для глаз
Вращения
Вращать глазами сначала 10 раз по часовой стрелке, а
потом в обратную сторону. Закрыть глаза и повторить то же самое.
Вертикали – горизонтали
Не поворачивая головы, интенсивно двигать глазами вверх – вниз, вправо – влево (10–15 раз).
Удивление
Сильно зажмурить глаза и посмотреть в темноту. Затем широко открыть глаза, как будто чему-то удивляетесь.
Диагонали
Направить взгляд в левый нижний угол, сосредоточить его на этой точке.
После трех морганий повторить в правую сторону. Затем скосить глаза в левый верхний угол, а теперь в правый.
«Косые» глаза
Поднести палец к переносице, посмотреть на него. Затем медленно отвести палец вдаль, продолжая следить за ним глазами.
Расслабление
Плотно закрыть глаза, расслабив лоб. Подумать о чем-нибудь приятном.
.
Слайд 25Гимнастика для слуха
Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того,
плодотворно воздействуют на органы зрения
Слайд 27Упражнения, корректирующие осанку
Физкультминутки для снятия напряжения с мышц туловища
Слайд 28Дыхательная гимнастика
Эти упражнения способствуют углублению дыхания, а также активизируют работоспособность:
Breathe in
through the nose, while breathing out pronounce the sounds [p], [t], [k]. repeat 6 times Спокойно вдохните через нос, на выдохе произнесите звуки [p], [t], [k]. Повторите 6 раз.
Упражнение «Шарик» Учитель предлагает детям представить, что они воздушные шарики. « You are balloons»! На счёт 1234- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».
Слайд 30Артикуляционно-мимическая гимнастика
Упражнения для губ
Улыбка.
Удерживание губ в улыбке. Зубы не
видны
Хоботок.
Вытягивание губ вперед длинной трубочкой
Заборчик.
Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны
Бублик.
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны
Заборчик – Бублик. Улыбка – Хоботок.
Чередование положений губ
Улыбка – Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть в улыбку
Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо – влево, вращать по кругу
Рыбки разговаривают.
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук)
Сытый хомячок.
Надуть щеки одновременно, потом каждую поочередно
Голодный хомячок.
Втянуть щеки
Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам (воздух выходит с силой и шумом)
Слайд 32Упражнения для языка
Расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» его губами
(«пя-пя-пя»)
Пощелкать языком, присасывая строго по средней линии
Вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, мня, мня»)
Облизывать губы
Изобразить:
– грозного владыку;
– кокетливую девочку;
– полного дурака
Слайд 33Рекомендации по выбору вида физкультминутки в зависимости от преобладающей деятельности школьников
на уроке
Слайд 34Динамическая пауза
перерыв в учебной или трудовой деятельности, заполненный разнообразными видами двигательной
активности
предназначена для предупреждения утомления и снижения работоспособности.
Чтобы предупредить общее утомление от статичного напряжения при занятиях за столом, следует предусмотреть проведение динамических пауз с целью переключения ребенка с умственной деятельности на физическую.
В комплекс, рассчитанный на 2–3 минуты, нужно включать знакомые детям упражнения для крупных групп мышц: наклоны, повороты, приседания, подскоки.
Полезны также упражнения для мышц, испытывающих большое напряжение, например, мышц шеи, кисти.
Слайд 35-Игра- пантомима:
При изучении алфавита: изобразить букву ( нарисовать букву в воздухе
головой или в паре с партнером).
Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.
- При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.
- При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.
Слайд 36Массаж активных точек
В результате массажа активизируется работа подкорковых частей мозга, возникают
процессы, связанные с обострением интуиции, улучшается настроение. Проводим массаж ушных раковин так, чтобы «уши горели». Каждый прием выполняется по 15–20 раз.
Действуем в такой последовательности.
1. Тянем – умеренно – раковину уха сверху вниз.
2. Плотно обхватив ушную раковину пальцами, тянем ее вверх.
3. Тянем ушную раковину в сторону.
4. Накроем ладонями уши и проделаем круговые движения ушной раковины по часовой стрелке (работают обе руки).
5. Проделываем круговые движения ушной раковины против часовой стрелки (работают обе руки).
6. Плотно прижимаем ладони к ушным раковинам и резко отпускаем (при этом следует услышать легкий хлопок).
7. Проводим ладонями по лицу, как будто умываемся.
8. Погружаем лицо в сложенные горстью ладони.
9. Делаем несколько легких круговых движений ладонями, словно омываем лицо водой.
Слайд 37Медитативно - релаксационные упражнения
Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую».
ученик должен
сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.
Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.