Слайд 1Технологии организации
коммуникативно-диалоговой деятельности в обучении иностранному языку
в условиях
современной
информационно-образовательной среды
О.О.Кобзева
МАОУ «Лицей №6»
Слайд 2С точки зрения Совета Европы по современным ИЯ, основной целью обучения
ИЯ является формирование коммуникативной компетенции. Выделяется несколько её составляющих:
лингвистическая компетенция – это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи и способность с помощью этой системы понимать чужие мысли и выражать собственные суждения в устной и письменной форме
социолингвистическая компетенция означает знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи
социокультурная компетенция подразумевает знание учащимися национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка: их обычаев, этикета, социальных стереотипов, истории и культур, а также способов пользоваться этими знаниями в процессе общения.
Стратегическая (компенсаторная) компетенция – это компетенция, с помощью которой учащийся может восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде.
Социальная компетенция проявляется в желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми, в способности ориентироваться в ситуации общения и строить высказывание в соответствии с коммуникативным намерением говорящего и ситуацией.
Слайд 3 При обучении диалоги обычно разделяют на
два типа: свободные и стандартные (типовые).
Практически ежедневно мы играем следующие социальные роли: родители и дети, учителя и ученики, продавец и родителей). и покупатель, пассажир и водитель. Здесь мы чаще всего видим стандартные диалоги.
Очень часто все сводится к репликам: «Как дела? Как дела в школе? Уроки сделал? Ты поел?»
Слайд 4 Для того, чтобы речь была
речью по сути а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, то есть намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы появился такой мотив на уроке надо создать речевую ситуацию. Речевые ситуации могут быть реальными, условными или проблемными.
Слайд 5 При овладении диалогической речью в рамках
обозначенной тематики (типовой диалог) школьники учатся вести следующие виды диалогов, используя речевые клише:
диалог этикетного характера: приветствовать и отвечать на приветствие, используя соответствующее обращение; начинать, вести и заканчивать разговор по телефону, высказывать вежливую просьбу и реагировать на просьбу партнёра; поддерживать диалог за столом (до, во время и после угощения); делать комплименты и реагировать на комплименты); вежливо соглашаться или не соглашаться, используя краткий ответ; предупреждать об опасности, переспрашивать.
Слайд 6 К свободным диалогам относятся беседы, дискуссии, интервью,
т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально содержательные границы общения каждого из партнеров и общая логика развития разговора жестко не фиксируется социальными речевыми ролями.
Эти разновидности диалогов могут легко трансформироваться в зависимости от изменений речевой ситуации.
Слайд 7Обучение диалогу сверху вниз является наиболее оптимальным для обучения стандартным или
типовым диалогам.
1. Определение типичной ситуации;
2. Чтение, прослушивание записи диалога;
3. Фонетическая отработка структур диалога;
4. Работа с текстом диалога;
5. Знакомство учащихся с новыми словами и речевыми структурами диалога;
6. Отбор слов и фраз – образцов (использование клише, моделей речевого взаимодействия);
7. Частичное видоизменение речевой ситуации;
8. Парная работа;
9. Составление собственных диалогов по образцу.
Слайд 10https://www.nacel.org/en/summer-camps/english-and-sport-summer-camp-in-ipswich
Слайд 11 Обучение диалога путем снизу вверх предполагает, что у
учащихся по какой-то причине нет исходного диалога – образца. Что для этого нужно:
а) умение задавать вопросы разных типов;
б) логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы;
в) использовать различные реплики реагирования, проявляя при этом заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;
г) употребление различных структур и клишированных выражений;
д) пользоваться выражениями согласия, несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, вежливого отказа.
Учителю нужно обучать не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, а вместе с ними и деятельности.
Слайд 12Умение задавать вопросы разных типов
Слайд 13Write 5 types of questions to the sentences.
Слайд 14Логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы
Употребление различных структур
и клишированных выражений
Слайд 16Пользоваться выражениями согласия, несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, вежливого отказа
Worksheet for students
Слайд 17How can you teach students to make this dialogue?
Слайд 18Conclusion
Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения
школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.
Практика показывает, что внедрение диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.
Слайд 19Подготовка к ОГЭ
Раздел 5 Говорение
Слайд 20Методические материалы
Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Различают неподготовленную устную
речь (беседа, интервью, репортаж, выступление в дискуссии) и подготовленную речь (лекция, доклад, выступление, отчет).
Конечной целью обучения устной речи является выработка
у учащихся умений неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, предложенных в стандартах и примерных программах.
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.
Слайд 21…выпускники основной школы должны овладеть двумя формами говорения: диалогом и монологом.
Они должны научиться:
в области диалогической речи:
• вести комбинированный диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка.
Комбинированный диалог может сочетать такие виды диалога, как диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями;
Методические материалы
Слайд 22Task 2. You are going to take part in the telephone
survey. You have to answer six questions. Give full answers to the questions.
Remember that you have 40 seconds to answer each question.
Участнику ОГЭ предлагается принять участие в телефонном опросе по определенной теме и ответить на шесть заданных вопросов.
В ходе выполнения этого задания участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:
сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;
точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.
Слайд 23Условный диалог-расспрос:
прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия
задания: количество вопросов (6 вопросов) и время ответа (40 секунд);
давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие коммуникативной задаче и сложности задания.
Слайд 24Electronic assistant: Hello! It’s the electronic assistant of the educational centre
‘Lifetime learning’. We kindly ask you to take part in our survey. We need to find out how people feel about taking exams. Please answer the six questions. The survey is anonymous – you don’t have to give your name. So, let’s get started.
Electronic assistant: What exams are you going to take at the end of the academic year?
Student: _______________________
Electronic assistant: How do you usually feel before you have to do an exam?
Student: _______________________
Electronic assistant: What exams do you prefer: oral or written? Why?
Student: _______________________
Electronic assistant: How do you prepare for your English exam?
Student: _______________________
Electronic assistant: Are exams useful from your point of view? Why do you think so?
Student: _______________________
Electronic assistant: What would you recommend to a student who has failed his or her exam?
Student: _______________________
Electronic assistant: That is the end of the survey. Thank you very much for your cooperation.
Слайд 25Критерии оценивания выполнения задания 2
(Условный диалог-расспрос) – максимум 6 баллов
Слайд 26Write down 6 questions you will hear.
In the time between
questions write down your answers.
Слайд 28Write down 6 questions you will hear.
In the time between
questions write down your answers.
Слайд 30What musical instrument would you like to learn to play?
What club
or section can you attend in your school?
What do you prefer: going to the cinema or watching a film at home, why?
What sport clubs do you have in your school?
Do you think school uniform is necessary or not, why?
What would you recommend to your friend who wants to improve his or her English?
How often do you go to the cinema?
How can films in English help students improve their English?
How often do you borrow books in the library?
Who usually does the shopping in your family?
What age do you think is the best for learning foreign languages?
Have you got a room of your own?
Do you have any theaters in the place where you live?
Would you like to take part in some theatrical performance? Which one?
What job did you dream of when you were a child?
What facilities in shopping malls are available in the place where you live?
When was the last time you really enjoyed going shopping and what did you buy?
Слайд 31Подготовка к EГЭ
Раздел 5 Говорение
Слайд 32В стандартах 2004 года предполагается, что в области диалогической речи на
базовом уровне обучающиеся должны уметь:
• участвовать в беседе на знакомую тему;
• осуществлять запрос информации;
• обращаться за разъяснениями;
• выражать свое отношение к высказыванию партнера, свое мнение по обсуждаемой теме.
Как видно из выше сказанного, два из четырех перечисленных умений связаны со способностью задавать вопросы прямого или уточняющего характера с учетом конкретной ситуации общения. Последнее же умение можно рассматривать как пограничное между монологом и диалогом, поскольку, как известно, любой монолог диалогичен, а в рамках любого диалога есть место более или менее продолжительному монологу. Отсюда можно сделать вывод, что ядром контроля диалогических умений устной речи на базовом уровне можно считать готовность и способность экзаменуемого быстро запрашивать и уточнять недостающую информацию для решения конкретной коммуникативной задачи. Проверить данное умение можно и без прямого контакта с экзаменатором, что очень важно для ЕГЭ сегодня.