Слайд 1Современные технологии в изучении немецкого языка.
Учитель немецкого языка МКОУ «Курочкинская ООШ»
– Понимасова Ольга Александровна
Слайд 2Технология педагогических мастерских
История: разработана французскими педагогами и психологами. В 1984 году
признана Министерством образования Франции.
В России – с 1990 года
Слайд 3Технология педагогических мастерских позволяет осуществить саморазвитие ребёнка, способствует активному восприятию обучающихся
учебного материала, его творческому осмыслению и постижению, повышает интерес к процессу обучения, способствует улучшению грамотности и развитию креативности, социальной компетенции, навыков аргументированного говорения и письма.
Самый важный результат в мастерской – приобретение знаний о самом себе, самооценка и «восхождение» к себе.
Слайд 4Мастерская — это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой
группы при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.
Состав групп меняется от мастерской к мастерской. Это живой опыт принятия любого партнёра, развития толерантности и взаимопомощи.
Данная технология позволяет научить учащихся самостоятельно формулировать цели урока, находить наиболее эффективные пути для их достижения, развивает интеллект, способствует приобретению опыта групповой деятельности, совместной разработки проекта.
Детям предлагается исходная ситуация и к ней цепочка творческих заданий. Алгоритм выполнения задан и подобран так, что каждый ученик находится в творческом поиске и в работе.
Проживание мастерской – это путь от хаоса к порядку, из неопределённости в понимание.
Слайд 5Основные этапы
Индукция (поведение) – это этап, который направлен на создание эмоционального
настроя и мотивации обучающихся к творческой деятельности. На этом этапе предполагается включение чувств, подсознания и формирование личностного отношения к предмету обсуждения.
Индуктор – всё то, что побуждает ребёнка к действию. В качестве индуктора может выступать слово, текст, предмет, звук, рисунок, форма – всё то, что способно вызвать поток ассоциаций. Это может быть и задание, но неожиданное, загадочное.
Слайд 6Деконструкция – разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа
с материалом, текстом, моделями, звуками, веществами. Это формирование информационного поля.
На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.
Слайд 7Реконтрукция – воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы. Это создание
микрогруппами или индивидуально своего мира, текста, рисунка, проекта, решения.
Обсуждается и выдвигается гипотеза, способы её решения, создаются творческие работы: рисунки, рассказы, загадки, идёт работа по выполнению заданий, которые даёт учитель.
Слайд 8Социализация – это соотнесение учениками или микрогруппами своей деятельности с деятельностью
других учеников или микрогрупп и представление всем промежуточных и окончательных результатов труда, чтобы оценить и откорректировать свою деятельность.
Даётся одно задание на весь класс, идёт работа в группах, ответы сообщаются всему классу. На этом этапе ученик учится говорить. Это позволяет учителю – мастеру вести урок в одинаковом темпе для всех групп
Слайд 9Афиширование – это вывешивание, наглядное представление результатов деятельности мастера и учеников.
Это может быть текст, схема, проект и ознакомление с ними всех.
На этом этапе все ученики ходят, обсуждают, выделяют оригинальные интересные идеи, защищают свои творческие работы.
Слайд 10Кейс – технологии
в учебном процессе
Впервые работа с кейсами в
рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.
В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.
Слайд 11Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем
решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).
Особенностью метода case - технологий является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.
Непосредственная цель метода – совместными усилиями группы учеников проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.
При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!
Слайд 13Игровое проектирование
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно
разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.
Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития.
Слайд 14Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую,
правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.
Слайд 15Кейс - стади
Цель метода кейс - стади – совместными усилиями группы
учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.
Слайд 16Метод кейс - стади предполагает:
подготовленный в письменном виде пример кейса;
самостоятельное
изучение и обсуждение кейса учащимися;
совместное обсуждение кейса в аудитории под руководством преподавателя;
следование принципу "процесс обсуждения важнее самого решения".
Слайд 17Особенности:
Присутствует исследовательская стадия процесса
Коллективное обучение или работа в группе
Интеграция индивидуального, группового
и коллективного обучения
Специфическая разновидность проектной технологии
Стимулирование деятельности учащихся для достижения успеха
Слайд 18Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах;
организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем.
Слайд 19
Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:
Учитель
будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.
Слайд 20Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс.
Как правило, кейс состоит
из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра искажение информации и ошибки).
Слайд 21КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ –
это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.
Необходимо
умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить
Слайд 22В программе РКМ
определение критического мышления
состоит из 6 компонентов.
Критический мыслитель:
Формирует собственное
мнение
Совершает обдуманный выбор между различными мнениями
Решает проблемы
Аргументировано спорит
Ценит совместную работу, в которой возникает общее решение
Умеет ценить чужую точку зрения и сознает, что восприятие человека и его отношение к любому вопросу формируется под влиянием многих факторов
Слайд 23Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только
в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).
Слайд 24Основа ТРКМ –
трехфазная структура урока:
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 25Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету
Актуализировать имеющиеся у учащихся
знания и смыслы в связи с изучаемым материалом
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы
Слайд 26Задачи фазы реализации смысла –
(осмысление материала во времени работы над ним)
Помочь
активно воспринимать изучаемый материал
Помочь соотнести старые знания с новыми
Слайд 27Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый
материал
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала
Слайд 28Роль учителя в ТРКМ:
направляет усилия учеников в определенное русло
сталкивает различные суждения
создает
условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений
дает учащимся возможность самостоятельно делать выводы
подготавливает новые познавательные ситуации внутри уже существующих
Слайд 30Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление
маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).
Работая с текстом семиклассники составили таблицу на немецком языке
В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование - записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Прием "Маркировочная таблица" позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке. Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить ее дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по одному или два тезиса или положения.
Слайд 31Прием "Написание синквейна"
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть
тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик выражает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.
Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть эмоциональной.
Слайд 32Корзина" идей -
используется на стадии "Вызов"; - позволяет выяснить все, что знают
или думают ученики; - проводится обмен информацией.
Слайд 33Инсерт
Прием маркировки текста следующими значками: "V" - то, что известно; "-"
- то, что противоречит представлениям читающих; "+" - то, что является новым; "?" - ставится тогда, если у читателя возникло желание узнать о том, что описано более подробно.
Слайд 34Приём «Мозговая атака»
Мозговую атаку я использую с целью активизации имеющихся знаний
на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом (тексты страноведческого характера, биографии, исторические тексты)
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать всё, что они знают и думают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
На данном этапе необходимо соблюдать условия:
1. Жёсткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 мин.
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений
Слайд 35Приём «Перепутанные логические цепочки».
Применяю как ведущий приём для формирования умения видеть
и понимать логическую последовательность частей информации, текста; взаимосвязь событий в произведении или тексте; данная стратегия очень эффективна при работе над освоением учащимися структуры писем
Слайд 36Приём «Таблица аргументов»
Работа строится следующим образом: учащимся предлагаются по очереди аргументы,
которые они должны опровергнуть или подтвердить фактами из изучаемого текста.
Слайд 37Фишбон
Слово "Фишбон" дословно переводится как "рыбная кость". Эта стратегия позволяет учащимся
"разбить" общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на "рыбную кость" (отсюда и название) или, если эту "кость" расположить вертикально, - на елочку . Применяется на этапе вызова. Работа (исследование) может проводиться индивидуально или по группам. Важным этапом станет презентация заполненной схемы.
1. В нижнем прямоугольнике, после обсуждения с классом, ведущий записывает формулировку проблемы. 2. Путем анализа источников, текстов и т.д., учащиеся выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения. 3. Путем анализа связки "причины-аргументы" учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
Проблема
Причина
Причина
Факты
Факты
Вывод
Слайд 38Стратегия
«Отсюда – сюда»
Группа получает
общее задание по теме
Каждый член
группы получает
«свой» объект исследования
Сбор информации
об объекте
Обмен информацией в группе
Выделение общего
для запоминания
основной части таблицы
Заполнение таблицы
Написание совместного
исследования по теме
Презентация исследования
1
3
4
5
6
2
7
8
Слайд 39Прием «перекрестная дискуссия»
Я готов применить технологию развития критического мышления на своих
уроках
Заполните левую и правую колонку таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса, приведенного в заголовке таблицы, обменяйтесь мнениями со своими коллегами, используя их аргументы, которые покажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы, когда аргументы иссякнут, сделайте вывод.