Слайд 1 Развитие универсальных учебных
действий на уроках английского языка
Слайд 2
Изменения, произошедшие в системе образования за последние
годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения всем школьным предметам и иностранным языкам в частности. Стандарты второго поколения определяют следующие цели обучения английскому языку:
1.Развитие иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, учебно-познавательной компетенций.
2.Развитие личности учащихся.
3.Формирование и развитие УУД.
Слайд 3
Необходимость развития умения учитьСЯ
Новые социальные запросы определяют
цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию, как «умение учиться».
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное использование всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Слайд 4
Универсальные учебные действия (далее УУД) – способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, совокупность способов действия учащихся, обеспечивающих усвоение новых знаний, умений, включая организацию этого процесса.
Формирование УУД – формирование способов познания и освоения мира через развитие личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.
Слайд 5
Универсальные учебные действия
способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт,
что такое личность в диалоге со сверстниками, со взрослыми людьми
обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности
включают в себя:
общеучебные логические
действия, действия по постановке и решении проблем
умению осознанно и произвольно строить свои высказывания
способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать другого, участвовать в коллективном обсуждении проблем
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Слайд 6Личностные универсальные учебные действия
Вопросы, упражнения и ситуации для парной и групповой работы типа: "Тебе нравится?", "Я предлагаю своему другу", "Я спрашиваю своих друзей", оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам (осваиваемое содержание) позволяют ребенку выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей.
Вопросы в условиях ситуаций, приближенных к естественной деятельности человека, ответы на них, обмен мнениями, выражение своей точки зрения на событие или предмет, задания, готовящие к участию в обсуждении или дискуссии, которые проходят в классе во время контроля выполнения домашнего задания, например, "Я готовлюсь взять интервью у своих товарищей", направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках.
Проведение физкультминуток на ИЯ дает учащимся установку на здоровый образ жизни
Слайд 7Познавательные универсальные учебные действия
1) Задание на информационный поиск. Для этого ученики
могут:
найти изображения в справочнике;
поискать ответ вместе со взрослыми в Интернете;
найти информацию в словаре;
найти в тексте ответ на поставленный вопрос;
подобрать к описаниям картинки;
найти отрывок текста, который изучается на уроке, в художественном произведении.
Подобные задания позволяют ребенку выделить учебную цель, определить действия, оценить их эффективность и результативность.
Слайд 82) Организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением языка и поиском информации
посредством Интернет-ресурсов.
3) Преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов.
4) Составление таблиц, схем-моделей.
5) Замещение буквы звуком.
6) Выделение гласных и согласных букв/звуков в словах.
7) Самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений).
8) Классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т.д.
9) Самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).
Слайд 9Регулятивные универсальные учебные действия.
1)Задание типа «Напиши письмо (открытку) своему другу (подруге)
и отредактируй его (ее)».
2) Написание сочинения и его корректировка.
3) Выполнение заданий по алгоритму (например, по распределению предложений по 3 колонкам в зависимости от времени употребленного в них глагола).
4) Действия по предложенному плану (правилу).
5) Контрольные задания, в том числе тестового характера
Слайд 10Коммуникативные универсальные учебные действия.
1) Проектную деятельность, в том числе презентации на
заданную тему урока, например: учащимся предлагается составить презентацию по теме «Как я помогаю маме» («Мое любимое животное», «Моя семья» и т.д.).
2) Инсценировку ситуаций приближенных к реальным , например «В аэропорту» «В гостинице» «В магазине» «На улице», сказок.
3) Активное привлечение детей к общению с иностранными гостями,
Слайд 11При формировании УУД и развитии различных навыков большинство учащихся прекрасно могут
читать, переводить тексты (в основном со словарем), писать и т.д., но только не говорить, общаться на должном для данного этапа обучения уровне. Трудно не согласиться с тем, что даже на родном языке, где знание слов и их стилистических особенностей не представляет сложностей, добиться желаемого эффекта получается не всегда и не у всех. Это происходит потому, что на уроках как иностранного, так и родного языка все устные высказывания учащихся представляют речь лишь по форме, а по сути, речью не являются. При проверке сформированности диалогических навыков, это бросается в глаза еще резче. Задав вопрос и не получив ответа (или получив не тот ответ), человек теряется, не знает что делать дальше, иногда пытается подсказать (навязать) собеседнику реплики на родном или иностранном языке. Ведь нельзя себе представить подобное в реальной ситуации общения, когда человек не получив ответа на свой вопрос толкает в бок своего собеседника и шепчет ему: «Ну, отвечай!». А на уроках иностранного языка такая ситуация типична.
Одним из решений этих трудностей является развитие навыков говорения посредством использования таких универсальных учебных действий как личностные и коммуникативные УУД, включающие в себя коллективные формы работы (парные и групповые), ролевые игры, дискуссии, проектную деятельность, инсценировку различных ситуаций, поскольку эти методы предполагают обучение общению через общение.
Групповая форма организации учебного труда на уроке иностранного языка дает очень многое: развивает способность к общению, обеспечивает лучшие условия для развития умения говорить и обмен знаниями между учащимися, способствует росту мотивации к учению, укрепляет межличностные отношения, повышает статус популярности и деловой статус ученика в коллективе. Также она делает более плодотворной роль учителя, - вместо принуждения к учению, главной задачей учителя становится оказание содействия.
Слайд 12Ролевая игра.
Закончи диалог и разыграй его;
- Представь, что ты учитель. Расспроси
своих одноклассников, используя следующие вопросы…;
- Отгадай кроссворд;
- Нарисуй картинку и составь ее описание;
- Поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;
- Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками, попробуй сам придумать такой рассказ для своих друзей;
- Придумайте загадку для своих друзей;
- Нарисуй картинку к прочитанному тексту.
Слайд 13«Восстановление рассказа».
Целью данной игры является формирование связного монологического текста и активизация
соответствующих навыков и умений. В ходе игры каждый участник получает листок бумаги с одним предложением из определённого рассказа. Ему не разрешается показывать предложение кому-нибудь или записывать его, он должен запомнить это предложение (на это даются две минуты). Затем преподаватель собирает все листки и зачитывает каждое предложение. Играющие прослушивают их, а затем каждый из них в соответствии с логической последовательностью по очереди называет своё предложение.
Слайд 14«Один день в Москве (Лондоне, Нью-Йорке)
Цель данной игры - активизация монологической
речи в предлагаемой ситуации и практика порождения связного развёрнутого высказывания, синхронного с речемыслительной деятельностью. В ходе игры играющим задаётся ситуация - экскурсия по городу. Каждому обучаемому или группе предлагается сначала назвать достопримечательности города, затем выбрать те из них, которые они хотели бы посмотреть в течение одного дня, а также объяснить свой выбор.
Таким образом, использование ролевых игр на уроках повышает эффективность учебного процесса, способствует формированию навыков говорения, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения