Слайд 1Технология развития критического мышления как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Современные педагогические
технологии
Слайд 2Современный выпускник должен:
уметь самостоятельно приобретать знания;
применять их на практике для
решения разнообразных проблем;
работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Слайд 3Критическое мышление –
направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть
свою точку зрения и другие мнения, а если необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.
Цель: развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.).
Слайд 4Структура критического мышления
Слайд 5Д. Клустер выделяет пять аспектов, отличающих критическое мышление от других его
типов.
1. Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
5. Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 6Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно
развить в себе ряд качеств, среди которых
Д. Халперн выделяет:
Готовность к планированию
Гибкость
Настойчивость
Готовность исправлять свои ошибки
Осознание
Поиск компромиссных решений
Слайд 8Приёмы и
стратегии
технологии
развития
критического
мышления:
Слайд 9Вызов(evocation)
- «мозговой штурм»
- кластеры
- концептуальное колесо
- прогнозирование (по портрету, картине)
-
прогнозирование по ключевым словам
- таблица тонких и толстых вопросов
- перепутанные логические цепочки
- «круги по воде»
- таблица «З–Х–У»
- верные и неверные утверждения
Слайд 10Осмысление (realization of meаning)
Методы активного чтения:
- чтение текста с маркировкой
по методу «Insert»
- стратегия «Идеал»
стратегия «Фишбоун»
Ведение различных записей:
- двойной дневник
- бортовой журнал
- выделение ключевых слов подчёркиванием
- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы
-чтение текста с остановками
Слайд 11Рефлексия (reflection)
- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям
-
достраивание кластера из ключевых слов, установление причинно- следственных связей
- ответы на поставленные вопросы
- организация устных и письменных круглых столов, различных видов дискуссий
- написание творческих работ
- исследования по отдельным вопросам темы
- синквейн и т.д.
Слайд 12Кластер («гроздь», «пучок», «созвездие») –
выделение смысловых единиц текста и графическое
их оформление в определённом порядке в виде грозди, пучка, созвездия.
Слайд 13Охватывает большее количество информации, чем при обычной работе.
Может быть применен:
на
стадии вызова для систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.
Важным этапом является презентация новых кластеров. Нужно не только систематизировать материал, но и установить причинно-следственные связи между «гроздями»
Слайд 14Стратегия ЗХУ
Осталось узнать:
1.
2.
…
Слайд 15Инсерт –
маркировка текста на полях значками по мере его чтения.
Делает
зримым процесс накопления информации
«V» – уже знал
«+» – новое
«-» – думал иначе
«?» – не понял, есть вопросы.
Слайд 16При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся
изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.
Слайд 18Чтение с остановками
Текст читается дозированно.
После каждой смысловой части обязательно делается
остановка, во время которой идет либо обсуждение проблемного вопроса, либо коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, либо дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Слайд 19«Бортовой журнал»
Прием обучающего письма, способ визуализации материала. Может стать ведущим
приемом на смысловой стадии.
Во время изучения темы учащиеся записывают свои мысли.
Простейший вариант: перед чтением учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста?
Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал, связывая изучаемую тему со своим видением мира, своим личным опытом.
Слайд 20«Корзина» идей, понятий, имен…
Прием актуализации имеющегося опыта
и знаний.
- Что вам известно по данной проблеме?
(Индивидуальная работа в тетрадях (1-2 минуты).
- Обмен информацией в парах или группах (3 минуты).
(Ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия).
- Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
Все сведения кратко записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев, даже если они ошибочны).
В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока.
В ходе урока эти разрозненные факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.
Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации
Слайд 21Фишбоун
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин
и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку
Слайд 23Мозговой штурм
Выбор темы для прямо зависит от числа возможных вариантов
решения той или иной проблемы.
Первый этап – работа в группах, создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений, поиск рационального в любом из предложений, попытка совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.
Слайд 24Стратегия обучения решению
проблем «ИДЕАЛ»
Каждая буква- это шаг
Интересно, в чем проблема? (Как?)
Давайте
найдем как можно больше способов решения проблем! (даже нереальные!)
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!(сильные и слабые стороны)
Любопытно, как это осуществить на практике? (составление плана)
Слайд 25РАФТ
Р - роль
А - аудитория
Ф - форма
Т - тема
Слайд 27Our district.
Picturesque,unforgettable.
Attracts, makes be proud, fascinates.
The place I love best.
My Motherland.
Слайд 28"Метод шести шляп" или "Шесть шляп де Боно"
Слайд 29Рефлексия урока
Наш урок подошёл к концу, и я хочу сказать ...
Мне больше всего удалось ...
Я могу себя похвалить за…
Я могу похвалить одноклассников за...
Меня удивило…
Для меня было открытием то, что ...
На мой взгляд, не удалось…, потому что…
На будущее я учту…
Слайд 30самостоятельность,
коммуникативность,
толерантность,
мобильность,
умение адаптироваться к сложившейся ситуации,
ответственность за собственный выбор
и результаты своей деятельности,
способность самореализоваться и социализироваться в современном мире.
Технология развития
критического мышления
позволяет формировать у учащихся: