Слайд 1Тема: Содержание обучения грамматике
Слайд 2План лекции
1. Способы обучения грамматике
2. Грамматический навык
3. Эксплицитный подход;
4. Имплицитный подход;
5.
Дифференцированный подход.
Слайд 3Способы обучения грамматике
Способы обучения — это осуществление учебного процесса в целом,
через определенную структуру общих организационных форм, причем одна из них является ведущей.
Слайд 4Способы обучения грамматике
“Грамматика — это кровеносная система, которая питает живой язык;
фундамент, на котором возводится здание под названием «Иностранный язык».
Значение изучения грамматики иностранного языка заключается еще в том, что она помогает нам лучше осознать грамматический строй родного языка, развитие логического мышления, наблюдательность, способность к анализу и общению, то есть в процессе ее изучения реализуются развивающие, образовательные и воспитательные цели обучения.’
Слайд 5Способы обучения грамматике
Грамматический навык — это способность говорящего выбрать модель, адекватную
речевой задаче, и оформить его соответственно нормам данного языка (все это — мгновенно).
Речевые морфологические навыки– грамматические навыки, обеспечивающие правильное и автоматизированное формообразование и формоупотребление слов в устной речи. К ним относятся навыки правильного употребления в устной речи падежных окончаний существительных и т.д.
”Синтаксические речевые навыки.Речевые грамматические навыки, обеспечивающие стабильно правильное и автоматизированное расположение слов (порядок слов) во всех типах предложений в аналитических (английском) и флективно-аналитических языках (немецком, французском) в устной речи, в соответствии с языковыми направлениями. Т.е. навыки владения основными синтаксическими схемами (стереотипами) предложений”.
Слайд 6Способы обучения грамматике
В рамках эксплицитного подхода к формированию грамматических навыков и умений можно
выделить два метода: дедуктивный и индуктивный.
”Название дедуктивный метод происходит от слова “дедукция”, что означает умозаключение от общего к частному. При дедуктивном методе первый этап формирования навыков и умений — ознакомление — реализуется в процессе знакомства с правилом и примерами, второй этап — тренировка — включает отработку изолированных формальных операций, третий этап — речевая практика — организуется на базе переводных упражнений.”
Слайд 7Способы обучения грамматике
Другим методом эксплицитного подхода является индуктивный метод. Индуктивный метод исходит
из такой формы умозаключения, как индукция, предусматривающая
переход от единичных фактов к общим положениям. Индуктивный метод представляет
возможность самим учащимся сформулировать правило на основе явлений, с которыми они сталкиваются при изучении иностранного языка. При индуктивном методе учащиеся находят в тексте незнакомые грамматические формы и пытаются осознать их значение через контекст. Дальнейший анализ нового явления происходит путем сравнения иностранного текста с его переводом на родной язык, после чего формулируется правило.
Слайд 8Способы обучения грамматике
Имплицитный подход к формированию грамматических навыков включает два метода
с различными модификациями, а именно — структурный и коммуникативный. Структурными методами можно назвать ряд методов формирования грамматических навыков, разработанных различными авторами в рамках методов, которые они называли устными, активными, структурно-функциональными и т. п.
Слайд 9Способы обучения грамматике
Другой разновидностью имплицитного подхода к формированию грамматических навыков являются коммуникативные методы.
К коммуникативным методам относят различные варианты интенсивных методов, так называемый метод гувернантки и просто естественное погружение в языковую среду, вынуждающее к общению в коммуникативных целях.
Слайд 10Способы обучения грамматике
Дифференцированный подход предполагает использование различных методов и приемов обучения,
различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
При обучении грамматике иностранного языка И.Л. Бим предлагает следующее:
1. Рассматривать обучение грамматике не как самоцель, а как структурное оформление речи.
2. Отобрать активный и пассивный грамматический минимум.