Слайд 1Повышение эффективности уроков английского языка с помощью приемов технологии критического мышления
Современные педагогические технологии
«Единственный путь, ведущий к знаниям –
это деятельность»
Б.Шоу
Разработала учитель английского языка МАОУ «Школа № 47» г. Рязани Копцева И.К.
Слайд 2Цель проведения мастер-класса:
Обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии
развития критического мышления
на уроках английского языка.
Слайд 3Задачи:
Теоретическая
- Раскрыть сущность технологии развития
критического мышления.
-
Проиллюстрировать на примере
фрагментов уроков возможность использования
технологии развития критического мышления
Практическая
- Применить приёмы ТРКМ с участием
слушателей мастер-класса
Слайд 4Ученик в современной школе
Обладать
прочными знаниями,
умениями, навыками
Стремление к обучению
в течение
всей жизни
Умение
работать в группе
Умение принимать
решение
Способность
к самовыражению
и общению
Умение
изобретать, понимать
и осваивать новое
Способность выбирать свое
будущее, связывая его
с будущим страны
Способность формировать
активную
жизненную позицию
Слайд 5Под «критическим мышлением»
понимают процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека
знаниями, выработку решения о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – опровергнуть. При этом иногда приходится корректировать собственные убеждения или даже отказываться от них. Критическое мышление учит активно действовать и помогает понять, как надо поступать с полученной информацией.
.
Слайд 6Технология развития критического мышления –
это технология организации учебного
и воспитательного процесса, которая применима к любой программе. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей и тем самым повысить эффективность уроков.
Слайд 7Актуальность
Цель технологии критического мышления:
Развитие мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только
в учебе, но и в обычной жизни: умения принимать решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.
Формирование интеллектуальных качеств личности
Конструирование собственного образовательного маршрута
.
.
Слайд 8Критическое мышление как образовательная технология
Специфика образовательной технологии развития критического мышления:
Во-первых,
учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации.
Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и аутентичным в каждой учебной ситуации в каждый момент времени: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с
текстом, организации дискуссий и процесса реализации
проектов.
В-третьих, стратегии технологии позволяют все обучение
проводить на основе принципов сотрудничества,
совместного планирования и осмысленности.
Слайд 9Технология критического мышления дает ученику:
повышение эффективности восприятия информации;
повышение интереса как
к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
умение критически мыслить;
умение ответственно относиться к собственному образованию;
умение работать в сотрудничестве с другими;
повышение качества образования учеников;
желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Слайд 10Технология критического мышления дает учителю:
умение создать в классе атмосферу открытости и
ответственного сотрудничества;
возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности
в процессе обучения;
стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
стать источником ценной профессиональной информации для других учителей
Слайд 11Технология развития критического мышления
Слайд 12Задачи фазы вызова
( пробуждение интереса к предмету)
Актуализировать и обобщить имеющиеся
у ученика знания по данной теме или проблеме.
Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу.
Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.
Помочь учащимся поставить собственные цели обучения.
Слайд 13Приёмы стадии вызова
-«мозговой штурм»
- кластеры
- концептуальное колесо
- прогнозирование (по портрету, картине)
-
прогнозирование по ключевым словам
- таблица тонких и толстых вопросов
- перепутанные логические цепочки
- «круги по воде»
- таблица «З–Х–У»
- верные и неверные утверждения
Слайд 14Задачи фазы реализации осмысления
Получить новую информацию;
Осмыслить ее;
Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Слайд 15Приёмы этапа «Осмысление»
1.Инсерт
2. Чтение с остановками
3. "Рыбий скелет" или "Фишбоун"
4. Приёмы,
работающие с таблицами
таблица ПМИ
таблица ЗХУ
таблица-синтез
сводная таблица
концептуальная таблица
таблица "Что? Где? Когда? Почему?"
5. Толстые и тонкие вопросы
Ромашка вопросов (ромашка Блума)
Слайд 16Задачи фазы рефлексии –
(обобщение материала, подведение итогов)
Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый
материал.
Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.
Слайд 17
Этап ΙΙΙ: Рефлексия
Приемы:
Эссе
Рафт
Диаманта
Синквейн
Хокку (хайку)
Бортовой журнал
Двухчастный дневник
Трёхчастный дневник
Шесть шляп мышления
Слайд 18 "Brainstorming”(Мозговой штурм)
Выбор темы для прямо зависит от числа возможных
вариантов решения той или иной проблемы.
Первый этап – работа в группах, создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.
Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений, поиск рационального в любом из предложений, попытка совместить их в целое.
Третий этап – выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент
ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке
Слайд 19 What comes to mind when you hear the expression:
What is a calendar?
Слайд 20 Cluster-Method (гроздь)
Технология составления:
Ключевое слово;
Запись слов, спонтанно приходящих в голову, записываются
вокруг основного слова. Они обводятся и соединяются с основным словом.
Каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации. Таким образом, создаются ассоциативные цепочки.
Взаимосвязанные понятия соединяются линиями.
Слайд 21Охватывает большее количество информации, чем при обычной работе.
Может быть применен:
на
стадии вызова для систематизации информации, полученной до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации.
Важным этапом является презентация новых кластеров. Нужно не только систематизировать материал, но и установить причинно-следственные связи между «гроздями»
Слайд 22 Возможности использования:
При систематизации, повторении материала;
При работе с текстом;
При
повторении в начале урока;
При введении в тему;
При сборе необходимого языкового материала;
При контроле.
Слайд 23Виды кластера
5 класс. Раздел 1 «Семья», УМК Rainbow English. В
начале урока (стадия вызов) предлагаем учащимся составить кластер на заданную тему.
family
mother
brother
father
sister
Слайд 24 Стадия реализации..
family
grandparents
parents
daughter
son
cousin
granddaughter
husband
niece
nephew
aunt
wife
great
grandmother
great
grandfather
mother
father
sister
grandmother
grandfather
brother-in-law
grandson
uncle
stepfather
stepmother
sister-in-law
brother
Слайд 25Кластер по страноведению
Country
traditions
holidays
Geographical position
capital
population
Places of interest
territory
Main cities
Political system
language
parliament
Head of state
Слайд 28
Christmas
Christmas Tree
Reindeer
Christmas
Calendar
Church
Christmas dinner
Santa Claus
Presents
Слайд 29КРУГИ ПО ВОДЕ
Цель данного приёма:
активизировать знания учащихся и их речевую активность
на стадии вызова. Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбираются существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Данный метод- это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.
N – nice
A – amazing
T – tidy
U – unusual
R – romantic
E - exciting
Слайд 30ENVIRONMENT
(7 класс)
E - earth
N - nature
V - vegetation
I - ice-house
R - rubbish
O - oceans
N - natural
M - mountains
E - ecology
N - nation
T - trees -
Слайд 31TRAVELLING
T-Train
R-Roller-skate
A-Active sport
V- Van
E-Engine
L-Lose way
I-Insect repellent
N-Niagara falls
G-Garage
Слайд 33Christmas
C- CAROLS
H-HYMNS
R-REINDEER
I-INVITE RELATIVES
S- STOCKINGS
T- TURKEY
M- MISTLETOE
A- AMARYLLIS
S- SWEETS
Слайд 34love
Концептуальное колесо
Этот приём эффективно использовать на стадии вызова. Учащимся необходимо подобрать
синонимы к слову, находящемуся в ядре понятийного «колеса», и вписать в секторы колеса.
like
love
to be
fond of
enjoy
to be
keen of
prefer
get
pleasure
with
Слайд 35 Концептуальное колесо
happy
over
the moon
cheerful
glad
pleased
joyful
delighted
Слайд 36
Диаграмма «Венна»
Диаграмма из трех или больше кругов, которые пересекаются. В
тех местах, которые являются общими, мы пишем те черты, которые присущие понятиям, которые сравниваются, а в тех, которые не пересекаются, мы пишем те черты, которые не являются общими.
My best friend me
His hobby is singing.
His favourite subject is Biology..
He likes to
listen to music.
We are 12 years old.
We go to school.
We like football.
We have blond hair.
My hobby is painting.
My favourite subject is History.
I like to read books.
Слайд 38 Elephant Bear
Very
big,
Grey
Has got long trunk and
big tusks
Herbivore (eat plants )
Kind
Help people
Lives in jungles
Mammals
Have got 4paws
Small tails
Work in circus
Big
Brown
Has got small ears and thin fur
Omnivore (can eat meat and plants)
Angry
Lives in forests
People decorate Christmas Trees.
Santa Claus brings presents.
Christians celebrate the birth of Jesus Christ.
Christmas is time for roast turkey and the traditional Christmas pudding.
These are religious holidays.
Families get together.
People give each other presents.
Children have holidays.
All the families colour eggs
Symbols of Easter are Easter Cross, Easter Egg and Easter Bunny.
This holiday dedicates to Jesus Christ resurrection
Egg-rolling is a traditional Easter pastime.
Слайд 40
«Бортовой журнал»
Прием обучающего письма, способ визуализации материала. Может стать
ведущим приемом на смысловой стадии.
Во время изучения темы учащиеся записывают свои мысли.
Простейший вариант: перед чтением учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
Что мне известно по данной теме?
Встретив в тексте ключевые моменты учащиеся
заносят их в свой бортовой журнал,
связывая изучаемую тему со своим видением
мира, своим личным опытом.
. Что нового я узнал из текста?
Слайд 42«Шесть думающих шляп»
(the Six Thinking Hats)
«Шесть шляп мышления»— один из
самых популярных методов мышления, разработанных Эдвардом де Боно.
Метод «шести шляп»
позволяет структурировать и сделать намного более эффективной любую умственную работу, как личную, так и коллективную.
Слайд 43 В основе данного
метода
лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
Слайд 44Метод «Шесть шляп»
это простой и практичный способ преодолеть подобные трудности посредством
разделения процесса мышления на шесть различных режимов, каждый из которых представлен шляпой своего цвета.
Слайд 45
Эдвард Де Боно решил разделить все процессы на шесть типов.
Методика
"Шесть шляп мышления" позволяет последовательно «включать» разные типы мышления, а значит, ставит крест на спорах до посинения.Чтобы методика лучше запоминалась, нужен был яркий образ.
Эдвард де Боно решил связать типы мышления с цветными шляпами. Дело в том, что в английском языке шляпа обычно ассоциируется с видом деятельности — шляпа кондуктора, полисмена и т.д. Словосочетание "надеть чью-либо шляпу" означает заниматься конкретной деятельностью. Человек, мысленно надевая шляпу определенного цвета, выбирает в данный момент тип мышления, который с ней ассоциируется.
Слайд 46 Желтая шляпа: логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества?
Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Красная шляпа: чувства и интуиция
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Зеленая шляпа: креативность. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Черная шляпа: критика. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
Белая шляпа: информация
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Слайд 47Использования метода "Шести шляп»на примере текста «Christmas»
Этапы работы:
Белая шляпа (факты)
Christians
celebrate the birth of Jesus Christ.
Красная шляпа (эмоции, чувства)
It is an amazing, magic holiday.
Черная шляпа (критика)
There are crowds of people everywhere.
Жёлтая шляпа (положительные черты)
People give each other presents.
Синяя шляпа ( сообщи, как отмечают Рождество(процесс))
Christmas trees are always decorated with fairy lights.
Зелёная шляпа (предложите свой вариант празднования)
I'd like my family to celebrate Christmas in Israel.
Слайд 48Синквэйн (Cinqwayn)
Синквейн (от фр.cinquains, англ. cinquain) — пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии.
Эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.
Слайд 49Как составить синквэйн
Первая строка — тема синквейна (одно слово –существительное или местоимение), которое
обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна
к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово-резюме(синоним), характеризующее суть предмета или объекта.
Слайд 50
Признак
(прилагательное)
Признак
(прилагательное)
Действие
(глагол)
Тема
(существительное)
Предложение, состоящее из нескольких слов -
характеристика
темы в целом.
слово-резюме
вывод
Действие
(глагол)
Действие
(глагол)
Слайд 51T
Пример синквэйна
Theme « A real friend»
Friend
The best, honest
Trust, help, care
A friend
in need is a friend indeed.
(class) mate, comrade, girl (boy) friend.
Слайд 52Примеры синквейнов
George Washington
intelligent, brave
won, united, made decisions
Was the first president
The father of America (УМК Happy English.ru Кауфман)
Teenagers
Cool and crazy
Love, hate and believe
They can do everything
New generation!
Слайд 53CHRISTMAS
wonderful and beautiful
Have fun, eat and dance
We enjoy it
Merry holiday
Слайд 54CHRISTMAS TREE
Smelling, magic
Decorate, dance around, buy
Families get together
Christmas symbol
Слайд 55Cтратегия анализа проблемных ситуаций «Fishbone»
«Fishbone» в переводе с английского языка значит
«рыбная кость» или «скелет рыбы».
Стратегия «Fishbone» - это модель постановки и решения проблемы, которая позволяет описать и попытаться решить целый круг проблем (поле проблем).
Схемы ««Fishbone»» были придуманы профессором Каору Исикава (Ишикава), поэтому часто называютсядиаграммы Исикава(Ишикава). Эта графическая техника помогает определить возможные причины проблемы.
Слайд 56Учащиеся, овладевающие стратегией
«Fishbone», приобретают
такие
метапредметные компетенции как
критическое мышление;
взаимодействие в группах;
планирование и осуществление исследовательской деятельности;
истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
осознанное чтение текстов вслух
и про себя с извлечением необходимой информации.
Слайд 57Фишбоун
problem
reason
fact
reason
fact
conclusion
Слайд 58Порядок работы с использованием стратегии «Fishbone»
В начале рисунка, после обсуждения, записывается
формулировка проблемы.
Путем анализа источников, текста или видеофильма учащиеся, выделяют причины и аргументы, подтверждающие их предположения
Путем анализа связки «причины-аргументы» учащиеся синтезируют вывод, который записывается в конечной части рисунка.
Слайд 59
What’s your
favourite season?
winter
spring
summer
autumn
New Year
snowy
skate
ski
Sunny
Green
Warm
Hot, sunny
swim
Flowers
Holidays
go to school
mushrooms
Yellow
My favourite
season is summer
because
I like flowers.
( Рыбий скелет )
Fishbone
Слайд 62Инсерт (INSERT)
Этот приём работает на стадии осмысления
содержания
I —interactive интерактивная
N —noting размечающая
S —system система для
E — effective эффективного
R —reading and чтения и
T —thinking размышления
Слайд 63Метод Инсерт (insert)
При чтении текста учащиеся на полях расставляют пометки (желательно
карандашом, если же его нет, можно использовать полоску бумаги, которую помещают на полях вдоль текста).
Это маркировка текста значками по мере его чтения.
Пометки должны быть следующие:
V- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете;
– если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали , что знали;
+ если то, что вы читаете, является для вас новым;
? если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Слайд 64При повторном чтении учащиеся заполняют таблицу:
В первоначальные записи вносятся
изменения, дополнения ручкой с цветным стержнем.
Слайд 66Метод «Знаем/ хотим узнать/ узнали»
Этот приём применим для чтения или прослушивания
лекции. Учащимся предлагается начертить таблицу из трёх колонок: «Знаем /хотим узнать / узнали». Такая же таблица находится и на доске.
В колонку «Знаем» заносятся главнейшие сведения по заявленной теме (после обсуждения темы).
В колонку « Хотим узнать» заносятся спорные идеи и вопросы и всё что учащиеся хотят узнать по данной теме.
В колонку « Узнали» учащиеся записывают всё, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию надо расположить ниже. Затем идёт обмен соображениями со всей группой. Итоги заносятся в колонку.
Слайд 69 Diamond
При характеристике, сравнении двух
противоположных понятий используется приём « Даймонд». В переводе с английского — бриллиант, алмаз. Важный момент в задании — встреча, столкновение, соприкосновение двух противоположных понятий. Здесь учащиеся высказывают свою точку зрения и суждения, исходя из жизненного опыта.
Слайд 70
Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и
последняя из которых – понятия с противоположным значением
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение (2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
The older generation
Confident, reserved, knowing
support, believe, give advice, hope
try to understand, argue, conflict, problems in the contacts, pleasant contact, to have a row
show off, express themselves, reject, love
rebellious, shocking, eccentric
The young generation
———————————
Разные точки зрения
Момент столкновения
Слайд 72The weather in summer
The weather in winter
It’s sunny. It’s hot. It’s
raining.
It’s cold. It’s windy. It’s snowy.
I’m wearing my shorts, skirt, T-shirt.
I’m wearing coat, jacket, socks, boots
play in the sun, I can’t go out to play, having lots of fun
Diamond
Слайд 73
Возможности использования:
При работе с текстом;
При изучении грамматики.
Как это делать при работе
с текстом
Учащиеся разбиваются на группы 4-6 человек, включая как сильных, так и слабых учеников;
Каждый получает для разработки подтему или часть текста (небольшой по объёму материал);
Идёт обмен информацией в группе, каждый является экспертом в своём вопросе;
Все слушают друг друга, задают вопросы, делают пометки, т.к. это единственный способ ознакомиться со всей информацией;
По пройденной теме отчитывается вся команда, или один из её членов;
Заинтересована вся команда, чтобы её члены знали всё, т.к. это отразится на общей итоговой оценке.
Ажурная пила (Jigsaw)
Слайд 74Как это делать при работе с грамматическим материалом
Например, при изучении темы
The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами:
« Случаи употребления»/ «Указатели» / «Схемы».
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени— описывает действия;
Вторая — находит указатели, слова-помощники;
Третья — составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Слайд 75
. Дерево предсказаний
Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной
линии рассказа или повествования. Учащиеся моделируют дальнейший финал, основываясь на фактах, картинках, в зависимости возрастной группы. Ствол дерева - тема, ветви - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям - "что будет, если ты поступишь так…?" и "что будет, если ты поступишь по-другому?" (количество "ветвей" не ограничено), и, наконец, "листья" - обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. «Дерево предсказаний» целесообразно использовать на стадии закрепления лексики с целью анализа какой – либо проблемы, обсуждения текста, прогнозирования событий. Поскольку данный прием строится именно на предположении и прогнозировании, то в речи учащихся активно используются конструкции будущего времени и сослагательного наклонения.
Слайд 76
Changes in the environment
you will not be able to go
to university.
you will not have any money.
you will get a good education
you will not get a job.
you will not be able to go to university.
If you pass exams successfully…
If you fail exams…
ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ
you will study hard.
you will not see your friend so often.
you will not get a better job later.
Слайд 77Выводы
Технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания
мира, на постановку проблемы и поиск ее решения.
Обучающиеся учатся не только работать с текстом: оценивать информацию, выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, но и вырабатывать собственное мнение, выражать себя ясно и уверенно, результативно взаимодействовать в группе/команде и самостоятельно переносить полученные знания и умения для решения новой задачи, проблемы, поиска инновационных решений.
Технология критического мышления – это технология организации учебного процесса, которая применима к любой программе и к любому предмету.