Слайд 1ОБЩЕНИЕ
В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Керченский медицинский колледж
Преподаватель
Кореневская-Шевченко В.А.
Слайд 2ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или
бессознательно для воздействия на другого.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
Слайд 3Существует
три уровня общения:
Внутриличностный
Межличностный (между двумя и более людьми)
Общественный (между большими группами)
Слайд 4ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ –
получение и сообщение
необходимой информации.
Медсестре необходима
информация о
самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
Слайд 52. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного
тепла.
Слайд 63. РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение
пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также
испытывает влияние
своих пациентов.
Слайд 7ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней
и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
коммуникацию (передачу информации);
интеракцию (выработку стратегии взаимодействия);
перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).
Слайд 8Элементы
эффективного общения
канал
отправитель
получатель
подтверждение
сообщение
Слайд 9ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и
наоборот.
Коммуникативные барьеры:
фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах);
смысловой (употребление сленга);
стилистический (фамильярное поведение);
логическое непонимание («мужская», «женская» логика);
социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия);
барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)
Слайд 10Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с
помощью речи.
2. Бессловесный (невербальный)
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
Слайд 11б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).
Слайд 12в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического
комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
• Интимное - менее 40 см,
• Личное - 40 см - 2 м,
• Социальное - 2 м - 4 м,
• Открытое - более 4 м.
Слайд 14Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в
его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение,
определенное насилие.
Для того, чтобы общение
между медсестрой и
пациентом было
комфортным, они должны
вступить друг друга в
свою личную зону.
Слайд 15Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак
того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на
одном уровне,
ни один
не доминировал
над другим.
Слайд 16г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с
медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь).
Слайд 17К не вербальному типу общения примыкают так называемые
ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• Пауза
• Интонация
• Возгласы и восклицания
• Тон, звучность, тембр голоса
• Дикция
• Скорость речи
Слайд 18ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
• Тишина.
• Конфиденциальность.
• Адекватное освещение, отопление
и вентиляция.
• Удобная поза.
На процесс восприятия людьми друг друга влияет:
Степень знакомства.
Предшествующая информация о человеке.
Личный жизненный опыт общения.
Эмоциональный фон.
Слайд 19ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ:
Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.
Резкая смена предмета
разговора.
Защита людей, которых критикует пациент.
Преуменьшение чувств пациента.
Обещания пациенту, отрицающие
реальность ситуации.
Поспешные заключения.
Культурные отличия: язык, нормы поведения.
Стили общения.
Разница в возрасте.
Слайд 20В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Различают 5 стилей общения:
1. давление
(авторитарный);
2. уступки;
3. компромисса;
4. сотрудничества;
5. избегания.
Слайд 21ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач
каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
Слайд 22Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ:
1. Терапевтическое, эффективное.
2. Нетерапевтическое, неэффективное.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
- благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
ЗАПОМНИТЕ!
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Слайд 23Медсестра ставит
ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ:
1. Предоставление пациенту информации о его состоянии
в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:
- Что со мной случилось?
- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?
- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?
Слайд 242. Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
Страх - это
отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни.
Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»).
Слайд 253. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.
Таким образом, ГЛАВНАЯ
ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
Слайд 26ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ
СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Вы должны хорошо знать пациента. Не
только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не
оставляйте его одного,
рассказывайте ему
обо всем, что с ним
происходит и будет
происходить в
ближайшее время,
успокаивайте, одобряйте его.
Слайд 272. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в
себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного.
Прикосновения могут не
только сообщать о
моральной и личной
поддержке, но и
физически стимулировать
или успокаивать пациента.
Слайд 283. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите
прямо в глаза другому человеку.
Контакт
глаз должен нести только
положительные эмоции.
Слайд 29НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
избирательное или невнимательное выслушивание;
констатированное заключение;
безразличное отношение;
неоправданное доверие;
стойкое или испуганное
молчание;
фальшивое успокоение;
морализирование;
критика, насмешка, угроза.
Слайд 30ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Вы можете общаться с
ним:
• Письменно;
• Посредством
карточек с рисунками, на
которых изображены:
стакан с водой или
мочеприемник и т.д.,
например, дать судно?
• Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
Слайд 31Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный
стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия.
Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Эмпатия - это умение
сопереживать другому
человеку, способность
понимать его не столько
умом, сколько сердцем,
т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.
Слайд 32Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника,
приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем.
Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы:
• «то, что я думаю о вас»;
• «то, что вы думаете о себе»;
• «то, что я думаю о самом себе»;
• «то, что вы думаете обо мне»;
• «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»;
• «то, что вы думаете, что я думаю о вас».
Слайд 33Подведем итог…
Десять «ДА» терапевтического общения:
Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на
«Вы».
Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь;
если пациент лежит, присядьте на стул,
стоящий рядом.
Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.
Слайд 345. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной
интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.