Презентация, доклад по теме: Общение в сестринском деле

Содержание

ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого. СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах.ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен

Слайд 1ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ
Керченский медицинский колледж
Преподаватель Кореневская-Шевченко В.А.

ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕКерченский медицинский колледжПреподаватель Кореневская-Шевченко В.А.

Слайд 2ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или

бессознательно для воздействия на другого.
СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕНИЯ - это информация, которая передается от живого существа к другому в межличностных контактах.
ОБЩЕНИЕ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ - обмен информации и (или) эмоциями между медсестрой и пациентом.
ОБЩЕНИЕ - все способы поведения, которые один человек использует сознательно или бессознательно для воздействия на другого. СОДЕРЖАНИЕ

Слайд 3Существует три уровня общения:
Внутриличностный
Межличностный (между двумя и более людьми)


Общественный (между большими группами)
Существует  три уровня общения: Внутриличностный Межличностный (между двумя и более людьми) Общественный (между большими группами)

Слайд 4ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:
ИНФОРМАЦИОННАЯ – получение и сообщение необходимой информации.
Медсестре необходима информация о

самочувствии пациента, его реакции на медперсонал, лечение и пребывание в стационаре. В свою очередь, медсестра сообщает пациенту информацию о схеме приема лекарственных препаратов, характере подготовки к предстоящему инструментальному исследованию и др.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ:ИНФОРМАЦИОННАЯ –  получение и сообщение  необходимой информации.Медсестре необходима  информация о самочувствии пациента, его

Слайд 52. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная).
Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного

тепла.
2. ЭКСПРЕССИВНАЯ (эмоциональная). Пациенты ждут от медсестры эмоционального отклика, сочувствия, душевного тепла.

Слайд 63. РЕГУЛЯТИВНАЯ.
В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение

пациентов, используя их жизненные ценности и интересы, эмоциональный фон и другие «рычаги управления» людьми. В свою очередь медсестра также испытывает влияние своих пациентов.
3. РЕГУЛЯТИВНАЯ. В процессе общения медсестра воздействует на сознание и поведение пациентов, используя их жизненные ценности и

Слайд 7ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней

и пациентом, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий:
коммуникацию (передачу информации);
интеракцию (выработку стратегии взаимодействия);
перцепцию (восприятие и понимание партнерами друг друга).
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ МЕДСЕСТРЫ – процесс установления и развития контакта между ней и пациентом, порождаемый потребностями в совместной

Слайд 8Элементы эффективного общения




канал
отправитель
получатель
подтверждение
сообщение

Элементы эффективного общенияканалотправительполучательподтверждениесообщение

Слайд 9ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и

наоборот.
Коммуникативные барьеры:
фонетический (собеседники говорят на разных языках, диалектах);
смысловой (употребление сленга);
стилистический (фамильярное поведение);
логическое непонимание («мужская», «женская» логика);
социокультурные барьеры (социальные, политические, религиозные различия);
барьеры отношений (недоверие к человеку распространяется и на передаваемую им информацию)
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – реакция пациента на информацию, поступающая от медсестры и наоборот.Коммуникативные барьеры:фонетический (собеседники говорят на разных

Слайд 10Выделяют два типа общения:
1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с

помощью речи.
2. Бессловесный (невербальный)
а) ВНЕШНИЙ ВИД, МАНЕРА ДЕРЖАТЬ СЕБЯ И ОДЕЖДА.
Внешний вид и поведение отражает некоторые аспекты личности медработника, в частности степень его заботы, внимания к пациенту, способность к сопереживанию.
Выделяют два типа общения:1. Словесный (вербальный) - общение между людьми с помощью речи.2. Бессловесный (невербальный) а) ВНЕШНИЙ

Слайд 11б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

б) ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, МИМИКА И ЖЕСТЫ («язык тела»).

Слайд 12в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.
Соблюдайте дистанцию «психологического

комфорта»
Обычно выделяют четыре психологических расстояния:
• Интимное - менее 40 см,
• Личное - 40 см - 2 м,
• Социальное - 2 м - 4 м,
• Открытое - более 4 м.
в) ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПРОСТРАНСТВЕ ПО ОТНОШЕНИЮ К ПАЦИЕНТУ.Соблюдайте дистанцию «психологического комфорта»Обычно выделяют четыре психологических расстояния: •

Слайд 14Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в

его интимную зону без разрешения, руководствуясь лишь своим желанием. На бессознательном уровне это вызывает резко негативную реакцию, будучи расценено как неуважение, определенное насилие. Для того, чтобы общение между медсестрой и пациентом было комфортным, они должны вступить друг друга в свою личную зону.
Если предпринималась попытка установить психологический контакт с пациентом, нельзя «вламываться» в его интимную зону без разрешения, руководствуясь

Слайд 15Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак

того, насколько успешна ваша попытка осуществить процесс понимающего общения. Беседуя с пациентом, «не нависайте» над ним, лучше присядьте возле кровати. Полезно расположиться так, чтобы ваши глаза с пациентом были на одном уровне, ни один не доминировал над другим.
Если пациент подвигается к вам или отодвигается, то это важный признак того, насколько успешна ваша попытка осуществить

Слайд 16г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ.
Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с

медсестрой, которая торопиться, всем своим видом выражая нетерпение и озабоченность. Общаясь с пациентом, медсестра должна тщательно контролировать невербальную информацию, передаваемую пациенту. (Например, если у пациента началась рвота, ему будет крайне неприятно и тягостно наблюдать выражение брезгливости и отвращения на лице медсестры, даже если она профессионально окажет ему необходимую помощь).
г) ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ. Пациент никогда не будет доверителен и откровенен с медсестрой, которая торопиться, всем своим видом

Слайд 17К не вербальному типу общения примыкают так называемые 
ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ:
• Пауза


• Интонация
• Возгласы и восклицания
• Тон, звучность, тембр голоса
• Дикция
• Скорость речи
К не вербальному типу общения примыкают так называемые ПАРАЛИГВИСТИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ: • Пауза • Интонация • Возгласы и восклицания

Слайд 18ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ:
• Тишина.
• Конфиденциальность.
• Адекватное освещение, отопление

и вентиляция.
• Удобная поза.

На процесс восприятия людьми друг друга влияет:
Степень знакомства.
Предшествующая информация о человеке.
Личный жизненный опыт общения.
Эмоциональный фон.
ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕНИЯ: • Тишина. • Конфиденциальность.• Адекватное освещение, отопление и вентиляция. • Удобная поза.На процесс

Слайд 19ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ:
Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.
Резкая смена предмета

разговора.
Защита людей, которых критикует пациент.
Преуменьшение чувств пациента.
Обещания пациенту, отрицающие реальность ситуации.
Поспешные заключения.
Культурные отличия: язык, нормы поведения.
Стили общения.
Разница в возрасте.
ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ ОБЩЕНИЮ:Советы пациенту или высказывание своего мнения медсестрой.Резкая смена предмета разговора.Защита людей, которых критикует пациент.Преуменьшение чувств

Слайд 20В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ
Различают 5 стилей общения:
1. давление

(авторитарный);
2. уступки;
3. компромисса;
4. сотрудничества;
5. избегания.
В процессе общения очень важен СТИЛЬ ОБЩЕНИЯРазличают 5 стилей общения:1. давление (авторитарный); 2. уступки; 3. компромисса; 4.

Слайд 21ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями:
а) деловой (достижение целей и задач

каждого в общении).
б) межличностный, то есть эмоционально окрашенный. В этом случае имеет место реализация целей общения, но и чувство удовлетворения от общения друг с другом.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБЩЕНИЯ определяется двумя критериями: а) деловой (достижение целей и задач каждого в общении). б) межличностный, то

Слайд 22Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 
1. Терапевтическое, эффективное.
2. Нетерапевтическое, неэффективное.
ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ

- благоприятное воздействие, оказываемое на психику пациента.
ЗАПОМНИТЕ! 
ФУНДАМЕНТ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ - ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЮДЯМ.
Различают ДВА ВИДА ОБЩЕНИЯ: 1. Терапевтическое, эффективное. 2. Нетерапевтическое, неэффективное. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ - благоприятное воздействие, оказываемое на психику

Слайд 23Медсестра ставит ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 
1. Предоставление пациенту информации о его состоянии

в согласованных с врачом и близких пределах. Медсестра должна быть готова ответить на многочисленные вопросы пациента. Например:
- Что со мной случилось?
- Могу ли я ознакомиться со своей историей болезни?
- А не вредно ли принимать это лекарство так долго?
- Почему мне дают кислород, разве мое состояние настолько критическое? Я знаю, что кислород дают только умирающим?
Медсестра ставит  ЦЕЛИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ: 1. Предоставление пациенту информации о его состоянии в согласованных с врачом и

Слайд 242. Снятие страха перед заболеванием и его лечением.
Страх - это

отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни.
Пациент страдает не только от неприятных ощущений (боль, одышка, тошнота, озноб и т.д.), он страдает так же от страха, тревоги, уныния, тоски, бессилия и прочих тягостных чувств. Внешние проявления страха различны: от взволнованности и возбуждения - до внутреннего оцепенения и кажущегося безразличия («ушел в себя»).
2. Снятие страха перед заболеванием и его лечением. Страх - это отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной

Слайд 253. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия.






Таким образом, ГЛАВНАЯ

ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его сверхзадача, центральная идея - помочь пациенту в преодолении дезадаптации, связанной с болезнью.
3. Вселение надежды и уверенности в улучшении самочувствия. Таким образом, ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ОБЩЕНИЯ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ, его

Слайд 26ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:
1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ
Вы должны хорошо знать пациента. Не

только ФИО. Важно узнать его как личность. Как можно больше общайтесь с пациентом; особенно в первое время не оставляйте его одного, рассказывайте ему обо всем, что с ним происходит и будет происходить в ближайшее время, успокаивайте, одобряйте его.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:1. ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ Вы должны хорошо знать пациента. Не только ФИО. Важно узнать его

Слайд 272. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ
Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в

себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться до него. Часто бывает, что теплое человеческое прикосновение - единственная связь с миром, остающаяся у тяжелобольного. Прикосновения могут не только сообщать о моральной и личной поддержке, но и физически стимулировать или успокаивать пациента.
2. ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ Медсестры часто используют прикосновения, чтобы утешить ушедшего в себя, подавленного пациента, хоть как-то достучаться

Слайд 283. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите прямо в глаза другому человеку. Контакт

глаз должен нести только положительные эмоции.

3. КОНТАКТ ГЛАЗ Вы смотрите  прямо в глаза другому человеку.  Контакт глаз должен нести только

Слайд 29НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
избирательное или невнимательное выслушивание;
констатированное заключение;
безразличное отношение;
неоправданное доверие;
стойкое или испуганное

молчание;
фальшивое успокоение;
морализирование;
критика, насмешка, угроза.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯизбирательное или невнимательное выслушивание;констатированное заключение;безразличное отношение;неоправданное доверие;стойкое или испуганное молчание; фальшивое успокоение;морализирование;критика, насмешка, угроза.

Слайд 30ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮ
Вы можете общаться с

ним:
• Письменно;
• Посредством карточек с рисунками, на которых изображены: стакан с водой или мочеприемник и т.д., например, дать судно?
• Через физический контакт (предложите Вашему пациенту закрыть глаза или пожать Вашу руку каждый раз, когда он хочет ответить на ваш вопрос «Да»).
ПОДДЕРЖАНИЕ СВЯЗИ С ПАЦИЕНТАМИ, НЕСПОСОБНЫМИ К ВЕРБАЛЬНОМУ ОБЩЕНИЮВы можете общаться с ним: • Письменно; • Посредством

Слайд 31Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный

стиль общения можно, развивая такие качества, как аттракция, эмпатия и рефлексия.
Аттракция – это умение нравиться другим людям, производить на них приятное впечатление.
Эмпатия - это умение сопереживать другому человеку, способность понимать его не столько умом, сколько сердцем, т.е. постижение эмоционального состояния другого человека.
Существенно улучшить и оптимизировать свои отношения с пациентом, выработать свой индивидуальный стиль общения можно, развивая такие качества,

Слайд 32Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника,

приводящий к определенным обобщениям и выводам о нем.
Отмечено, что при общении двух человек в сознании каждого из собеседников происходят следующие рефлексивные процессы:
• «то, что я думаю о вас»;
• «то, что вы думаете о себе»;
• «то, что я думаю о самом себе»;
• «то, что вы думаете обо мне»;
• «то, что я думаю, что вы думаете обо мне»;
• «то, что вы думаете, что я думаю о вас».
Рефлексия - это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам

Слайд 33Подведем итог…
Десять «ДА» терапевтического общения:
Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на

«Вы».
Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества и должности.
Смотрите пациенту в глаза, улыбайтесь; если пациент лежит, присядьте на стул, стоящий рядом.
Обеспечьте конфиденциальность вашей беседы. Помните, что конфиденциальность является условием создания доверительных отношений с пациентом.


Подведем итог…Десять «ДА» терапевтического общения:Обращайтесь к пациенту по имени-отчеству и на «Вы».Начинайте беседу с указания вашего имени-отчества

Слайд 345. Поощряйте вопросы вашего пациента.
6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной

интонацией вашего голоса.
7. Соблюдайте принципы эффективного умения слушать.
8. Проявляйте мастерство общения медицинской сестры с пациентом.
9. Проявляйте непрерывную инициативу в создании психологического микроклимата при общении с пациентом.
10. Будьте естественны при разговоре, создайте атмосферу взаимопонимания, доверия.
5. Поощряйте вопросы вашего пациента.6. Говорите неторопливо, доходчиво, пользуйтесь исключительно положительной интонацией вашего голоса.7. Соблюдайте принципы эффективного

Слайд 35Задачи для самоконтроля

Задачи для самоконтроля

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть