Слайд 1Немецкий язык как зеркало истории
Слайд 2Язык во все времена оставался наиболее яркой идентифицирующей характеристикой этноса. Еще
Пифагор «для познания нравов какого ни есть народа» советовал прежде всего изучить его язык. Столь же неоспорима связь языка с культурой, орудием и ипостасью которой он является или же, в более сильной гностической формулировке, отраженной в Евангелии от Иоанна, он несет в себе источник всего сущего, в том числе и самого человека. Так же неоспорима и связь языка с историей. Язык совершенствуется, но при этом первичная номинация являются основополагающей и базисной .
Слайд 3Каждый исторический период по-своему отражался на формировании концепта ‘Reich’, что порождает
многочисленные вопросы, и определяет актуальность проблемы.
Исходя из того, что само понятие концепт является совокупностью культурных, научных, обыденных знаний о мире, оставляющих отпечаток в сознании человека, поэтому имеет смысл рассматривать его сквозь многогранную призму, которая становиться обозримой лишь при детальном анализе, в частности при использовании когнитивно-матричного метода исследования. Выбор предложенного метода объясняет тот факт, что когнитивная матрица сводит воедино знания о разных аспектах одного явления.
Слайд 4Когнитивно-матричная модель этноконцепта ‘Reich’
Слайд 5Как показывает данная схема, ядром матрицы является лексическая единица Reich, которая
имеет самостоятельное общее значение в связи исторической, политической деятельности человека. К периферии, следуя этой модели, относятся значения, объеденные местом и временем, что создает топонимическую концептосферу.
Отталкиваясь от топонимической репрезентации этноконцепта ‘Reich’, следует подчеркнуть, что значение его отражает территорию Германии разного периода времени и разной политического статуса.
Слайд 6Первоначально лексическая единица Reich обозначало территорию, на которой проживает какой-либо народ,
территория, на которой распространяется власть какого- либо князя, короля. Впоследствии так стало называться само немецкое государство с 1871 по 1945 год (das Deutsche Reich). Затем появляются возникшее в 1920-е годы представление о трех рейхах в истории Германии:
Слайд 7Первый Рейх (нем. Altes Reich , Древний Рейх) – Священная Римская
Империя Германской нации (962-1806)
Слайд 8Второй Рейх (нем. Das Zweite Reich, Кайзеровская Германия (1871-1918).
Слайд 9Третий Рейх (нем. Das Dritte Reich, Третий рейх 1933-1945гг.)
Девиз
нем. Ein Volk,
ein Reich, ein Führer
(рус. Один народ, одна империя, один вождь)
Слайд 10Viertes Reich
Первоначально название «Четвертый Рейх» появилось в 1960-х годах в связи
с тем, что канцлер ФРГ Курт Кизингер работал в прошлом в министерстве пропаганды Третьего рейха и ряд других крупных политических фигур Западной Германии того времени также были связаны с Третьим Рейхом. По мнению их политических противников, они проводили политику, направленную на реабилитацию национал-социализма
Слайд 12
Религиозный компонент входящий в структуру матрицы отражает историю народа.
Слайд 13das Reich Gottes, das Reich des Himmels
Слайд 16Когнитивно-матричный анализ имеет многокомпонентную структурную основу, позволяющую открывать эноспецифические особенности, проникающие
сквозь историческое, религиозное и географическое пространство, что откладывает яркий отпечаток в сознании людей. По средством вторичной номинации возможно охарактеризовать знания полученные за счет первичной номинации.
Слайд 19Язык раскрывает и новые представления о истории Германии
Слайд 20ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА МАТЕРИАЛЕ КОНЦЕПТА 'REICH' МОЖНО СО ВСЕЙ ОЧЕВИДНОСТЬЮ НАБЛЮДАТЬ,
КАК ЯЗЫК ФИКСИРУЕТ ИСТОРИЧЕСКИ ЗНАЧИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ ОБ ОБЩЕСТВЕ, КУЛЬТУРЕ И САМОМ ЯЫКЕ.
В ЗЕРКАЛЕ ЯЗЫКА ОТРАЖАЕТСЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ СОЦИУМА, А НЕКОТОРЫЕ ЭТНОКОНЦЕПТЫ, ПОДОБНЫЕ КОНЦЕПТУ СЛУЖАТ ЕЕ МАРКЕРАМИ, ПРЕДСТАВЛЯЯ СОБОЮ АКТУАЛЬНЫЕ ДЛЯ ЯЗЫКОВОГО СООБЩЕСТВА ЭТНОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА.