Слайд 2Нарты
Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов,
абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.В национальных эпосах Нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием.
Слайд 3
Туганов
Махарбек Сафарович
(1881 — 1952)
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств
ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора.
Слайд 4Пир нартов
И воцарился мир,
В котором пир
Был обращением
В молитве
к высшим силам.
Слайд 6Куырдалагон
небесный кузнец
Батрадз в борьбе с небом
Ацамаз
Слайд 9Азанбек Джанаев.
Иллюстрации к нартскому эпосу
Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919—1989) обращался
к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.
Слайд 10Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить
мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.
Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)
Ахсар и Ахсартаг (1977)
Слайд 11
Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)
Образ Сатаны (у адыгов Сатаней)
зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник
Слайд 12Нарт Сырдон (1976)
Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый
пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.
Слайд 13Поход нартов (1977)
Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов.
Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.
Слайд 14
Сослан в походе (1976)
СослаСослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов)
– центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем.
Слайд 15Сослан и Тотрадз (1972)
Тотрадз — сын кровного врага Сослана, последний мужчина
в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.
Слайд 16Сослан в стране мертвых (1948)
Решил Сослан взять в жены дочь Солнца
Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.
Слайд 17Сослан и Балсагово Колесо (1948)
Сослан и колесо Балсага (1976)
Слайд 18Саууай (1978)
Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они
были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.
Слайд 19
Батрадз (1948)
Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим
телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.
Слайд 20
Батрадз в борьбе (1948)
Батрадз и Тыхыфырт (1978)
Слайд 21Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)
Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого
таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.
Слайд 22 Айсана (1977)
Айсана - cын Урызмага и Сатаны, освободил землю
нартов от завоевателей агуров.
Слайд 23Три нарта (1948)
Симд (1948)
Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный (на
плечах партнеров), этим же словом называется исполнение танца.
Слайд 24
Борьба с небожителями (1948)
Гибель нартов (1948)
Слайд 25Гибель нартов (1976)
Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами.
По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы
Слайд 26Лотиев
Игорь Владимирович
Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия -
Алания.
В 1983 году окончил Северо-осетинское художественное училище (г. Владикавказ), в 1990 Московский государственный художественный институт имени. Сурикова.
Член Союза художников Москвы (МСХ) с 1998 г.
Живу и работаю в Москве.
Слайд 33Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний
аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. В. И. Абаев