Презентация, доклад по осетинской литературе Нарты-глазами художников(10 класс)

Содержание

НартыНарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.В национальных эпосах Нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием.

Слайд 1Нарты Глазами художников

Нарты  Глазами художников

Слайд 2Нарты
Нарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов,

абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев и ингушей.В национальных эпосах Нарты - могучие воины-богатыри, носители позитивного начала. Они занимаются и мирным трудом, земледелием.

НартыНарты, герои древних эпических сказаний многих кавказских народов - осетин, абхазов, абазин, адыгов, убыхов, карачаевцев, балкарцев, чеченцев

Слайд 3 Туганов Махарбек Сафарович   (1881 — 1952)   
Народный художник Осетии, заслуженный деятель искусств

ГССР, основатель и первый директор Цхинвальского художественного училища, автор многочисленных картин на исторические темы, портретист, иллюстратор героического осетинского нартского эпоса, книжный график, публицист, собиратель осетинского фольклора. 
 

Туганов

Слайд 4Пир нартов
И воцарился мир,  
В котором пир  
Был обращением  
В молитве

к высшим силам.  
Пир нартовИ воцарился мир,  В котором пир  Был обращением  В молитве к высшим силам.  

Слайд 5Смерть Ахсара и Ахсартага

Смерть Ахсара и Ахсартага

Слайд 6Куырдалагон
небесный кузнец
Батрадз в борьбе с небом
Ацамаз

Куырдалагон небесный кузнецБатрадз в борьбе с небомАцамаз

Слайд 7Сослан и Бальсагово колесо

Сослан и Бальсагово колесо

Слайд 8Гибель нартов

Гибель нартов

Слайд 9Азанбек Джанаев. Иллюстрации к нартскому эпосу
Осетинский художник Азанбек Джанаев (1919—1989) обращался

к нартиаде несколько раз: в 1948 году, дипломная работа в Ленинградской академии художеств на графическом факультете, работы выполнены в стиле литографии, и в 1970-е, материалы - гуашь и картон.


Азанбек Джанаев.  Иллюстрации к нартскому эпосуОсетинский художник Азанбек Джанаев (1919—1989) обращался к нартиаде несколько раз: в

Слайд 10Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить

мужчин, в обмен она станет его женой. Дзерасса согласилась, но потом обманув Уастырджи, убежала к родителям на дно морское. "Подожди, я тебя найду, даже в стране мертвых", сказал Уастырджи.

Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага (1948)

Ахсар и Ахсартаг (1977)

Пока Дзерасса оплакивала братьев, появился небожитель Уастырджи и предложил ей захоронить мужчин, в обмен она станет его

Слайд 11 Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)
Образ Сатаны (у адыгов Сатаней)

зародился в период матриархата, она выполняет роль мудрой советчицы нартов, наделенной волшебными чарами, однако не руководит ими прямо. В ингушском эпосе Сатане соответствует Села Сата, дочь бога грома и молнии Селы, рождённая смертной женщиной при тех же обстоятельствах. Села Сата вышла замуж за бога неба Хало: там, где она пронесла солому для брачной постели, образовался Млечный путь, там, где она пекла треугольный хлеб, образовался летне-осенний треугольник
Как Сатана женила на себе Урызмага (1978)    Образ Сатаны (у

Слайд 12Нарт Сырдон (1976)
Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый

пройдоха, который делал козни нартам. Когда обиженный Хамыцом Сырдон украл у него корову, Хамыц отыскал его тайный дом, убил всех сыновей и положил их в котёл вместо коровы. Поражённый горем Сырдон на кисть старшего сына натянул 12 жил других сыновей и изготовил фандыр (арфу), подарил его нартам и был принят в их общество.
Нарт Сырдон (1976)  Сырдон – сын водного божества Гатага и Дзерассы, хитрый пройдоха, который делал козни

Слайд 13Поход нартов (1977)

Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов.

Великаны заманили их на скамейку, которая была покрыта волшебным клеем, что нарты не смогли встать, и готовились их съесть. Лишь последний вошедший нарт Сырдон смог всех спасти, натравив глупых уаигов друг на друга. Но взаимные козни нартов и Сырдона на этом не прекратились.
Поход нартов (1977)  Нарты пошли в поход и увидели жилище великанов уаигов. Великаны заманили их на

Слайд 14
Сослан в походе (1976)
СослаСослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов)

– центральный герой эпоса и один из самых любимых. Появившийся из камня, оплодотворенного пастухом при виде обнаженной Сатаны, закаленный в волчьем молоке (кроме коленей, которые не влезли в ладью из-за хитреца Сырдона), стал почти неуязвимым героем-богатырем.
Сослан в походе (1976) СослаСослан (Сосруко у адыгов, Сеска Солса у вайнахов) – центральный герой эпоса

Слайд 15Сослан и Тотрадз (1972)
Тотрадз — сын кровного врага Сослана, последний мужчина

в истребляемом им роде. В юном возрасте поднял Сослана на копье, но согласившись того не позорить, отсрочил поединок. В следующий раз Сослан справился с ним по совету Сатаны: надел на своего коня шубу из волчьих шкур и 100 звенящих колокольчиков, тем самым испугал коня Тотрадза, Тотрадз развернулся и Сослан коварно убив его ударом в спину.
Сослан и Тотрадз (1972)  Тотрадз — сын кровного врага Сослана, последний мужчина в истребляемом им роде.

Слайд 16Сослан в стране мертвых (1948)
Решил Сослан взять в жены дочь Солнца

Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали трудного выкупа, листья с целебного дерева, растущего в Стране мертвых. Cилой Сослан открыл ворота в нее и тут же был окружен мертвецами, которые были им убиты при жизни. Но пока Сослан живой, враги ничего не могли с ним сделать. Сослан добыл листья, вернулся, и сыграл свадьбу.

Сослан в стране мертвых (1948)Решил Сослан взять в жены дочь Солнца Ацырухс, но оберегавшие ее уаиги потребовали

Слайд 17Сослан и Балсагово Колесо (1948) Сослан и колесо Балсага (1976)

Сослан и Балсагово Колесо (1948) Сослан и колесо Балсага (1976)

Слайд 18Саууай (1978)
Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они

были врагами. Как-то Саууай пошел в поход вместе Урызмагом, Хамыцом, Сосланом и задумали они, чтобы стальнокопытый конь Сослана погубил Саууая, ускакал ночью за край земли, побывал в подземном мире и на небесах, а охранявший лагерь Саууай не смог его найти и навлек на себя позор у нартов. Но Саууай не только его нашел, но и привел Урызмагу огромный табун коней с дальней страны, чем заслужил к себе доверие и уважение.
Саууай (1978)  Саууай - зять Урызмага и Сатаны. Но с рождения они были врагами. Как-то Саууай

Слайд 19 Батрадз (1948)
Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим

телом сокрушал врагов и любые твердыни. Его было нельзя умертвить никаким оружием, он погиб лишь в борьбе с небожителями от насланной нестерпимой жары.
Батрадз (1948)  Батрадз - сын Хамыца, закаленный небесным кузнецом как сталь, своим телом сокрушал врагов

Слайд 20 Батрадз в борьбе (1948) Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Батрадз в борьбе (1948)  Батрадз и Тыхыфырт (1978)

Слайд 21Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)
Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого

таяли ледники, рассыпались горы, из укрытий выходили животные и расцветали цветы. Услышав игру Ацамаза, его полюбила красавица Агунда, но своей просьбой подарить свирель обидела Ацамаза, и тот ее разбил. Об этом узнали небожители и выступили в роли сватов, на свадьбе Агунда возвратила Ацамазу его свирель, склеенную из подобранных обломков.
Свадьба Ацамаза и Агунды (1976)   Ацамаз – музыкант, под звуки свирели которого таяли ледники, рассыпались

Слайд 22 Айсана (1977)
Айсана - cын Урызмага и Сатаны, освободил землю

нартов от завоевателей агуров.
Айсана (1977)     Айсана - cын Урызмага и Сатаны, освободил землю нартов от

Слайд 23Три нарта (1948)
Симд (1948)
Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный (на

плечах партнеров), этим же словом называется исполнение танца.
Три нарта (1948)  Симд (1948)  Симд - старинный осетинский танец, массовый, двухярусный (на плечах партнеров),

Слайд 24 Борьба с небожителями (1948) Гибель нартов (1948)

Борьба с небожителями (1948) Гибель нартов (1948)

Слайд 25Гибель нартов (1976)
Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами.

По одной из версий, предоставленные перед выбором нарты отказались от вечной жизни во имя вечной славы
Гибель нартов (1976)  Нарты, победив всех врагов, решили помериться силой с богами. По одной из версий,

Слайд 26Лотиев Игорь Владимирович
Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия -

Алания. В 1983 году окончил Северо-осетинское художественное училище (г. Владикавказ), в 1990 Московский государственный художественный институт имени. Сурикова. Член Союза художников Москвы (МСХ) с 1998 г. Живу и работаю в Москве.  

Лотиев  Игорь Владимирович Родился в 1960 г. в Республике Северная Осетия - Алания. В 1983 году

Слайд 27Уастырджи

Уацилла

Уастырджи Уацилла

Слайд 28Фалвара
Тутыр

ФалвараТутыр

Слайд 29Сафа

Афсати

СафаАфсати

Слайд 30Донбеттыр

Курдалагон

ДонбеттырКурдалагон

Слайд 31Галагон

Гатаг

ГалагонГатаг

Слайд 32Балсаг

Барастыр

БалсагБарастыр

Слайд 33Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний

аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё к скифской эпохе и непрерывно обогащавшийся за счёт контактов с другими народами, в том числе народами Кавказа. В. И. Абаев
Всё это не оставляет сомнения, что материальным ядром эпоса послужил древний аланский цикл, восходящий некоторыми элементами ещё

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть