Презентация, доклад по немецкому языку на тему Russlanddeutsche... Deutsche... Russe... oder besonderes Volk(11класс)

Российские немцы — этнические немцы, на протяжении ряда поколений жившие или живущие на территории России (Российской империи, Советского Союза и образовавшихся после распада СССР государств). Выражение употребляется также и по отношению к немцам,

Слайд 1 Прeзентация проекта: “Russlanddeutsche. Deutsche?... Russe?... Oder besonderes Volk?”
Руководитель
Балашовского центра немецкой

культуры
Гартвиг О.Э.
2017
Прeзентация

Слайд 2
Российские немцы — этнические немцы, на протяжении ряда поколений

жившие или живущие на территории России (Российской империи, Советского Союза и образовавшихся после распада СССР государств). Выражение употребляется также и по отношению к немцам, репатриировавшимся изо всех этих стран в Германию начиная с 1989 года. Немецкое население появлялось в России и СССР различными путями.

Die Herkunft der Russlanddeutschen

Российские немцы — этнические немцы, на протяжении ряда поколений жившие или живущие на территории

Слайд 3

В XVIII веке широко практиковалось приглашение в Россию иностранных учёных, военных, дипломатов, деятелей искусства, и многие из них были немцами (что не удивительно, если учесть, что правящая династия Романовых, начиная с Петра III, имела преимущественно германское происхождение). Потомки этих людей зачастую оседали в России. В XVIII веке по приглашению Екатерины II произошло переселение немецких крестьян (так называемых колонистов) на свободные земли Поволжья и Украины — многие из этих крестьянских семей оставались в местах своего первоначального компактного проживания на протяжении более чем полутора столетий, сохраняя немецкий язык (в законсервированном по сравнению с немецким языком Германии виде), веру (как правило, лютеранскую) и элементы национального менталитета. Наконец, в 1920-е гг. немецкая диаспора в СССР пополнилась некоторым количеством немецких коммунистов, перебравшихся в единственное в мире социалистическое государство.   В первые десятилетия Советской власти возрождение национальной идентичности российских немцев приветствовалось, что привело в 1918 г. к образованию одной из первых национально-территориальных автономий на территории Советской России - Трудовой коммуны Автономной области Немцев Поволжья, в 1922 г. переоформленной в Автономную Советскую Социалистическую республику немцев Поволжья со столицей в городе Покровск (позже Энгельс).  

Слайд 4


АССР немцев

Поволжья была упразднена, а ее территория включена в состав Саратовской и Сталинградской (позже Волгоградской) областей. Немецкое население ликвидированной АССР НП в полном составе было переселено в Сибирь и Казахстан. Вслед за немцами Поволжья подверглись массовой депортации и остальное немецкое население еще не оккупированной территории Европейской части СССР. В истории российско-немецкого народа дата 28 августа навсегда стала трагической датой Памяти и Скорби.
В сентябре 1941 года многие военнообязанные лица немецкой национальности были отправлены с фронта в тыловые части. В сентябре же 1941 г. было предпринято поголовное выселение немецкого населения из районов их компактного проживания. Для этой цели заранее (по воспоминаниям жителей АССР НП еще 26 августа) на территорию АССР НП были введены войска НКВД.























По мере обострения отношений между СССР и Германией отношение к немцам в СССР изменялось: в конце 1930-х гг. за пределами АССР НП были закрыты все национально-территориальные образования - немецкие национальные сельсоветы и районы, а школы с преподаванием на родном немецком языке переведены на русский. С началом Великой Отечественной войны началось депортация российских немцев в отдаленные регионы страны (Казахстан, Узбекистан, Сибирь) с ликвидацией немецких школ и техникумов, библиотек, и изданий .
28 августа 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья»
 

 

Немцы в СССР


АССР немцев Поволжья была упразднена, а ее территория включена

Слайд 5 Трудармия
С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15

до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет, у которых дети старше 3 лет, были мобилизованы в так называемые рабочие колонны, позже получившие название Трудармия. Трудармия была расформирована только в 1947 году. Выжившим немцам разрешалось вернуться в места выселения: Урал, Сибирь, Казахстан, где находились их родственники.
До 1956 года все без исключения немцы в местах своего проживания находились на спецпоселении и вынуждены были отмечаться ежемесячно в комендатуре. Они не имели права без разрешения коменданта покидать территории проживания, за нарушение режима спецпоселения им грозило наказание вплоть до 25 лет каторжных работ.

Трудармия С начала 1942 года мужчины в возрасте от 15 до 55 лет и женщины от

Слайд 6
 

 
После посещения СССР в 1955 г. первым канцлером

Германии К.Аденауэром и подписанием ряда межправительственных соглашений с советских немцев был снят режим спецпоселения и начался процесс переселения немцев в Западную Германию.
Ситуация изменилась после принятия закона СССР «О въезде и выезде» в 1986 г. Массовый выезд немцев с территории бывшего СССР в Германию начался в 1989 году, когда стали выезжать по несколько десятков тысяч человек в год (пик в 1994 г. — 213 214 человек).
Это значительно уменьшило долю немецкого населения в России, на Украине, в Казахстане и других странах.
В общей сложности в конце XX века переселилось в Германию 2 миллиона 300 тысяч российских немцев.

Прощай Россия …

     После посещения СССР в 1955 г. первым канцлером

Слайд 7Немцы и постсоветская  Россия
В начале XXI века, согласно переписи населения,

в России проживает более 597 тысяч немцев. Из них 340 тысяч — в городах.
  В начале XXI века миграция российских немцев значительно уменьшилась.
Основными факторами являются уменьшение самой численности российских немцев за предшествующий период и ужесточение немецкой стороной требований при переезде .
  Однако имеется и скрытая миграция. На работе и учебе из граждан России в других странах находится 2 миллиона 500 тысяч человек. Точной оценки нет, но среди них немало российских немцев. 
В 1990-х гг. были образованы два немецких национальных района (с центрами Гальбштадт в Алтайском крае и Азово в Омской области). во многих крупных городах России, местах компактного проживания были созданы сотни общественных организаций российских немцев, Центры немецкой культуры, где изучаются обычаи, традиции, язык немецкого народа.
Немцы и постсоветская  Россия  В начале XXI века, согласно переписи населения, в России проживает более 597

Слайд 8

Trachten

Что из себя представлял национальный костюм немцев Поволжья? Во что были одеты первые переселенцы? Какие немецкие национальные традиции нашли отражение в крестьянском костюме колонистов? Как долго они сохранялись?
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо разглядеть колонистов ,ступивших на волжскую землю ещё в середине 1760-х гг., или , как принято говорить, «встретить их по одёжке»
Приехавшие представляли собой на редкость неоднородную массу. Здесь, на новой родине, волей судеб в едином потоке слились и удивительным образом перемешались выходцы из многочисленных местечек германских земель: Пфальца, Гессена, Шлезвиг-Гольштейна… Обстоятельства складывались порою так, что в одной колонии оказывались уроженцы 70-80-ти разных мест. К моменту же эмиграции на их Родине уже сформировались типы народных костюмов, характерные для каждой местности. Но даже в пределах одной небольшой территории существовали различия в одежде среди людей разного социального происхождения. Кого только среди них не было: землепашцы и кузнецы, плотники и... Кроме всего прочего, основная часть поволжских немцев были выходцами из беднейших слоёв населения, никогда не имевшими ни гроша в кaрманe, ни приличной одежды. Не следует сбрасывать со счетов длительное путешествие иностранцев к местам поселения. Несколько месяцев пути, зимовки, первые трудности обустройства в Поволжье привели одежду переселенцев в полную негодность и заставили их поспешно экипироваться у местных крестьян в соответствии с

Trachten  Что из

Слайд 9в
наступившими холодами и материальными возможностями.Итак ,ясно, что колонисты не могли привезти

и не привезли с далёкой Родины своих национальных костюмов в сколько-нибудь законченном виде. Процесс развития народного костюма в Европе показал его неразрывную связь с миром, окружавшим человека. Костюмы крестьян отображали местные обычаи и привычки, вкусы и пристрастия. Окружающая природа, климат, особенности хозяйства, религиозные верования, эстетические взгляды определяли фасоны, особенности кроя, цвета и фактуру ткани, украшения и мн. др. Не случайно «Costume»в переводе с итальянского – привычка, обычай, принятый способ одеяния.После переселения колонисты по известным причинам не воссоздали даже в праздничном костюме того своеобразия, которое было присуще отдельным местностям Германии. Очень скоро они утратили прежнее богатство красок, отказались от сложных деталей кроя и отделки. Их национальный костюм преобразовывался, вобрав в себя функционально составные части разных костюмов. Покинув свои родные места, колонисты оказались в совершенно новых для них природных и социально-экономических условиях. Прошли годы. У поволжских немцев сложился особый тип хозяйства, во многом отличный от прежнего, в то же время не




похожий на хозяйство русских крестьян. Ему соответствовал и новый образ жизни. Изменились и сами колонисты. Очень точную характеристику возникшему этническому народу «российские немцы» дал Я.Дитц: «Это новый народ, даже новая раса, создавшаяся в особых жизненных условиях…» По его словам, немцы уже не были похожи на германцев, но и не стали русскими.
Изменилась жизнь, изменились люди, изменился народный костюм- образовался новый народ.

внаступившими холодами и материальными возможностями.Итак ,ясно, что колонисты не могли привезти и не привезли с далёкой Родины

Слайд 10 Sitten und Bräuche

Российские немцы на протяжении веков чтили свои традиции, которые также приобретали своебразный колорит. Приближается Рождество. Что это за праздник? За 4 воскресенья до Рождества начинается адвент (Advent). Он включает в себя четыре воскресенья. По традиции, в немецких семьях дом украшается специальным венком (Adventskranz) из еловых или сосновых веток, серебристых шишек, ленточек, гроздьев рябины. На него устанавливают 4 свечи, соответствующие 4 святым адвентам - декабрьским воскресеньям. Свечи зажигают не сразу, в первое воскресенье адвента горит одна свеча, во второе - две, и т. д. Четвертая зажигается на само Рождество и завершает праздничный месяц. Adventskranz, как правило, должен быть освящен в церкви.

Sitten und Bräuche

Слайд 11




4.12 - Sankt Barbara

6.12 – Sankt Nikolaus
13.12 – Sankt Lucia
21.12 – Sankt Thomas
24.12 – Namenstag von Adam und Eva
25.12 – erster Christtag
26.12 – Sankt Stephanius
31.12 –Sankt Silvester Russlanddeutsche Sitten und Bräuche haben auch seine besonderheiten



Heiligenkalender Russlanddeutschen

4.12 - Sankt Barbara     6.12 – Sankt

Слайд 12


Российская немецкая литература. Есть ли она или нет? И если да, то что это за явление? Дискуссии по этому поводу ведутся нередко, особенно в последнее время на страницах российской немецкоязычной прессы, а также в германских изданиях. Ответом на эти вопросы могли бы быть слова литератора Рейнгольда Кайля, работавшего в 60-е в республиканской немецкоязычной газете «Фройндшафт»(Целиноград) и эмигрировавшего в 1976 году в Западную Германию. «Und dennoch solten dieEiferer nicht rätseln, ob es eine Literatder Deutschen in Russland gibt. Es gab und gibt diese Literatur der Russlanddeutschen, dafűr stehen viele Namen, die schon vor und nach der Zeitenwende einen guten Klang in der Literatur hatten und haben… Die Russlanddeutschen haben in den 225 Jahren des Gettrenntseins eine eigenständige russlanddeutsche Literatur geschaffen, die in ihren Grrundmotiven zwar in der deutschen Kultur und Geschichte wurzeln, nach Form aber von der heutigen Dichtung des Mutterlandes stark abweicht. Allein die Tatsache, dass die Kolonisten, losgerissen von ihrer Heimat, in den unűbersehbaren Weiten des Russischen Reiches den Mut nicht verloren und die Kraft aufgebracht haben, aus ihrer Mitte immer wieder neue Dichter und Schriftsteller hervorzubringen, spricht fűr ihren Lebenswillen und ihre Schaffens – und Lebes energie.»

Reinhold Keil

Russlanddeutsche

Literatur.


Слайд 13

Становление и развитие российской немецкой литературы сопровождалось с самого начала успехами и неудачами, оно проходило в трудных постоянно меняющихся условиях самых разных временных пластов. Весь этот сложный процесс Н.Паульзен условно подразделяет на несколько этапов:
1. 1764 – 1917; Литература от Платена до Куфельда и Лонзингера.
2. 1917 – 1941; Годы становления.
3. 1941 – 1957; Годы «Большого Молчания», депортация, трудармии, лагерей, ссылок, духовной деградации народа.
4. 1957 – 1995; Попытка нового начала, годы неоправданных ожиданий.
I. Свидетельство художественного творчества немецких колонистов первых десятилетий их жизни в России сохранились крайне мало. Переселенцы из различных германских княжеств были носителями многожанрового народного творчества. По сути дела оно и явилось первой ступенью развития российской немецкой литературы: песни, шванки, легенды, сказки, поговорки, загадки, заклинания.

К самым ранним авторам относится Бернгард Людвиг фон Платен, который прибыл в Россию с первым потоком переселенцев. Свои записки и хроники о событиях 18-19 веков потомкам оставили также Франц Бранбандер, Фридрих Шварц, Филипп Вильгельм Азмус, Август Штальбаум, Генрих Эрфурт, Иоганн Меринг, Иоганнес Бек. Передаваемые из уст в уста или в письменной форме, они имели большое значение для становления российских немцев.
Новой формой народного творчества, характерной только для российских немцев, были четверостишия наподобие русских частушек. Литераторы, которые жили в 18-19 веках и впитали в себя немецкую и русскую культуру, на основе чего и зарождалась литература российских немцев: Иван Борн, Иван Хемниц,Владимир Даль, Эдуард Губер,
Вильгельм Кюхельбеккер, Антон Дельвиг, Елизавета Кульман и др.

Становление

Слайд 14 II.1917-1941. Годы становления III.

Годы «большого молчания»

После Октябрьской революции российские немцы сумели организовать ещё более разветвлённую сеть немецкоязычной прессы. Советско-немецкая литература объединила произведения, написанные на немецком языке с позиций так называемого социалистического реализма .Она была частью Ленинской национальной политики, частью социалистической системы. Это имена: Георга Люфта, Франца Баха, которые восторженно восприняли идеи социолизма.,а также Александр Вульф, Адам Рейхерт, Готлиб Шнайдер, Павел Рау, Франц Шиллер,Эдмунд Гюнтер и др.
«Период с 1917 по 1935гг. Был несомненно самым интересны в истории российской немецкой литературы»,пишет Аннелоре Энгель.Но несмотря на это также как и русская, советско-немецкая литература изначально несла на себе печать трагичности и страданий. Павел Рау покончил с собой в 1930 году. Пётр Зиннер, Август Лонзингер, Георг Дингес,Гергардт Завадский, Адам Эмих и десятки других попали в сибирскую ссылку, и каждый по своему трагично ушёл из жизни.

Война, развязанная фашистской Германией , стала для российских немцев роковой. Вместе с другими представителями своего народа писатели и поэты оказались в ссылке_ в Сибири и Казахстане. Горькая чаша трудармии – в сибирской тайге или угольных шахтах – тоже не обошла литераторов. Совсем немногие из них имели возможность в труднейших , экстремальных военных условиях, продолжать литературную деятельность Большинство из них, униженные и растоптанные, замолчали надолго, если не навсегда.
IV.1957-1995.Попытка нового начала, годы неоправданных ожиданий.
И только во второй половине 60-ых годов, творческий потенциал советско-немецкой литературы начинает медленно восстанавливаться. Несмотря на все трудности, унижения, оскорбления и жертвы, литература российских немцев выжила. Она выстояла и сумела подняться и служила своему народу, как могла верно и преданно.
Виктор Клейн «Завоёванная земля»,
Доминик Гольман «Сброшенные оковы»,
Виктор Шнитке «Стихотворения, поэмы»

II.1917-1941. Годы становления      III. Годы «большого молчания»

Слайд 15Я этой перемены ждал,
Я твёрдо знал: она наступит,
рожок судьбы подаст

сигнал,
и жизнь, увязшая до ступиц
в обыденности и тоске,
пойдёт тяжелым дилижансом
в простор полей, в луга, к реке,
на звонкий мост, и ветер странствий
в лицо ударит нам, и даль
откроет нам свои глубины,
и застарелая печаль
оставит нас, и круг орлиный
Мы впишем в небо…
7февраля 1982

Виктор Шнитке (1937-94г.)

Я этой перемены ждал,Я твёрдо знал: она наступит, рожок судьбы подаст сигнал, и жизнь, увязшая до ступиц

Слайд 16

Malerei

Russlanddeutsche Malerei hat auch sein eigenes Gesicht . Am 28.August 1941 verabschiedete das Präsidium des Obersten Sowjets der UdSSR den Erlass “Űber die Aussiedlung der Deutschen, Die in den Wolga-Rayons leben”. Dieses Datum begehen die Russlanddeutschen als Gedenk- und Trauertag. Sie gedenken derjenigen, die in der “Arbeitsarmee” unter den unmenschlichen Bedingungen leben und arbeiten mussten.
Von diesen Tag gibt es traurige Gedichte und Bilder.Dieses Bild ist von Alfred Friesen gemalt worden und heisst “Witwen”

Malerei

Слайд 17
Mir gefällt der moderne Maler Golotenko Wladimir und seine Werke.

Er wurde am 12 Oktober 1949 bei dem Ausweichgleis №6 im Astrachan-Gebiet geboren. Er besuchte acht Jahre die Schule in Jandiki und absolvierte diese 1967 und trat in die Kinder-Kunstschule Astrachans ein . Von 1968 bis 1972 hat er in der Kunstfachschule Astrachans studiert. Später studierte er an derFakultet der Kunstlerischen Texigestaltung des Moskauer Texilinstituts (1977-1083). (Jetzt Staatliche Moskauer Texiluniversität nach A. Kosigin) Von 1980 bis1984 war er Mitglied der Vereinigung von jungen Malern und Kunstwissenschaftlern in derr Mokauer Abteilung des Malerverbandes. 1986 ist er in den Russland Malerverband eingetreten und seit 1993 ist er Mitglied des Internationalen Kunstfonds. Seit 1975 lebt und arbeitet Galatenko in Moskau.
Mir gefällt der moderne Maler Golotenko Wladimir und seine Werke. Er

Слайд 18 Die Baukunst
Уникальными произведениями архитектуры

российских немцев можно любоваться в разных уголках России. Особенно удивительно представлены архитектурные ансамбли в г.Саратове на проспекте Кирова (бывшая Немецкая ) Проезжая и проходя по Московской улице, саратовцы и гости города непременно обращают внимание на уникальный в своём роде памятник зодчества – архитектурный ансамбль Саратовского университета. С восторгом взираем мы на это величественное сооружение. Гениальный творец данного произведения искусства – архитектор – художник Карл Людвигович Мюфке. Родился он в Воронеже 30 января (11февраля) 1868года внебогатой семье немецкого аптекаря – провизора; учился в местной гимназии, после чего, проявив склонность к точным дисциплинам, поступил в Петербургскую академию художеств на архитектурное отделение.
Die BaukunstУникальными произведениями архитектуры российских немцев можно любоваться в разных

Слайд 19
Архитектор Мюфке стал известен как опытный, добросовестный и искусный

строитель: ему принадлежит постройка лучшего здания, служащего украшением г. Казани – художественной школы (1904), им же построены другие выдающиеся здания, например, дом Ушакова, считающийся одним из лучших. Но в памяти он навсегда остался архитектором - строителем уникального архитектурного ансамбля Саратовского университета. Архитектурное искусство российских немцев является ещё одним штрихом, указывающим на национальную самобытность народа.

Архитектор Мюфке стал известен как опытный, добросовестный и искусный строитель: ему принадлежит постройка лучшего здания,

Слайд 20

Die Musik

Первые переселенцы брали с собой свои песенники и Библии. Музыканты приезжали со своими инструментами и нотным материалом. Но уже в конце ХIX века все большие колонии немцев России имели свои «собственные» церковные песенники, во многом отличавшиеся от их германских предшественников. Уже сам факт того, что различные немецкие поселения в России издают свои собственные песенники, свидетельствует о том, что музыкальное мышление российских немцев становится самостоятельным, что они и сами сочиняют свои религиозные песни. Георг Шюнеман- немецкий музыковед и этнолог во время первой мировой войны писал, что изумлялся, слушая исполнение песен российскими немцами в плену, казалось бы знакомые мелодии уже тогда содержали мелодические обороты и особенно внутрислоговые распевы, совершенно не типичные для германского пения.
В 1928 году был организован ансамбль симфонической музыки при клубе им. Ст. Халтурина, затем Немгосфилармония под управлением А.И.Климова В их программе произведения Гайдна, Моцарта, Бетховена, Чайковского.

Die Musik Первые переселенцы брали с

Слайд 21






Братья Альфред

(композитор)
и Виктор(поэт)
Шнитке.
(1983)

Братья Альфред

Слайд 22 Das Theater

Das Theater

Слайд 23 Die Bildung
По указу ЕкатериныII о привлечении иностранцев в

Россию колонисты, прибывшие в Поволжье, обосновывались обособленно, сохраняя при этом свои нравы, обычаи, диалект. Среди переселившихся колонистов были преподаватели,церковнослужители и просто высокообразованные по тем временам люди.Они и явились первыми учителями детей колонистов. Школу посещали дети в возрасте от 8 до 16 лет, для мальчиков обучение в школах было обязательным. Центром общинной жизни переселенцев являлись церкви.Они служили делу единения народности,сохранению языка и обычаев. Таким образом, школы были конфессионными, обучение религиозным, но при этом детей учили также чтению, письму,
Die BildungПо указу ЕкатериныII о привлечении иностранцев в Россию колонисты, прибывшие в Поволжье, обосновывались

Слайд 24 Учитывая фактор сохранения языка, обычаев и своей религии как положительный,

следует отметить, что гессенский, швабский, нижне - немецкий диалекты, на котором в основном велось преподавание в школах, не могли служить средствами связи. Это стало причиной того, что средством коммуникации некоторых колонистов стал постепенно русский язык. Но и русского языка большинство колонистов не знало, что не давало возможности детям немецкой национальности поступать в средние и высшие учебные заведения России. Лишь через время открылось несколько школ в С-Петербурге и Москве, а на Волге первое Русское центральное училище открылось только в 1833 г… Школы готовили кадры интеллигенции для немецких колоний – писарей, учителей и дали возможность детям переселенцев продолжать образование. Стали намечаться положительные тенденции в создании и развитии первой немецкой автономии, объединении мест компактного проживания немцев. 1октября 1929 года был открыт пединститут.
Учитывая фактор сохранения языка, обычаев и своей религии как положительный, следует отметить, что гессенский, швабский, нижне

Слайд 25 Вывод
Из всего сказанного напрашивается совершенно определённый вывод, что российские немцы

(поволжские немцы) -это совершенно особая общность, с уникальным языком, укладом жизни, культурой. Территория, на которой они укоренились, была совершенно неосвоена до их прихода,

Корни их диалекта, как диалекта именно поволжских немцев, особого характера, быта, во многом были связаны с тем географическим пространством, в котором происходил синтез своеобразной культуры колонистов. Это было целостное, интегрированное образование, складывающееся на протяжении более двух столетий, с общностью исторической судьбы, языка, традиций, фольклора, быта, земледельческого уклада, развитой социальной и гуманитарной инфраструктурой, компактным проживанием.
К ,сожалению, это понятно не всем и понятие «российский немцы» стоит на грани исчезновения в ближайшие десятилетия, если ,конечно, государством пригласившим их некогда не будут приняты меры. Если оно в конце-концов не поймёт, немцы и самой России нужны.

ВыводИз всего сказанного напрашивается совершенно определённый вывод, что российские немцы (поволжские немцы) -это совершенно особая общность,

Слайд 26Использованная литература.
1. Я.Дитц. История поволжских немцев-колонистов. М.,1997. С.381,378
2. Hessisches Trachtenbuch von

Ferdinand Justi.Marburg,1905. Kunstblaetter.
3.В.Брун, М.Тильке. История костюма от древности до Нового времени.М., 1996. С.305, 311,315,319.
Использованная литература.1. Я.Дитц. История поволжских немцев-колонистов. М.,1997. С.381,3782. Hessisches Trachtenbuch von Ferdinand Justi.Marburg,1905. Kunstblaetter.3.В.Брун, М.Тильке. История костюма

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть