Слайд 1Эффективные приемы и средства
обучения говорению и письму при подготовке к ГИА,
ЕГЭ
Автор: учитель первой квалификационной категории
Хушт Ирина Маджидовна
Слайд 2Эффективные методы обучения монологической речи
1. Дискуссии.
Учащиеся делятся на группы. Преподаватель определяет цель дискуссии. Например, учащиеся могут участвовать в дискуссии по принципу «согласен – не согласен». Каждой группе из 4-5 человек даются спорные предложения для обсуждения. Учащиеся работают над заданной темой определенное количество времени и представляют свое мнение классу. Такая деятельность способствует развитию критического мышления и быстрому принятию решений. При обсуждении в группах необходимо также побуждать учащихся задавать вопросы, перефразировать идеи, выражать поддержку.
Слайд 3Ролевая игра
В этом виде деятельности учащиеся представляют себя в различных социальных
контекстах и исполняют различные социальные роли. В ролевых играх преподаватель задает определенную информацию учащимся: кто они, что они думают и чувствуют.
Слайд 4Имитационные модели
Они очень похожи на ролевые игры, но более продуманные и
сложные. Для этого вида деятельности учащиеся могут приносить любые предметы, чтобы создать максимально реальную ситуацию. Ролевые игры и имитационные модели имеют много преимуществ. Во-первых, будучи развлекательными, они мотивируют учащихся. И, во-вторых, повышают уверенность в себе у робких учащихся.
Слайд 5Информационный пробел
Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Учащиеся обладают различной
информацией, которой они должны обменяться. Задания преследуют такие цели как решение проблемы или сбор информации. Кроме того, каждый из партнеров играет важную роль, так как без него невозможно будет заполнить информационный пробел. Такой вид деятельности высокоэффективен, потому что дает возможность каждому учащемуся подробно изъясниться на изучаемом языке.
Слайд 6Мозговой штурм
В этом виде деятельности учащиеся продуцируют идеи на заданную тему
в ограниченный период времени. Мозговой штурм можно использовать как для отдельных учащихся, так и для групп учащихся. Этот вид характеризуется тем, что идеи учащихся не критикуются, и они всегда смогут обмениваться новыми идеями.
Слайд 7Рассказывание историй
Цель этого вида деятельности – дать краткое обобщение рассказу или
истории, которую учащиеся слышали ранее или придумать свою собственную и озвучить ее в классе. Рассказывание историй стимулирует критическое мышление, а также помогает выражать свои идеи в определенном формате: начало истории, развитие, конец. Учащиеся также могут рассказывать шутки и загадки.
Слайд 8Интервью
Учащиеся проводят интервью с различными людьми по выбранным темам. Будет
лучше, если преподаватель выберет рубрику для учащихся, чтобы они знали, какого плана вопросы задавать и каким путем идти, но вопросы для интервью должны придумать они сами. Проведение интервью позволяет практиковать свои коммуникативные способности как в классе, так и вне его, а также подготавливает учащихся к жизни в обществе. Учащиеся могут также брать интервью друг у друга и представлять своего партнера классу.
Слайд 9Завершение истории
Это развлекательный вид деятельности для всего класса, для выполнения которого
учащиеся садятся в круг. Учитель начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений. Затем каждый учащийся должен добавлять по 4-10 предложений для ее продолжения. При этом разрешается придумывать новых персонажей, события, описания.
Слайд 10Доклады
Суть этого вида деятельности заключается в том, что учащиеся читают дома
какую-нибудь газету или журнал, а затем рассказывают в классе, какую информацию они нашли самой интересной. Они также могут рассказывать о том, что происходило с ними в повседневной жизни.
Слайд 11 Игральные карты
В этой игре учащиеся делятся на группы из 4
человек. Каждая карточная масть представляет какую-либо тему. Каждый учащийся в группе выбирает карту и пишет 4-5 вопросов по этой теме для участников других групп. Преподаватель с самого начала должен предупредить, что вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», задавать нельзя. Чтобы практиковать устную речь, вопросы должны подразумевать развернутый интересный ответ.
Слайд 12Описание картинки
Здесь учащемуся дается одна картинка, которую он должен описать. Можно
разделить учащихся на группы. Каждая группа изучает свою картинку, а затем представитель от каждой группы описывает ее всему классу. Этот вид деятельности развивает креативность и воображение учащихся, а также навыки публичной речи.
Слайд 13Найди отличие
Этот вид деятельности предполагает работу в парах. Каждому учащемуся в
паре дается своя картинка, и затем они обсуждают сходства и различия в этих картинках.
Слайд 14Приёмы и методы, способствующие развитию критического мышления на уроках английского языка
Ромашка
Блюма”
“Толстые” и “тонкие” вопросы”
«Кластер»
«Фишбон» (“Fishbone”)
Синквэйнз (Cinqwayns)
«Шесть думающих шляп» (the Six Thinking Hats)
Window Notes Strategy
Слайд 16“Six thinking hats”
Желтая шляпа: логический позитив. Почему это стоит сделать? Каковы
преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?
Красная шляпа: чувства и интуиция
Какие у меня по этому поводу возникают чувства?
Зеленая шляпа: креативность. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?
Синяя шляпа: управление процессом. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше?
Черная шляпа: критика. Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?
“Белая шляпа” информация
Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?
Слайд 17 Использование метода "Шести шляп»
на
примере текста
«What is Halloween?»
Этапы работы:
Прослушайте/ прочитайте текст.
"Наденьте" белую шляпу”би найдите факты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" красную шляпу и выскажите свои чувства по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" черную шляпу и выскажите критику(отрицательные черты) по поводу празднования Хеллоуина.
"Наденьте" желтую шляпу и перечислите положительные черты празднования Хеллоуина.
"Наденьте" зеленую шляпу и предложите свой вариант празднования Хеллоуина.
Слайд 18Как готовить учащихся к диалогу по ситуации?
Второе экзаменационное задание предполагает диалог
с целью обмена оценочной информацией. Ученику предлагается какая-то ситуация и обычно три или четыре варианта её решения. Задача студента обсудить все предложенные варианты и прийти к обоюдному согласию (с экзаменатором) решения данной проблемы. На мой взгляд ученикам лучше работать над двумя типами диалогов:
1) диалог с обменом информацией (ролевая игра)
2) диалог с обменом оценочной информацией (модулированная ситуация)
На начальном этапе очень эффективен метод, который назван «методом дятла» - многократное проигрывание стандартных ситуаций, этических аспектов ведения диалогической речи в различных ситуациях, логичности построения, законченность мысли в репликах участников общения становятся решающими в приобретении и совершенствовании умений диалогического общения. При этом ничто не мешает учителю облекать этот метод постоянного повторения в привлекательные и увлекательные формы.
Слайд 19Основные 8 сфер общения:
1) сервисная сфера (социально-коммуникативные роли покупателя, пассажира, пациента,
абонента, посетителя столовой и т.д.);
2) семейная сфера (социально-коммуникативные роли отца, матери, сына, дочери, сестры и т.д.);
3) профессионально-трудовая сфера (роли руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника и т.д.);
4) социально-культурная сфера (роли знакомого, друга, соученика и т.д.);
5) сфера общественной деятельности (роли члена общественной организации или избираемого органа, публициста и т.д.);
6) административно-правовая сфера (роли посетителя госучреждения, заявителя и т.д.);
7) сфера игр и увлечений (роли коллекционера, садовода, умельца, рыболова, любителя животных и т.д.);
8) зрелищно-массовая сфера (зритель в театре, цирке, кино, телезритель и т.д.).
Слайд 20Разговорные клише
Например, вы пришли в магазин или в какую-то серьезную фирму
по своим делам, а на вас не обращают внимания. Соответственно, вам нужно это внимание к себе привлечь. Как? Помогут следующие разговорные клише на английском:
I’d like to know – я бы хотел узнать
I’m interested in – Я заинтересован в…, мне нужно….
Could you tell me…? - Не могли бы вы мне сказать…?
Do you know…? – Вы знаете…?
Could you find out…? – Вы не могли бы выяснить…?
Could I ask…? – Можно спросить…?
Как дать совет или рекомендацию на английском, проявив участие и искренний интерес:
Make sure you – убедитесь, что вы, Be careful not to – будьте осторожны и не, Remember to – помнитe, Don’t forget to – не забудьте.
Как рассказать о каком-то событии в вашей жизни или сделать пересказ истории, соблюдая последовательность событий?
First – сперва, First of all – сперва, To begin with – для начала, Then – затем, After that – после этого, So – итак, поэтому, So then – дальше, At the end – в конце, Finally – наконец то.
Английские разговорные клише для выделения главного, основного в высказывании:
First of all – сперва, The main thing is – главное- это, The most important thing is – самое важное – это.
Слайд 21Технология “Window Notes Strategy”
“Window Notes Strategy” –это технология, созданная Ричардом
В. Стронгом, Харвей Сильвером и их коллегами(2003).
Она развивает у учащихся навыки делать пометки во время чтения, письма или прослушивания, способность выражать собственные идеи, чувства и ставить перед собой вопросы.
Слайд 22Пример таблицы при обучении написания эссе для выражения своего мнения о
какой-либо проблеме.
Слайд 23Образец таблицы при обучении написания письма личного характера.
Каждое «окно» -
это абзац, и соответственно, требует пропуска строки.