Слайд 2 О́скар Фи́нгал О’Фла́эрти Уиллс Уайльд (Oscar
Fingal O’Flahertie Wills Wilde; 16 октября 1854 года, Дублин — 30 ноября 1900 года, Париж) — ирландский писатель и поэт. Один из самых известных драматургов позднего Викторианского периода, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.
Слайд 4Parents.
Оскар был вторым ребёнком от брака сэра Уильяма
Уайльда (1815—1876) и Джейн Франчески Уайльд (1821—1896). Отец Уайльда был ведущим в Ирландии ото-офтальмологом .Уильям Уайльд писал книги по ирландской археологии и фольклору, был филантропом и учредил бесплатный медицинский пункт, обслуживавший бедняков города.
Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (с итал. — «надежда») писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» в 1848 году и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам. Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме.
Слайд 7Childhood.
До двадцати лет Уайльд проводил лето в загородной
вилле отца в Мойтуре, графство Мейо. Там молодой Уайльд с братом Уилли часто играл вместе с будущим писателем Джорджем Муром.
С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд обучался в Королевской школе Портора (город Эннискиллен, близ Дублина)
Слайд 8School years.
Его самым
блестящим талантом было быстрое чтение. Оскар был очень оживлён и разговорчив и уже тогда славился своим умением юмористически переиначить школьные события. В школе Уайльд даже получил особую премию за знание греческого текста Нового Завета. Окончив Порторскую школу с золотой медалью, Уайльд был удостоен Королевской школьной стипендии для учёбы в дублинском Тринити-колледже (колледже Св. Троицы).
В Тринити-колледже (1871—1874) Уайльд изучал античную историю и культуру, где снова с блеском проявлял свои способности в древних языках. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике, а благодаря тесному общению с куратором — профессором античной истории Дж. П. Махаффи, постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, симпатия к прерафаэлитам, лёгкая самоирония, эллинистические пристрастия).
Слайд 9В1874 году Уайльд, удостоившись
стипендии на обучение
в оксфордском колледже Магдалины
на
классическом
отделении, поступает туда.
В Оксфорде Уайльд
выработал кристальное английское
произношение
: «Мой ирландский акцент был в числе многого,
что я позабыл в Оксфорде». Он также приобрёл, как и
хотел, репутацию человека, блистающего без особых
усилий Здесь же оформилась его особая философия искусства
Его имя уже тогда стало озаряться различным
и занимательными историями, порой карикатурными.
Слайд 11 По окончании университета в 1878 году
Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона. Уайльдом стали «угощать» посетителей салонов: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец». Костюм, в котором Уайльд появлялся в Лондоне и привлекал всеобщее внимание, выглядел так: «короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шёлковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зелёный галстук, штаны из атласной ткани до колен, чёрные чулки и лакированные туфли с пряжками…, берет, иногда свободно ниспадавший плащ, подсолнечник или лилия в руке». Непременным аксессуаром была гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Тонкий художественный вкус позволял Уайльду «сочетать несочетаемое».
Слайд 12Костюм, в котором Уайльд появлялся в Лондоне и
привлекал всеобщее внимание,
выглядел так: «короткая
бархатная куртка, отороченная
тесьмой, тончайшая шёлковая
рубашка с широким отложным
воротником, мягкий зелёный галстук,
штаны из атласной ткани до колен,
чёрные чулки и лакированные туфли
с пряжками…, берет, иногда свободно
ниспадавший плащ, подсолнечник или
лилия в руке». Непременным
аксессуаром была гвоздика в петлице,
выкрашенная в зелёный цвет.
Тонкий художественный вкус позволял Уайльду
«сочетать несочетаемое».
Слайд 13His Works.
В 1881 году вышел его первый поэтический
сборник «Стихотворения» (Poems), написанный в духе «братьев прерафаэлитов». Он выдержал пять переизданий по 250 экземпляров в течение года. Все расходы по изданию взял на себя сам Уайльд. Ранние стихи его отмечены влиянием импрессионизма, в них выражены непосредственные единичные впечатления, они невероятно живописны.
Слайд 14In the USA.
В самом начале 1882 года Уайльд
сошёл с парохода в порту Нью-Йорка, Отныне вся пресса следит за действиями британского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась „Ренессанс английского искусства“ (The English Renaissance of Art), он завершил словами: „Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве“.
Слайд 16In Paris.
Проведя год в Америке, Уайльд вернулся в
Лондон в отличном расположении духа. И сразу же отправился в Париж. Там он знакомится с ярчайшими фигурами мировой литературы (Поль Верлен, Эмиль Золя, Виктор Гюго, Стефан Малларме, Анатоль Франс и проч.) и завоёвывает без особых трудностей их симпатии. Возвращается на родину.
Слайд 18His Family Life.
Встречает Констанс Ллойд, влюбляется. В 29
лет становится семьянином. У них рождаются двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочиняет сказки. Чуть позже он записал их на бумаге и издал 2 сборника сказок — «Счастливый принц» и другие сказки" (The Happy Prince and Other Stories; 1888) и «Гранатовый домик» (The House of Pomegranates; 1891).
Слайд 19 Уайльд погружается в творчество. На жизнь он
в это время зарабатывал журналистикой. С 1887 по 1889 год он работал редактором журнала «Женский мир». О журналистике Уайльда высоко отозвался Бернард Шоу.
В 1887 году он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум, многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.
Слайд 21В 1890 году в свет вышел
единственный роман,
который окончательно приносит
Уайльду сногсшибательный
успех — «Портрет Дориана Грея».
Он был напечатан в журнале
«Липпинкоттс мансли мэгэзин».
Но критики обвинили роман в
безнравственности. В ответ на 216
печатных откликов на
«Портрет Дориана Грея» Уайльд
написал более 10 открытых писем в
редакции британских газет и журналов,
объясняя, что искусство не зависит от морали.
Слайд 22Отдельно стоит написанная
по-французски в это время
одноактная драма на
библейский
сюжет —
«Саломея» (Salomé; 1891).
По заверению Уайльда, она
была специально написана для
Сары Бернар, «этой змеи
древнего Нила». Однако в Лондоне её
постановке воспрепятствовала цензура:
в Великобритании запрещались
театральные представления на
библейские сюжеты. Напечатана пьеса
была в 1893 году,.
Слайд 23 В 1891 году Уайльд познакомился с
лордом Альфредом Дугласом, сыном 9-го маркиза Куинсберри. Дуглас (родные и друзья звали его Бози) был моложе на 16 лет, искал этого знакомства и умел расположить к себе. Вскоре Уайльд, всегда живший не по средствам, ни в чём не мог отказать Дугласу, постоянно нуждавшемуся в деньгах для своих прихотей. С появлением этого «златокудрого мальчика», как его называли в Оксфордском университете, Уайльд обратился в суд с безосновательным обвинением в клевете. В итоге, Уайльд осужден, а Дуглас к суду не привлекался.
Слайд 24The End of his life.
Свой срок Уайльд
отбывал сначала в Пентонвилле и Уандсворте, тюрьмах, предназначенных для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов, а затем, 20 ноября 1895 года был переведен в тюрьму в Рединге, где находился полтора года. Тюрьма полностью сломила его. Большинство друзей от него отвернулись. Альфред Дуглас, к которому Уайльд был так сильно привязан, ни разу не приехал к нему (жил за границей, закладывая вещи, подаренные Уайльдом), а в одном из его писем были такие слова: «Когда вы не на пьедестале, вы никому не интересны…»
Слайд 25Death.
После освобождения, состоявшегося 19 мая 1897 года, Уайльд
перебирается во Францию, где регулярно получает от жены письма и деньги, но Констанц отказывается встречаться с ним Во Франции Уайльд сменил имя на Себастьяна Мельмота
Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия». Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией. Смерть Уайльда была мучительной
Слайд 26 Он был похоронен в
Париже на кладбище Баньо, откуда позже, через 10 лет, его могилу перенесли на кладбище Пер-Лашез (Париж). На могиле установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна (в честь произведения «Сфинкс»).