Слайд 1 МОУ СОШ с. Баскатовка
Марксовского района Саратовской области
«Работа с одаренными детьми по английскому языку на уроках и во внеурочное время.Из опыта работы»
Учитель английского языка
первой квалификационной категории
Шевчук Светлана Николаевна
Слайд 2Определение понятий «одаренность» и «одаренный».
Одаренность - это системное, развивающееся в течение
жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми
Слайд 3Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися
достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Слайд 4На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и
характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности.
Слайд 5Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально
значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Слайд 6В настоящее время как никогда актуально звучит заявленная тема. Во всех
стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка талантливого ребенка провозглашается приоритетной государственной задачей.Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией!
Слайд 7Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый
человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, задача общества-социума поддержать и углубить одарённость в детях.
Слайд 8Исходя из этого работу можно спланировать по 4 направлениям:
1.Работа на уроке;
2.Внеурочная
деятельность по предмету;
3. Совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя;
4. Взаимодействие с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости учащегося.
Слайд 9Каждый одаренный ребенок — индивидуальность, требующая особого подхода, и для работы
с одаренными детьми нужны особые методы и подходы. Сегодня учителю предоставлена полная свобода педагогического творчества, позволяющая принимать самые необычные и эффективные педагогические решения.
Слайд 10Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а
на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно на основе полученного материала. Воспитание и обучение одарённых детей - трудная и широкомасштабная задача.
Слайд 11Станет ли ребёнок талантливой личностью с признаками одарённости ? Это зависит
от широкого спектра причин и факторов .Важную роль в этом играют взрослые ,а перед педагогом стоит нелегкая задача по созданию максимально благоприятных ,комфортных условий для всестороннего развития ученика ,формированию ситуации успеха ,которая будет положительно мотивировать и стимулировать творческую активность одарённых школьников . На протяжении моей работы в школе я стремлюсь к этому .
Слайд 12« В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой
рукой, они красиво зазвучат».
В.А. Сухомлинский
Слайд 13В нашей школе есть постоянно действующая целевая программа , в которой
есть раздел «Работа с одарёнными детьми»
Цель: разработка и реализация системы планомерных и целенаправленных действий, обеспечивающих оптимальное развитие одарённых и талантливых школьников.
Задачи:
• создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых и талантливых детей;
• включение проблемы работы с одарёнными и талантливыми детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и экспериментальной работы учителей школы;
• создание максимально благоприятных условий (реально-виртуальных образовательных сред) для интеллектуального развития одарённых и способных детей как в учебном процессе, так и во внеурочное время;
• стимулирование творческой деятельности одарённых и талантливых детей.
Слайд 14В сентябре каждого учебного года составляется план работы с одаренными детьми
на предстоящий учебный год по каждому предмету в том числе и по англ. яз., составление базы детей, имеющих особые способности и повышенный интерес к изучению английского языка.
Слайд 15В работе по изучению,выявлению и сопровождению развития одарённости я использую , наверное,
всем известные тестовые методики.
1.Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа).
( можно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности)
2. Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация»(Характер и наличие учебной мотивации)
3. Методика Климова И.И. «Карта интересов»(Определение круга интересов и склонностей ребёнка)
4. Опросник Айзенка(Личностные особенности)
5. Тест на определении уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс
6. Социометрия. Автор – Дж.Морено(Социальный статус в коллективе)
Слайд 16Обычно обращают внимание и относят к одаренным: детей, отлично обучающихся в
школе; детей, ярко проявивших себя в каком-либо виде деятельности (например, в музыке или в рисовании) и детей любознательных с оригинальным мышлением. Но в реальности одаренных детей гораздо больше.
Слайд 17Нам, педагогам, в своей повседневной практической деятельности приходится быть очень внимательными
к каждому ребёнку, его особенностям, способностям. Статистика гласит, что 10% детей одарены от природы, а 80% обладают определёнными способностями, которые могут раскрыться в определённых ситуациях, при определённых методах работы педагога,взаимодействии семьи и социума, которые поддержат ребёнка и разовьют его способности.
Слайд 18Исходя из выше изложенного, я считаю, что работа с одаренными детьми
необходима. В современной школе для такой работы неограниченное поле деятельности. И всё же учитель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему и идти к конечной задаче – предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Слайд 19Виды одаренности:
-творческая
-лидерская (социальная)
-психомоторная
-интеллектуальная
-информационно-коммуникативная
Слайд 20Основные черты ,присущие одаренным детям в процессе обучения иностранному языку:
Позитивные:
-хорошая память
-развитое
мышление ,высокий интеллект
-владение богатым словарным запасом
Негативные:
-нетерпимость
-стремление к лидерству ,завышенные требования к окружающим
-непринятие традиционных методов обучения
Слайд 21Личностно-ориентированный , дифференциированный подход,как нельзя лучше, подходит для использования в работе
с одарёнными детьми. Основной принцип этого направления заключается в том, что в центре обучения должен находиться ученик, а не учитель. А ученики у нас разные. Не секрет, что в каждом классе есть ученики, различные по способностям: слабые, средние и способные, и, конечно же, «одаренные». Способные, а тем более одаренные дети быстро схватывают объяснения учителя, легко овладевают материалом, коммуникативными умениями.
Слайд 22Если не занимать таких одаренных детей заданиями повышенной сложности, проблемными, творческими,
то ребенка можно потерять как ученика. Такие дети, сделав свое задание быстро и качественно, сидят и с нетерпением ждут, когда другие закончат выполнение задания, либо от безделья начинают рисовать, читать что-либо, или с интересом смотрят, а что же будет дальше в учебнике. Ну как тут не задуматься над тем, чем и как занять детей.
Слайд 23И здесь нам на помощь приходит всем хорошо известный дифференцированный подход.
Я всегда применяю его на уроке и считаю одним из важных в своей работе.Если обычному ученику нужно сделать 10 заданий, то способному ученику – 15. Если задание для всех – ответить на вопросы, то одаренному – ответить и объяснить, почему он так думает и т.п.
Дифференциированно я выдаю и домашнее задание, кому-то 1-2 упражнения, кому-то 3-4, объясняя просто: «Большому кораблю- большое плавание»
Слайд 24Я считаю, что с целью повышения уровня сформиро-ванности иноязычной комму-
никативной компетенции одаренных учащихся и их подготовки к экзамену в органи-зации учебного процесса необходимо обращать более пристальное внимание на:
1.применение различных стратегий аудирования и чтения в зависимости от пос-тавленной коммуникативной задачи;
Слайд 252.формирование умений обосновы-вать, аргументировать свою позицию
при речевом взаимодействии, высказывать контраргументы;
3.совершенствование навыков упо-требления лексико-грамматического материала в ком-муникативно-ориентированном контексте;
Слайд 264.развитие таких общеучебных уме-ний, *как умение самостоятельно добы-вать и обрабатывать информа-цию, *делать заключения и уметь их
аргументировать, *принимать решения на основ по-лученной информации, в том числе и в ходе речевого
взаимодействия.
Слайд 275.ознакомление учащихся с особен-ностями работы с тестовыми зада-ниями разных типов 6.и с текстами различных типов и жанров, языком современной прессы, с материалами сети Интернет;
7.формировпние умений языковой
догадки;
8. приемы активной поддержки, управление беседой;
Слайд 28Девиз обучения для изучающих иностранный язык: «Языку нельзя научить ,языку можно
только научиться.»
Основные подходы в работе с одаренными детьми:
Ускорение и углубление.
Обогащение.
Проблематизация.
Повышение уровня сложности заданий.
Слайд 29Основные формы и методы работы на уроках английского языка:
Слайд 30Ролевые игры
Активизация мыслительного и творческого процессов на уроке .
Организация живого обмена
мнениями (подготовка к спонтанной речи ).
Элементы драматизации предполагают неформальное общение, выражение личного мнения .
Игра- «учение с увлечением» является возможностью почувствовать ученику личный успех ,проявить лидерские качества .
Упражнения творческого направления
Конкурс на лучшую стенгазету к празднику ,на «самый интересный репортаж для журнала».
Конкурс «художников» на лучшее оформление детской английской книги ,закладки для книг ,открытки к празднику ,плакатов по различным темам .
Конкурс чтецов.
Конкурс на составление загадок ,кроссвордов ,квизов .
Данные задания позволяют
переработать и усвоить
объемную информацию .Такие упражнения полезны и на уроке ,и в часы досуга.
Слайд 31Создание презентаций
и проектов.
Внедрение ИКТ в процесс обучения иностранным языкам.
Повышение
эффективности учебного процесса путем его интенсификации и индивидуализации.
Совершенствование учебной,учебно-исследовательской,организационной деятельности в рамках единой методологии применения ИКТ.
Развитие мотивации в изучении иностранных языков , формирование социокультурной компетенции.
Ориентирование участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях современных ИКТ.
Достижение необходимого уровню в овладении иностранными языками.
Слайд 32Внеклассная деятельность по английскому языку .
*Неделя английского языка .
*Праздники алфавита для
уч-ся первого года обучения или праздники первых успехов
*Олимпиады по англ. языку
*постоянное участие в конкурсах по английскому языку: «Олимпус», « British Bulldog», дистанционных олимпиадах
*Конкурсы чтецов ,стихотворных переводчиков
* Внеклассные тематические мероприятия,посвящённые Дню Святого Валентина,Рождеству, Хэллоуину.
Слайд 33*Выпуск тематических стенных га-
зет по месяцам
*интеллектуальные игры: «Strong link», «Weak iink»,
«What do you know about english- speaking countries?»,«What do you know about Australia?» и т.д.
Слайд 34Работа с семьёй.Мы стараемся привлечь и родителей к участию в различных
конкурсах, при этом реализуем следующие цели:
популяризация семейных ценностей;
привлечение к совместному участию широкой аудитории детей и взрослых, заинтересованных в сохранении и укреплении традиций семьи;
создание творческого сообщества «Я+СЕМЬЯ-ШКОЛА»;
формирование в семье мотивации достижений, ориентация на успех.
Слайд 35Мы уверены, что не только дети, но и взрослые наделены разносторонними
талантами, дарованиями. Убеждены, что творчество, жизненный опыт и мудрость родителей, бабушек, дедушек в полной мере раскроются в конкурсах, когда родители и дети рисуют эмблему своей семьи, пишут эссе о том, что объединяет их семью, почему важно быть вместе, создают стихи, проза, разработки, помогающие провести время весело и с пользой.
Слайд 36 Работа с социумом.В современном мире роль образования очевидна. Образование –
одно из важнейших условий развития экономики и гражданского общества. Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России затрагивает школу, которая вынуждена и должна изменяться, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества.
И одно из условий реализации этих задач – использование традиций и опыта сотрудничества с высшей школой.
Слайд 37Любая система работает эффективно только при наличии обратной связи, когда одно
звено совершенствуется, приспосабливаясь к требованиям другого. Поэтому школа и вуз должны научиться слышать друг друга и выработать формы сотрудничества, которые позволят решить две основные задачи:
1. Повышение уровня знаний выпускников – будущих абитуриентов;
2. Информационно-профориентационная деятельность, направленная на осознанный выбор выпускниками специальности и повышение мотивации к обучению.
Слайд 38Основные направления взаимодействия вузов со школами на современном этапе:
1.Контакты учителей школ
с преподавателями вузов с целью консультаций и обмена опытом.
Слайд 392.Научно-методическая работа, которая содержит следующие формы: проведение совместных круглых столов по
наиболее важным вопросам совместной деятельности, организация методических семинаров при кафедрах вуза с участием преподавателей школы; организация ежегодных студенческих научно-практических конференций с привлечением учащихся школ; рецензирование преподавателями вузов исследовательских и проектных работ учащихся школ; привлечение к участию в научно-практических конференциях на базе вуза учителей школ; проведение на базе вуза предметных олимпиад и конкурсов среди учащихся средних школ.
Слайд 403.Профориентационная работа, готовящая учащихся к профессиональному самоопределению: проведение дней открытых дверей
в вузе; встречи с учителями, учащимися и их родителями с целью проведения бесед о правилах приема в вуз и условиях обучения в нем; представление вуза с показом видеороликов, презентаций и рекламных буклетов о вузе и направлениях подготовки; приглашение школьников на вузовские мероприятия (смотры художественной самодеятельности, КВН).
Слайд 41В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми -
это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями родителями одаренных детей.