Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ГОТОВНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ НА ПРИМЕРЕ НЕСТАНДАРТНЫХ
ЗАНЯТИЙ
Слайд 2Актуальность темы
В современном обществе происходят значительные социально-политические и экономические преобразования, которые
существенно влияют на образовательную сферу. Эти преобразования выступают в роли мощного толчка, который влияет на образовательные требования, в результате чего возникает потребность в изменении и пересмотре существующих стандартов. Сегодня, в курсе английского языка, первостепенную значимость приобретает такое преобразование образовательного процесса, которое обеспечит выпускникам не только определенный уровень знания английского языка, но и коммуникативную готовность. Именно это качество и определяет готовность выпускников к осуществлению профессиональной деятельности и переводит акцент с количественных показателей образования к качественным характеристикам [1; с.73].
Цель обучения иностранному языку сводится к формированию коммуникативной готовности, то есть способности и готовности выпускников к осуществлению иноязычного межличностного и межкультурного общения с носителем языка.
Актуальность такого подхода к обучению не вызывает сомнений, поскольку XXI век можно охарактеризовать как время необыкновенно энергичного взаимодействия культур. Возникают новые отношения, среди которых особое место занимает необходимость межкультурной коммуникации, которая, по определению Тер-Минасовой означает общение людей, представляющих разные культуры [2, с.175-201].
В связи с этим немаловажную роль в методике преподавания имеет грамотное планирование курса иностранного языка. Проблема составления и проектирования методического обеспечения учебной дисциплины в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с переходом обучения от традиционно-урочной системы к личностно-ориентированной и компетентностной системе. При этом главную роль приобретает заинтересованное вовлечение школьников в процесс обучения, сотрудничество преподавателя со школьниками, ориентация на приобретение не набора знаний, а комплекса компетенций. Компетенции обуславливают реализацию умений и знаний, полученных в процессе обучения при практической деятельности специалиста.
Слайд 3Теоретические положения. Обоснование тематики.
При работе со школьниками применяется компетентностный подход,
обеспечивающий возможность формирования всех необходимых навыков. Широкую популярность приобрела проработка конкретных ситуативных задач, проведение семинаров, круглых столов. Основное внимание уделяется ключевым компетенциям: языковым, коммуникативным, познавательным, общественным, информационным и другим [3, с.50-72].
Современные педагогические технологии ориентируют на применение активных методов обучения, на оснащение учебного процесса современными средствами обучения, методическими материалами. Наиболее перспективными из них являются специально разработанные по конкретной дисциплине учебно-методические комплексы, успешно применяемые при любой форме обучения.
Применение дидактического материала способствует лучшему усвоению полученных знаний, наглядности, иллюстративности преподаваемой информации. Появляется возможность проанализировать материал, проследить возможности применения теоретических аспектов на практике, проработать конкретные ситуации и разработать пути их решения.
Современный подход к обучению подразумевает реализацию основных принципов изучения иностранного языка. При этом содержание курса должно быть «доступным», необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в процессе обучения, придерживаться последовательности и систематичности в обучении. Также важно применение нетрадиционных форм организации занятий.
Слайд 4Организация современного урока
Современные педагоги, планируя занятия по английскому языку, включают различные
мультимедийные средства. Широко используются возможности сети Интернет, электронной почты для обучения навыкам чтения, письма, делового общения и корреспонденции, микрокомпьютеры, органайзеры-переводчики, облачные базы хранения данных, переводческие программы и вспомогательные инструменты, электронные словари и глоссарии. Также важно применять нетрадиционные формы организации занятий. При этом традиционно применяются следующие формы:
• урок-лекция;
• урок-путешествие;
• урок-игра;
• урок-соревнование;
• урок-викторина;
• видео-урок;
• урок-конференция;
• урок-брейн-ринг;
• урок-розыгрыш;
• урок-разговор по душам;
• урок-защита проекта;
• урок-зачет;
• урок-экскурсия [4, с.777-780].
Слайд 5Урок-конференция
В качестве примера рассмотрим способы формирования коммуникативной готовности на уроке в
форме конференции, посвященной обсуждению вопросов и проблем современной киноиндустрии [5, с.5-16].
Занятие групповое. Задание на занятие дается заранее. В группе выбирается 5-7 докладчиков, которые делают доклад по заданной теме. Рекомендуется подготовить презентацию, которая будет последовательно раскрывать все вопросы, вынесенные на обсуждение. Время выступления для каждого докладчика – 5-7 минут. Остальные участники выступают в роли слушателей.
Один из учащихся выступает в роли принимающей стороны на конференции. Ему предоставляется приветственное слово в начале занятия. Он произносит приветственное слово, а также кратко очерчивает проблематику конференции.
Слайд 6Этап 1
Слово предоставляется первому докладчику. Ведущий конференции его представляет. Предлагается следующий
вопросный план, который должен раскрыть каждый из докладчиков.
1. Do you know any silent film directors, actors, actresses?
2. Are films shot in black and white nowadays? Can you think of any reason for it?
3. What is the advantage of shooting a film on location? On a sound stage?
4. What does the word "cast" stand for?
5. What is the opposite to a "professional actor"?
6. What is the most notable award at film festivals? Do you know the origin of the name?
7. Do you think "a flop" is always a bad film?
8. Are big-budget films always box-office hits? Give an example.
9. Do you prefer dubbed or subtitled versions of foreign films? Perhaps there is an alternative?
10. Name some of the most famous Hollywood companies. Do you know their logos?
Слайд 7Этап 2
Участники конференции вправе записывать важную информацию, задавать вопросы докладчику, вести
дискуссию, высказывать сове мнение по поводу обсуждаемой темы.
После окончания официальной части конференции, обсуждение переходит в режим «круглого стола». Ведется дискуссия, обсуждается предоставленная на заслушивание информация. Каждый из участников должен высказать сове мнение.
Затем группа переходит к обсуждению проблемной ситуации. Слово предоставляется ведущему конференции, который описывает проблемную ситуацию и выдвигает вопросы для обсуждения. До донца занятия участники конференции должны прийти к консенсусу.
Слайд 8Речь ведущего «конференции»
«There are so many interesting and entertaining films, that
sometimes it is a problem to choose what to see. In this problem we are helped by film festivals. They acquaint us with the most attractive film, because films are assessed by jury of international celebrities. Nowadays there are a lot of film festivals: the Cannes festival, the Berlin festival, the Venice festival etc. The Oscars are awarded every year by the American Academy of Motion Picture Arts and Science. These statuettes are awarded to actors, film directors, screenwriters and so on for outstanding contributions to the film industry. The Oscars were first awarded in 1927. Here are some of the categories for the annual Academy Award winners. Each winner gets an Oscar. Look back over the past few years and note down who you would give your awards to for the categories below».
Слайд 9Этап 3
Участники переходят к обсуждению и определяют победителей по каждой из
предложенных категорий:
Best Film
Best Actor
Best Actress
Best Supporting Actor
Best Supporting Actress
Best Director
Best Original Screenplay (script)
Best Special Effects
Best Original Score
Best Costumes
Special Award for Services to the Cinema Industry, the Motion Picture Business, the Dream Factory, the Movie World.
Слайд 10Оценка эффективности обучения
С целью отслеживания результатов проводимой работы были выделены обобщенные
характеристики владения коммуникативной компетенции в разделе говорение на уроках английского языка.
Эффективность обучения, оцениваемая по коммуникативной готовности школьников, имеет тенденцию к росту (при анализе статистических данных за последние три года):
2014–2015 уч. г. – 45,5%;
2015–2016 уч. г. – 48%;
2016–2017 уч. г. – 68%.
Проанализирована динамика овладения учащимися навыков построения диалогического и монологического высказывания за три года, качественный анализ успеваемости и диагностика отношения учеников к предмету английский язык.
Слайд 12Результаты исследования
Результаты позволяют сделать следующие выводы:
за год увеличилось на 23% количество
школьников, которые умеют строить монологическое и диалогическое единство в нужном объеме со строгим соблюдением грамматики (на оценку «отлично»);
количество детей, допускающих одну-две грамматических ошибки осталось практически без изменения («хорошо») – разница 5%;
на 12% уменьшилось количество учащихся допускающих более двух грамматических ошибок с ограниченным лексическим запасом.
Слайд 13Выводы
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют об эффективности организации занятий по английскому
языку при помощи нетрадиционных форм организации занятий. Такая форма способствует формированию коммуникативной готовности, при помощи которой субъекты учатся понимать речь, вырабатывают речевой навык.
Речь может передаваться различными способами: при помощи слов, письменно, жестами, мимикой. Однако это все вспомогательные средства. Основным средством передачи информации является непосредственная ее передача при помощи речевого навыка. Именно этот навык и необходимо максимально развить в ходе обучения. Только тогда можно считать, что человек овладел этой компетенцией, когда он способен выразить свою мысль при помощи языка и языковых средств. Переходить к изучению невербальных средств коммуникации можно лишь после того, как студент полностью овладел речевым навыком [2, с.215].
При нестандартных формах проведения занятий раскрывается ряд возможностей: расширение словарного запаса, усвоение норм языка, ознакомление с культурой и традициями. Также изучаются языковые законы, нормы [3, с.202].
Слайд 14
Список литературы
1. Тамочкина О.А. Формирование коммуникативной готовности будущих бакалавров направления подготовки
туризм средствами английского языка // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. – С.73-77.
2. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. – М: Из-во Московского университета, 2014. – С.165-237.
3. Беляев Б.В. Очерки по психологии обучения иностранным языкам. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 229 с.
4. Кадырова С. А. Развитие критического мышления на уроке иностранного языка/ С. А. Кадырова // Молодой ученый. - 2015. - №3. - С. 777-780.
5. Leisure: уч. пособие по устной практике для студентов 2 курса факультета «Референт-переводчик» / В. А. Куприна, К. М. Заплишная; Нар. укр. акад., [каф. герм. и роман. филол.]. – Х.: Изд-во НУА, 2015. – 100 с.