Слайд 1НОРМАКИНА ЮЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА
МБОУ «ПЕТРОВСКАЯ ШКОЛА №1»
ЕГЭ
Устная часть
Слайд 2Оценивание устной части:
максимальное количество баллов, которое можно получить за 1 задание
(чтение вслух) – 1 балл,
2 задание (запрос информации, т.е. вопросы) – 5 баллов,
3 задание (тематическое монологическое высказывание базового уровня, т.е. описание фото) – 7 баллов,
4 задание (тематическое монологическое высказывание высокого уровня, т.е. сравнение двух фото) – 7 баллов.
Итого максимальный балл за устную часть –
20 баллов.
Слайд 31 задание устной части
контроль навыков техники чтения, в котором проверяется понимание
экзаменуемым содержания читаемого, которое проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: 1) интонация, 2) беглость речи, 3) паузация, 4) фразовое ударение, 5) тон и его движение, 6) звуки в потоке речи, 7) словесное ударение.
Слайд 4При проверке 1 задания ОБЯЗАТЕЛЬНО обращается внимание на владение правилами чтения
и исключениями из правил, отсутствие грубых ошибок, искажающих смысл слова и приводящих к сбою коммуникации:
дифференцирование долгих и кратких гласных
[iː] – [ɪ] ( peak – pick) ; [ɔː] – [ɒ] (short – shot); [ɑː] – [ʌ] ( heart – hut); [ u:] - [ u ] (pool – pull)
дифференцирование межзубных [ ð ]/[ θ ] и фрикативные согласные[z]/[s], без замещения их межзубными фрикативными (think – sink);
дифференцирование губно-губного [w] и губно-зубного [v];
дифференцирование гласных [ɔː] и [ɜː] (walk – work, form – firm);
владение «связующим r» (linking r),
использование сильной и слабой форм местоимений и других служебных слов.
Слайд 5 При этом ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы экзаменуемый умел:
противопоставить согласные [p]
– [b], [t] – [d], [k]– [g] по силе/слабости, то есть сопровождать произношение сильных согласных [p], [t],[k] придыханием, аспирацией, наиболее проявляющейся в позиции перед ударной гласной (исключая сочетания [sp], [st], [sk], так как в них аспирация не наблюдается);
слабые согласные [b], [d], [g] в конце слова не превращать в сильные и не сопровождать полным взрывом;
соблюдать позиционную долготу гласных, зависящую от того, следует ли за ней сильный или слабый согласный;
избегать палатализации согласных перед гласными [i], [iː], [e], [æ], [ɜː], [eɪ], [ɪə].
Слайд 6При чтении вслух экзаменуемый должен ОБЯЗАТЕЛЬНО продемонстрировать в области интонации (их
отсутствие ведет к снижению оценки):
расстановка пауз – правильное деление текста на смысловые группы (отрезки), с помощью пауз, варьирующихся по длине (более короткие внутри предложения, более длинные в конце предложения);
расстановка фразового ударения – чередование ударных и неударных слов в зависимости от характера слов (служебные vs знаменательные части речи);
владение нисходящим тоном для законченной смысловой группы;
владение восходящим тоном для оформления незаконченной группы, в том числе в случае перечисления;
правильное интонационное оформление разных коммуникативных типов высказывания.
Слайд 7
При этом ЖЕЛАТЕЛЬНО также, чтобы экзаменуемый продемонстрировал:
владение основным
мелодическим контуром – нисходящей шкалой;
владение логическим ударением (нисходящим тоном с целью эмфазы);
владение ритмом, характеризующимся появлением ударных слогов через равные промежутки времени.
Слайд 8Экзаменуемый получает 1 балл, если чтение воспринимается легко: отсутствуют необоснованные паузы;
есть фразовое ударение и интонационные контуры, слова прооизносятся без нарушений нормы (допускается не более 5 фонетических ошибок, в т.ч. 1–2 ошибки, искажающие смысл).
Если же речь воспринимается с трудом из-за большого количества неестественных пауз, запинок, неверной расстановки ударений и ошибок в произношении слов, ИЛИ сделано более 5 фонетических ошибок ИЛИ сделано 3 и более фонетических ошибок, искажающих смысл, ответ оценивается в 0 баллов.
Слайд 9Фонетические ошибки, искажающие смысл:
неправильное произношение звука (замена фонемы), которое приводит к
искажению смысла (live – leave, cut – cart);
неправильное произношение слова, когда оно становится неузнаваемым (put произносится с тем же звуком, что cut или слово science – с двумя согласными в начале);
неверная расстановка пауз, искажающая смысл высказывания;
Таким образом, под фонетическими ошибками, искажающими смысл, понимаются ошибки, которые приводят к сбою в коммуникации.
Слайд 102 задание устной части -
это условный диалог-расспрос с опорой на вербальную
ситуацию и фотографию (картинку).
Задание проверяет умения диалогической речи: 1) осуществлять запрос информации; 2) обращаться за разъяснениями; 3) точно и правильно употреблять языковые средства оформления высказывания.
Слайд 11
Вопрос задан, если возможные погрешности не затрудняют восприятия, если
коммуникация состоялась, то выставляется 1 балл.
Если вопрос не задан или задан с ошибками, искажающими его содержание, произошёл сбой коммуникации, то выставляется 0 баллов.
Максимально за правильное выполнение этого задания экзаменуемый может получить 5 баллов.
Слайд 12
Вопрос засчитывается, если он по содержанию 1)
отвечает поставленной коммуникативной задаче;
2) имеет правильную грамматическую форму прямого вопроса;
3) возможные фонетические и лексические погрешности не затрудняют восприятия
Слайд 13Что значит
«отвечает поставленной коммуникативной задаче»?
запрос информации осуществлен и соответствует
коммуникативной установке, данной в задании, употребленная лексика, грамматические средства и фонетические погрешности не искажают смысл высказывания.
Слайд 14Что значит «правильная грамматическая форма прямого вопроса»?
Учитывается порядок слов в
вопросе, форма глагола в нужной видовременной форме. Тип вопроса должен соответствовать содержанию плана, т.е. установке.
Не учитываются ошибки в артиклях, предлогах (если они не меняют смысл высказывания).
Слайд 15
Вопрос, начинающийся с вежливого оборота “Could you tell me …?” принимается
только если за ним следует полный косвенный вопрос с соответствующим порядком слов, т.е. “Could you tell me where the hotel is situated?”. В этом случае мы рассматриваем “Could you tell me …?” как прямой вопрос «Не могли бы вы сказать…?»
Слайд 16
Если в придаточном предложении используется вопросительный порядок слов “Could you tell
me where is the hotel situated?” - это грамматическая ошибка, вопрос не принимается.
Сокращенные вопросы типа “Could you tell me about the price?” и “What about…” не принимаются.
Слайд 17Что значит «возможные фонетические погрешности»?
это фонетические ошибки, не затрудняющие восприятие
смысла высказывания. При этом интонация соответствует типу вопроса (общий, специальный и т.п.). Но в настоящее время большинство экспертов считает нецелесообразным ставить 0 баллов только за несоответствие интонации типу вопроса.
Слайд 18В заданиях 3 и 4 устной части на контроль выносятся следующие
умения монологической речи:
строить высказывание в заданном объеме в контексте коммуникативной задачи в различных стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения;
логично и связно строить высказывание;
использовать стратегии описания, сообщения, рассуждения;
точно и верно употреблять языковые средства оформления монологического высказывания.
Слайд 193 задание устной части
это создание монологического тематического высказывания с опорой на
вербальную ситуацию и визуальную информацию (одну, выбранную из трёх предложенных, фотографию)
Слайд 203 задание устной части
проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в
контексте коммуникативной задачи в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и социально-трудовой сфер общения.
Слайд 213 задание устной части
оценивается по трём критериям:
решение коммуникативной задачи/содержание (макс.
– 3 балла);
организация устного высказывания (макс. – 2 балла);
языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).
Слайд 22Решение коммуникативной задачи
Если коммуникативная задача выполнена менее чем на 50%, т.е.
3 и более аспектов содержания не раскрыты, объем высказывания менее 6 фраз, ответ оценивается в 0 баллов по данному критерию. Важная особенность оценивания задания 3: при получении экзаменуемым 0 баллов по критерию «Решение коммуникативной задачи» всё задание оценивается в 0 баллов.
Слайд 23Решение коммуникативной задачи
Если коммуникативная задача выполнена не полностью: 2 аспекта не
раскрыты (остальные раскрыты полно) ИЛИ все аспекты раскрыты неполно (объем высказывания - 6-8 фраз), выставляется 1 балл.
Слайд 24Решение коммуникативной задачи
Если коммуникативная задача выполнена частично: 1 аспект не раскрыт
(остальные раскрыты полно) ИЛИ 1-2 раскрыты неполно (объем высказывания - 9-11 фраз), выставляется 2 балла.
Слайд 25Решение коммуникативной задачи
Если коммуникативная задача выполнена полностью: содержание полно и развернуто
отражает все аспекты, указанные в задании (объем высказывания – 12-15 фраз), выставляется 3 балла.
Слайд 26Организация высказывания задания 3
Полное завершенное монологическое высказывание должно 1) содержать вступление
и заключение, 2) быть логичным, т.е. следовать предложенному плану.
Использование средств логической связи вынесено в отдельный пункт в схеме оценивания
Слайд 27Организация высказывания задания 3
Если 1) высказывание нелогично И/ИЛИ не носит завершенного
характера; 2) вступление и заключение отсутствуют; 3) средства логической связи не используются, ответ оценивается в 0 баллов.
Слайд 28Организация высказывания задания 3
Если высказывание в основном логично и носит достаточно
завершенный характер, НО отсутствует вступительная ИЛИ завершающая фраза, ИЛИ средства логической связи используются недостаточно, выставляется 1 балл.
Слайд 29Организация высказывания задания 3
Если высказывание логично и носит завершенный характер;
имеется
вступление и заключение, соответствующие теме,
средства логической связи используются правильно, ответ оценивается в 2 балла.
Слайд 30 Языковое оформление высказывания 3 задания
Это задание базового уровня, и к
нему предъявляются требования в рамках программы базового уровня. Но если понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (5 и более лексико-грамматических ошибок или (и) 5 и более фонетических ошибок) ИЛИ более 2 грубых ошибок, ответ оценивается в 0 баллов.
Слайд 31Грубые ошибки задания 3
это ошибки, искажающие смысл и ведущие к сбою
в коммуникации (например, учащийся вместо слова “reason” использует слово “cause” - грубая лексическая ошибка), либо ошибка базового уровня (например, игнорирование окончания –s 3-его лица единственного числа глаголов в настоящем простом времени). Т. Е. грубые ошибки приводят к значительным затруднениям или сбою в коммуникации.
Слайд 32 Языковое оформление высказывания 3 задания
Если используемый словарный запас, грамматические структуры,
фонетическое оформление высказывания в основном соответствуют поставленной задаче (допускается не более 4-х лексико-грамматических ошибок (из них не более 1-й грубой) или (и) не более 4-х негрубых фонетических ошибок (из них не более 1-й грубой), выставляется 1 балл.
Слайд 33Языковое оформление высказывания 3 задания
Если используемый словарный запас, грамматические структуры, фонетическое
оформление высказывания соответствуют поставленной задаче (допускается не более 2-х негрубых лексико-грамматических ошибок или (и) не более 2-х негрубых фонетических ошибок, ответ оценивается в 2 балла.
Слайд 34 Задание 4 высокого уровня сложности
это создание монологического тематического
высказывания с элементами сопоставления и сравнения, с опорой на вербальную ситуацию и фотографию (сравнение двух фотографий), оно проверяет умение строить высказывание в заданном объёме в контексте коммуникативной задачи
Слайд 35Задание 4 высокого уровня сложности
оценивается по трём критериям:
решение коммуникативной задачи, т.е.
содержание (макс. – 3 балла),
2) организация устного высказывания
(макс. – 2 балла),
3) языковое оформление высказывания (макс. –2 балла).
Слайд 36
Различие между заданиями 3 и 4:
1) разный
уровень сложности коммуникативно-когнитивной задачи (описание фотографии + сравнение двух фотографий) и
2) разные требования к языковому оформлению высказывания (от учащегося требуется более широкий набор лексических единиц, грамматических форм и синтаксических структур)
Слайд 37Различия между заданиями 3 и 4
В задании 3 используются, в первую
очередь, стратегии повествования и описания и частично рассуждения.
В задании 4 – на первый план выходят стратегии рассуждения, а затем уж описания.
Слайд 38Решение коммуникативной задачи задание 4
Соответствие теме и ситуации общения, указанной в
коммуникативном задании,
полнота и точность раскрытия темы,
продуктивность речи,
соответствие объему высказывания.
Слайд 39Решение коммуникативной задачи задание 4
Под полным и
развернутым ответом понимается точный и развернутый в нескольких предложениях ответ на каждый пункт плана.
+ использование стратегии рассуждения, описания, повествования
Слайд 40 Решение коммуникативной задачи задание 4
Важен объем высказывания: для получения максимального
балла (3 балла) монологическое высказывание экзаменуемого должно содержать 12-15 фраз (в среднем по 3 фразы на каждый пункт плана); для получения 2 баллов требуемый объем – 9-11 фраз.
Слайд 41Организация высказывания задание 4
логичность в изложении материала, связность текста, которая обеспечивается
правильным использованием языковых средств передачи логической связи между отдельными частями высказывания (союзы, вводные слова, местоимения и т.п.),
2) композиция текста (деление текста на вступительную фразу, основную часть и заключительную фразу согласно плану).
Слайд 42Что означает «высказывание логично и носит завершенный характер»?
1) Высказывание связно,
2) соответствует плану имеет четкую композицию, в том числе вступительную и заключительную фразу, соответствующую ситуации.
Монологическое высказывание не заканчивается на середине фразы.
Слайд 43Что понимается под «языковым оформлением высказывания»?
точность в выборе слов и выражений
и их соответствие теме и ситуации общения;
правильность формирования лексических словосочетаний,
соблюдение сочетаемости английского языка;
запас слов и разнообразие используемой лексики (синонимы, антонимы, фразеологизмы),
Слайд 44Что понимается под «языковым оформлением высказывания»?
5) точность в выборе грамматической конструкции
в соответствии с целью высказывания,
6)разнообразие и правильность используемых грамматических средств,
7) соответствие используемых конструкций высокому уровню.
Слайд 45 Что понимается под лексическими ошибками?
Нарушения в использовании слов в
контексте, словосочетаний.
Что понимается под грамматическими ошибками?
Нарушения в использовании грамматических средств.
Слайд 46Что такое грубые ошибки?
Типичные ошибки элементарного уровня и ошибки, которые меняют
смысл высказывания.