Слайд 1 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ УРОКА
Слайд 2Педагогический анализ урока – процесс, направленный на раскрытие сущности и механизма
осуществления урока, процесс осознания и самопознания, формирующий у учителя аналитические способности, развивающий интерес и определяющий необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
Слайд 3Типы уроков:
— комбинированные (смешанные);
— изучения новых знаний;
— формирования новых умений;
— обобщения
и систематизации изученного;
— контроля и коррекции знаний, умений;
— практического применения знаний, умений.
Слайд 4Комбинированный урок
1.Организационный этап.
2. Этап проверки домашнего задания.
3. Этап всесторонней проверки
знаний.
4. Этап усвоения новых знаний.
5. Этап закрепления и первичной проверки новых знаний.
6. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Слайд 5Виды анализа урока:
- Структурный анализ урока;
- Аспектный анализ урока;
- Комплексный анализ
урока;
Слайд 6Структурный анализ урока
I. Анализ организационного этапа.
1. Приветствие.
2. Определение отсутствующих.
3. Проверка готовности
учащихся к уроку.
4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
5.Организация внимания.
Слайд 7II. Анализ этапа проверки домашнего задания.
1. Выявление факта выполнения
задания всем классом.
2. Обязательное выяснение причин невыполнения задания отдельными учениками и принятие мер, чтобы оно обязательно было выполнено на следующий день.
3. Определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления.
4. Исправление ошибок, допущенных учащимися в домашней работе, чтобы они не закрепились в их памяти.
5. Привлечение, когда это возможно, учеников-консультантов к проверке домашнего задания.
6. Использование взаимопомощи и самоконтроля учащихся.
7. Осмысление учителем своей собственной деятельности на прошлом уроке.
Слайд 8III. Этап всесторонней проверки знаний.
1.Проверка различными методами объема и
качества усвоения материала отдельными учениками.
2.Проверка образа мышления отвечающих учеников.
3.Проверка сформированности общеучебных навыков и умений. 4.Комментирование (оценивание) ответов учащихся.
5.Организация учебной деятельности всего класса во время ответа вызванных к доске учащихся.
Слайд 9IV. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
1.Сообщение темы изучаемого материала.
2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи изучения нового материала.
3.Показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению; постановка перед учащимися учебной проблемы.
Слайд 10V. Этап усвоения новых знаний.
1. Организация внимания и процесса
восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала.
2. Обучение учащихся собственной деятельности по изучению и овладению содержанием этого материала.
Слайд 11VI. Этап закрепления новых знаний.
1. Закрепление новых знаний
и умений.
2. Развитие осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий.
3. Закрепление только что изученного материала на основе творческого его применения на практике, в нестандартных ситуациях.
4. Выработка соответствующих умений и навыков.
Слайд 12VII. Этап информирования учащихся о домашнем задании
1. Подведение
итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал ответственно и старательно, что нового узнали учащиеся на уроке.
2. Мотивирование домашнего задания: пробуждение в учащихся любознательности, апеллирование к их чувству долга; учет индивидуальных склонностей и желаний.
3.Инструктаж по выполнению домашнего задания. Использование дифференцированных и индивидуальных домашних заданий, а также добровольных заданий как сильное воспитательное средство.
Слайд 13 Анализ урока в аспекте развития интеллекта учащихся
1) подготовка урока
с точки зрения развития у учеников составляющих интеллектуальной сферы;
2) соответствие управляющих действий учителя по ходу урока закономерностям мыслительной деятельности учащихся;
3) формирование рефлексивных компонентов мыслительной деятельности;
4) формирование общих приемов мыслительной деятельности;
5) обучение учащихся приемам логической, смысловой обработки материала;
6) обучение учащихся оценке и анализу работ своих товарищей, своей мыслительной деятельности;
7) критерии понимания материала;
8) использование коллективной мыслительной деятельности;
9) сформированность элементов творческого мышления, гибкость ума, самостоятельность, осознанность и пр.;
10) учёт различий школьников по основным качествам интеллектуальной сферы.
Слайд 14Комплексный анализ урока:
1.Общая оценка урока.
2.Оценка знания учителем своего класса,
видение им места урока в системе других уроков (на основе самоанализа урока учителем).
3.Анализ и оценка правильности выбора триединой дидактической на каждом этапе ТДЗ.
4.Оценка типа урока, его структуры, выделение главного этапа, на котором в основном определялся успех(неудача) в достижении цели урока.
Слайд 15 5.Оценка каждого этапа урока, исходя из уровня решения на каждом
этапе ТДЗ через анализ её взаимосвязи с содержанием, методами и формами организации деятельности учащихся.
6.Оценка правильности выбора методов обучения.
7.Оценка выбора форм организации учебно-познавательной деятельности.
8.Оценка взаимосвязи решения дидактических задач на каждом этапе с дидактическими задачами других этапов и выяснение влияния каждого этапа на достижение дидактической цели урока.