Слайд 1Коммуникативные умения и методические рекомендации
по формированию коммуникативных умений.
Слайд 2Название графика
2008
2009
2010
2011
30
0
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста,
образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся коммуникативной деятельностью.
Слайд 3В настоящее время нет единого подхода к определению понятия «коммуникативные умения».
По мнению Р.С. Немова
«коммуникативные умения» – специфические умения, проявляющиеся в процессе общения людей друг с другом. Коммуникативные умения включают способности, связанные с использованием языка и других, в том числе невербальных, средств передачи информации от человека к человеку.
Слайд 4В «Большой современной энциклопедии» Е.С. Рапацевич определяет «коммуникативные умения»
как умения,
которые обеспечивают постоянный живой процесс взаимодействия людей, человека с самим собой. Коммуникативные умения обеспечивают все многообразие жизнедеятельности, отношений, самопроявления и самоутвержления индивидов; обмен информации, взаимопонимания, деловое сотрудничество, творчество, развивающее психику, обогащающее сознание.
Слайд 5В своей книге «Основы коммуникативной методики обучения иностранному языку» Е.И. Пассов
определил «коммуникативные умения» как «способность управлять речевой деятельностью в условиях решения коммуникативных задач общения».
Слайд 6Методы, отражающие личностно-ориентированный характер иноязычного образования, должны отвечать таким требованиям, как:
• создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно и свободно; стимулировать интересы обучаемого, развивать у него желание практически использовать иностранный язык, а также потребность учиться;
Слайд 7• затрагивать личность ученика в целом, вовлекать в учебный процесс его эмоции,
чувства и ощущения, соотноситься с его реальными потребностями, стимулировать его речевые, творческие способности;
• создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; учащийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами, нежели с заданными учителем приемами и средствами обучения,
Слайд 8Формирование коммуникативных умений у учащихся в процессе изучения иностранного языка отличается
длительностью (развитие коммуникативных умений учащихся осуществляется в течение всего периода изучения иностранного языка в школе);
Слайд 9поступательностью (используемые приемы развития коммуникативных способностей вводятся от простого к сложному,
и соотносятся с возрастными возможностями учащихся);
направленностью (используемые в процессе учебной деятельности приемы и методы предназначены для целенаправленного развития каждого структурного компонента коммуникативных умений, а, следовательно, и коммуникативных умений в целом).
Слайд 10Коммуникативный метод обучения как вид речевой деятельности и средство общения включает
в себя пять принципов:
а) принцип речемыслительной активности,
б) принцип индивидуализации при ведущей роли личностного аспекта,
в) принцип функциональности,
г) принцип ситуативности,
д) принцип новизны.
Слайд 11Содержание развития коммуникативных умений учащихся зависит от:
1. Процесс учебного взаимодействия на
занятиях:
обучение использованию различных схем и таблиц
различные виды чтения и аудирования
развитие письменной речи
смещение акцента с обучения монологу на обучение диалогу
Слайд 122. Использование активных методов обучения:
метод проектов
широкое использование ИКТ
3. Проблемные задания:
поисково-игровые
коммуникативно-поисковые
коммуникативно-ориентированные
познавательно-поисковые
культуроведческие
лингвистические поисковые
Слайд 134. Самостоятельная работа по изучению английского языка:
сообщение
доклад
реферат
проект.
Слайд 14Развитие коммуникативных умений школьников необходимо отслеживать, контролировать и корректировать.
Виды контроля:
самоконтроль,
самооценка,
взаимоконтроль,
творческая форма контроля «открытого типа» наряду с объективизированными контрольно-тестовыми заданиями,
рефлексия собственной учебной деятельности,
совместное решение проблемных задач.
Слайд 15 В настоящее время в методике преподавания иностранных языков предпочтение
отдается:
- структурно-ориентированным методам, направленным на формирование определенных навыков произношения, отбор лексического материала, грамматического оформления высказывания;
- коммуникативно-ориентированным методам, направленным на формирование умений адекватно выражать мысли на конкретном языке.
Слайд 16 Обучение при этом осуществляется через задания (activities), которые реализуются
с помощью методических приемов (techniques) и упражнений (exercises).
Слайд 17Примером нетрадиционных методов общения учащихся в этом случае будут задания следующих
видов:
- communication games (коммуникативные игры);
- communicative stimulations in role-plays and problem-solving (коммуникативные стимуляции);
- socialization (свободное общение).
Слайд 18Не маловажную роль при реализации нетрадиционных методов играет информативная компетенция учащихся,
которая включает:
информационные «фреймы» (frames);
сложившиеся знания (schemata);
языковую картину мира (language representation of the world) в ее иноязычной форме;
Слайд 19 фоновые знания (background knowledge);
общий кругозор (general knowledge).
В качестве примеров нетрадиционных методов можно привести «скетч», «ролевую игру», «круглый стол», «дискуссию».
Слайд 20При этом необходимо создать положительные условия для активного и свободного участия
личности в деятельности. Эти условия сводятся к следующему:
учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
каждый участник группового общения остается в фокусе внимания остальных;
Слайд 21 самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний;
поощряются пусть противоречивые,
парадоксальные, даже «неправильные» суждения, но свидетельствующие о самостоятельности учащихся, об их активной позиции;
участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания;
Слайд 22 использование языкового материала подчиняется задаче индивидуального речевого замысла;
языковой материал
соответствует речемыслительным возможностям говорящего;
отношения строятся на безоценочности, некритичности (сопереживании и понимании переживаний других).
Слайд 23Анализ коммуникативных умений учащихся, разбивают их на следующие блоки:
Требования к
обучению говорения.
Сферы общения и тематика (умение общаться со сверстниками).
Диалогическая речь (различные виды диалогов, в т.ч. расспрос, обмен мнениями, информацией и т. п.).
Слайд 24Монологическая речь (высказывания, пересказывание услышанного, увиденного или прочитанного и т. п.).
Каждый из блоков подразумевает развитие определенных коммуникативных умений.
Слайд 25 Образование – это мощнейшее средство формирования не
только и не столько умственных способностей, сколько духовной, эмоционально-чувственной стороны личности, в определенной мере программирующей его развитие и жизненный путь. Конечный результат деятельности ученика является показателем правильной деятельности учителя.
Зажечь огонёк интереса в глазах ребёнка, сделать обучение посильным и радостным – непростое задание для каждого учителя.
Слайд 26 Именно поэтому, развитие коммуникативных умений у учащихся
на уроках английского языка является базовым механизмом иноязычного общения, который в будущем выпускники смогут развивать и совершенствовать соответственно с личными потребностями.
Слайд 27СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентацию подготовила
учитель английского языка
Саратова С.Ю.
МБОУ СОШ №25
Г. Сергиев
Посад