Слайд 12011
2012
КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре строительный колледж»
70 лет
Нетрадиционные методы
обучения диалогической речи
Кузова Е.
В., преподаватель английского языка
Слайд 2В плане диалогической речи ученики должны уметь вести беседу, реализуя такие
коммуникативные функции, как получение информации; обмен мнениями (впечатлениями, суждениями) о спектакле, фильме, книге и т. п.; возражение по поводу оценки того или иного факта, события с обоснованием своей точки зрения. При этом учащиеся должны использовать в своей речи различные инициативные реплики (вопросы, восклицания, просьбы, приказания, приглашения) и ответные реплики (согласие или отказ, сообщение сведений, переспрос, возражение, дополнение, уточнение).
Слайд 3 Но, не обеспечив мотивации, невозможно добиться выполнения программных требований.
Как показал опыт работы одним из эффективных средств создания мотива к иноязычному общению учащихся являются нетрадиционные методы обучения. К ним можно отнести ролевые игры и прием инсценировки.
Слайд 4Ролевая игра
В методической литературе ролевая игра определяется как спонтанное
поведение учащихся, их реакция на поведение других людей, участвующих в гипотетической ситуации. Ролевая игра — это своеобразный учебный прием, при котором учащийся должен свободно говорить в рамках заданных обстоятельств, выступая в роли одного из участников иноязычного общения.
Слайд 5 Обязательным элементом игр является разрешение проблемной ситуации. Это улучшает
мотивированность высказываний, делает их более аргументированными и эмоциональными. Ролевая игра, основанная на решении той или иной проблемы, обеспечивает максимальную активизацию коммуникативной деятельности учащихся. Поиск решения поставленной задачи обусловливает естественность общения. Постановка проблемы и необходимость ее решения служат также развитию критического мышления у учащихся. И, наконец, необходимость тщательного продумывания ситуации, поиска правильного решения развивает логическое мышление, умение аргументировать и контраргументировать, убеждать собеседника.
Слайд 6
Исследователи разработали определенные правила ролевых игр, а именно:
учащийся должен уметь поставить
себя в ситуацию, которая может возникнуть в реальной жизни;
учащийся должен адаптироваться к своей роли в предложенной ситуации, при этом в одних случаях он может играть самого себя, в других — взять на себя воображаемую роль;
участникам ролевых игр необходимо вести себя так, как если бы все происходило в реальной жизни, их поведение должно соответствовать их роли;
участники игры должны концентрировать свое внимание на использовании единиц английского языка в целях коммуникации, а не на их закреплении.
Слайд 7
Помимо перечисленных правил выделяются пять категорий ролей:
врожденные, т. е. определяющие пол
и возраст участника игры,
приписанные, т. е. национальность или принадлежность к той или иной социальной группе,
приобретенные, т. е. конкретизирующие профессию,
действенные, т. е. предлагающие круг действий в данной ситуации (например, визит к врачу),
функциональные, т. е. определяющие функции общения (например, предложение помощи, выражение сочувствия).
Слайд 8 Наиболее важными при обучении иностранному языку представляются две последние
категории ролей. В частности, функциональные роли могут рассматриваться как минимальные коммуникативные блоки, из которых складывается ролевая игра. Эти блоки могут войти во множество различных ситуаций, поэтому их необходимо отрабатывать на подготовительном этапе. А действенные помогают выбрать путь решения поставленной задачи.
Слайд 9 Некоторые методисты отмечают, что дети с удовольствием погружаются
в ролевые игры, в то время как взрослые и подростки не очень активно в них участвуют, боясь показаться смешными. Поэтому очень важно подготовить учащихся к ролевой игре. Прежде всего, следует по-иному разместить учащихся в аудитории. Наиболее рациональным представляется размещение полукругом, когда каждый учащийся находится в контакте и с учителем, и с товарищами.
Слайд 10Большинство методистов выделяют в ролевой игре три этапа:
подготовительный, собственно игру
и заключительный. Некоторые авторы предлагают более детальный план:
подготовительный этап в классе,
подготовительный этап дома,
собственно игра,
заключительный этап.
Подготовительный этап в классе предусматривает вступительную беседу преподавателя, который знакомит учащихся с ролевой ситуацией и с лексикой ролевой игры.
Подготовка дома включает чтение текстов, статей по проблеме.
После проведения ролевой игры необходимым элементом является заключительный этап, предусматривающий выполнение определенных заданий (например, написать статью в газету по проблеме, письмо другу и т. д.).
Слайд 11
В зависимости от цели занятия и уровня подготовленности учащихся ролевые игры
могут проводиться в парах, в подгруппах и в целой группе.
Ролевая игра в парах — самый простой вид ролевых игр. Здесь можно использовать анкеты, которые учащиеся должны заполнить, задавая друг другу вопросы.
Ролевые игры в подгруппах могут проводиться по-разному. Многие авторы считают, что все подгруппы должны играть одновременно, а преподаватель контролировать их работу, переходя от одной подгруппы к другой. Но допускается и такой вариант, когда подгруппы играют по очереди: одна подгруппа играет, а остальные слушают и оценивают с тем, чтобы принять участие в дальнейшем обсуждении. Иногда работа в подгруппах может быть первой ступенью к проведению ролевых игр на более высоком уровне — когда все участники разыгрывают дискуссии, «круглые столы» и др.
Слайд 12Ролевые карты
Заслуживают внимания и так называемые «ролевые карты». Каждый
участник получает карточку, одна ее сторона одинакова для всех, она содержит информацию о ролевой ситуации, о проблеме, которую надо решить. Обратная сторона карточек содержит информацию о данном действующем лице, указывает возможную линию его поведения.
Слайд 13
Итак, ролевая игра:
это обучение в действии, повышающее качество обучения;
это в высшей
степени мотивирующий фактор, так как она (игра) вызывает интерес учащихся, особенно в плане непредсказуемости развязки;
дает учащимся опору: подсказывает, какими речевыми моделями можно выразить ту или иную мысль именно в данной конкретной ситуации;
сопровождается, как правило, эмоциональным подъемом, что положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность
Слайд 14Практическое применение:
На своих занятиях мы стараемся использовать ролевую игру после изучения
лексики и грамматики по определенной теме.
Так, по теме “About myself” , студенты учатся в ролевых ситуациях знакомиться с иностранцами, расспрашивать об их семьях, отвечать на вопросы о себе.
По теме “Town” , представляют себя за рубежом и учатся расспрашивать дорогу, а также объяснять зарубежным гостям, как добраться до нужного объекта.
Также, изучая лексику по специальности, учащиеся применяют ее в речевых ситуациях, например «В автомастерской», «На бензоколонке», «В банке» и т.д.
Разыгрывание таких ситуаций всегда вызывает живой интерес и желание говорить по - английски. А это самое главное!