Слайд 1Характеристика интерактивных методов обучения, их преимущества и недостатки.
Подготовили: Колесова М.Д.
Слайд 2Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с
кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). «interact» от англ.: «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Слайд 3Особенности взаимодействия преподавателя и обучающегося:
– пребывание субъектов образования в одном смысловом пространстве;
– совместное
погружение в проблемное поле решаемой задачи, т. е. включение в единое творческое пространство;
– согласованность в выборе средств и методов реализации решения задачи;
– совместное вхождение в близкое эмоциональное состояние, переживание созвучных чувств, сопутствующих принятию и осуществлению решения задач.
Слайд 4«Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я
запомню; дай сделать – и я пойму»
Интерактивные формы проведения занятий:
пробуждают у обучающихся интерес;
поощряют активное участие каждого в учебном процессе;
обращаются к чувствам каждого обучающегося;
способствуют эффективному усвоению учебного материала;
оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);
формируют у обучающихся мнения и отношения;
формируют жизненные навыки;
способствуют изменению поведения.
Слайд 5Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены
в той или иной мере все участники.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы.
Слайд 6Обязательные условия организации интерактивного обучения:
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между
обучающим и обучающимися;
демократический стиль;
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Слайд 7Основные интерактивные формы обучения
творческие задания;
работа в малых группах;
обучающие игры (ролевые игры,
имитации, деловые игры и образовательные игры);
использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки);
изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», мозаика (ажурная пила), использование вопросов, сократический диалог);
тестирование;
разминки;
обратная связь;
дистанционное обучение.
обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
разрешение проблем («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»);
тренинги.
Слайд 8Преимущества
Ориентация на все уровни познания;
учитель сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как
лидер;
активная роль обучающихся, которая заключается в принятии важных решений по поводу процесса обучения и его ходе;
внутренний источник мотивации обучающихся;
как правило, высокий процент усвоения знаний.
Исходя из вышеизложенного среди главных преимуществ применения интерактивных методов на уроке можно назвать личностно-ориентированный подход в обучении, коллективное обучение, обучение в сотрудничестве, в которых и обучающиеся и учитель являются субъектами учебного процесса. Приобретение учащимися опыта нахождения решения, который основывается не только на его собственном опыте, но и на опыте одноклассников и учителя.
Слайд 9Недостатки
Меньший, по сравнению с пассивными методами контроль над объемом и глубиной
изучения, временем и ходом обучения;
результаты обучающихся менее предсказуемы;
неготовность некоторых учителей отойти от руководящей роли на уроке, страх показать свою некомпетентность в некоторых вопросах.
Слайд 10Использование в работе технологии интерактивного обучения дает
ученику:
развитие личностной рефлексии;
осознание включенности в
общую работу;
становление активной субъектной позиции в учебной деятельности;
развитие навыков общения;
принятие нравственности норм и правил совместной деятельности;
повышение познавательной активности.
классу:
формирование класса как групповой общности;
повышение познавательного интереса;
развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
учителю:
нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.